Проигранная борьба, или Если Трамп отказался вдруг…

Точка зору

На минувшей неделе произошло событие, вызвавшее в Украине крайне негативный резонанс. 

После встречи в Белом доме с президентом Польши Анджеем Дудой Дональд Трамп заявил, что США не рассматривают введение санкций против компаний, участвующих в строительстве газопровода "Северный поток-2". За несколько дней до этого, в своем выступлении на одной из панелей конференции YES, глава "Нафтогаза" Андрей Коболев заявил, что битва против "Северного потока-2" проиграна. "Я всегда улыбаюсь, когда пытаются озвучить аргумент, что мы будем конкурировать тарифами и различными условиями с "Северным потоком-2", и что это не проигранная борьба. Она уже проиграна", — сказал он, если верить цитате из сообщений СМИ. Таким образом, для главного специалиста отрасли заявление Трампа вряд ли стало сюрпризом, как и для многих экспертов, не понаслышке знакомых с тем, как именно велась эта борьба. 

Очевидный факт, что Россию с Германией нельзя победить растопыренными пальцами, и что удар всегда эффективнее, когда они сжаты в кулак, был проигнорирован и на Банковой, и на Грушевского. Несмотря на многочисленные призывы на всех возможных уровнях к объединению всех имеющихся инструментов воздействия на сторонников и участников проекта — политических, парламентских, правительственных, экспертных, этого так и не было сделано. Разрозненные усилия на различных этапах приводили к промежуточным успехам, как, например, обещания Меркель сохранить украинский транзит или подготовка решения ЕС о распространении на офшорные трубопроводы Третьего энергопакета (немедленно пущенного под откос немецкими юристами), однако системную работу так и не удалось организовать. На заключительном этапе борьбы против "Северного потока-2" в ходе многочисленных обсуждений, круглых столов и конференций, на которых украинская сторона в большинстве случаев уговаривала сама себя, а также представителей ряда иностранных посольств, стало ясно, что новых аргументов уже нет, а старые не работают. В кулуарах все чаще стала звучать мысль, что однажды наступит спасение, и вступит в силу грозное оружие под названием "американские санкции", которые должен ввести Дональд Трамп, и победа будет за нами. И президент США, действительно, даже говорил об этом, и не раз, особенно находясь летом в Европе. Россия даже успела обвинить США в применении нечистоплотных средств по продвижению американского сжиженного газа на европейский рынок (и Польша действительно подписала с американскими поставщиками контракт), а Германия попросту отмахнулась, заявив, что проект будет реализован, невзирая на позицию Вашингтона. 

Разумеется, среди отечественных экспертов не было недостатка и в тех, которые с самого начала предполагали, что вероятность введения подобных санкций крайне мала. Во-первых, само название трубопровода "Северный поток-2" появилось в санкционном законодательстве США благодаря активному лоббированию и позиции Конгресса, но отнюдь не Администрации, которой и принадлежит прерогатива их практического воплощения. Дело в том, что исполнительная власть может вводить подобные санкции, но вовсе не обязана это делать. 

Во-вторых, учитывая постоянные заявления Трампа о намерениях наладить отношения с Россией, введение санкций в связи с проектом, который никак напрямую не касается США, было бы удивительным. Факт его реализации был использован Трампом для того, чтобы пристыдить европейцев (и в первую очередь немцев) сотрудничеством с Россией, от которой США и НАТО собираются этих самых европейцев защищать. Даже если в администрации Трампа есть энтузиасты резкого увеличения экспорта американcкого LNG в Европу, это пока еще только перспектива, а не реальность. 

В-третьих, введение подобных санкций реально обострило бы и без того крайне напряженные отношения с Германией. А Трампу крайние обострения не присущи. Его тактика — чувствительные, но не смертельные удары, выводящие противника из состояния баланса, но не обязательно сбивающие с ног. "Северный поток-2" — слишком серьезный куш для Германии, чтобы его блокировка прошла безболезненно для крупнейшей экономики ЕС. 

Наконец вполне вероятно, что в Вашингтоне выполнили домашнюю работу и выяснили, что санкции против участников проекта и его блокировка могут вызвать политический кризис в и без того непростой коалиции во главе с Ангелой Меркель, и это на фоне недавних сообщений СМИ о росте популярности "Альтернативы для Германии". В случае досрочных выборов не факт, что в Германии не придут к власти пророссийские силы, и тогда уж точно ущерб трансатлантическому единству будет нанесен непоправимый. 

Хочется верить, что в команде Трампа и в Государственном департаменте достаточно специалистов, симпатизирующих Украине и понимающих всю пагубность "Северного потока-2" для нашей страны и для единства Европы. Однако в условиях отсутствия системной и последовательной работы с украинской стороны (при наличии системной и последовательной работы с российской) даже они не смогли убедить Трампа, что интересы Украины важнее, чем интересы крупного бизнеса Германии. 

В этом контексте представляется немаловажным, что разговоры о создании консорциума по управлению ГТС с участием иностранных партнеров (в том числе из числа крупнейших компаний США) ведутся уже минимум 15 лет и без практических результатов, кто бы у нас ни возглавлял Минэнерго и "Нафтогаз". В условиях громогласных побед над "Газпромом" в Стокгольме и выплаты многомиллионных премий всем участникам процесса, остались как бы в тени неудавшиеся переговоры о переносе точек приема российского газа с нашей западной на нашу восточную границу и, соответственно, подписание транзитных договоров с компаниями ЕС. "Северный поток-2" затмил полный провал на "турецком фронте", который "Газпром" прорвал сразу двумя нитками "Турецкого потока", что означает не только потерю транзита в 32 млрд кубометров, но и возможную блокировку Южного транспортного коридора российским газом, который на совершенно законных основаниях вполне может разбавить азербайджанский газ по пути в ЕС.

По мнению зарубежных экспертов из числа симпатизирующих нашей стране, ситуацию с "Северным потоком-2" вполне можно рассматривать в контексте конкурирующей логики двух "школ" бизнеса. Одна — западная — основывается на том, что преимущество при принятии решений предоставляется более стабильному и устойчивому партнеру, по сравнению с тем, кто подвержен влиянию непредсказуемых внешних и внутренних факторов. Поэтому, когда в Украине говорят о потере 3 млрд долл. от транзита газа, нужно внимательно изучить, кто эти три миллиарда теперь получит. Вторая — восточная — исходит из того, что стоимость нашей ГТС без транзитных контрактов приближается к нулю, и в связи с этим вполне возможен запуск процесса ее приватизации. В условиях острой нехватки ресурсов, предвыборной борьбы и нового передела власти, которая ожидается в ближайшие два года, это вполне реализуемый сценарий. 

В то же время существуют и другие мнения. В частности, что заявление Дональда Трампа вовсе не следует рассматривать как окончательное, поскольку он часто непредсказуем и принимает решения импульсивно. В Вашингтоне считают вполне вероятным, что на ноябрьских выборах в Конгресс по крайней мере Палата представителей перейдет под контроль демократов, и это вполне может изменить контекст взаимодействия Конгресса и Белого дома. Плохо только, что в среде демократов есть и такие, кто считает, что для Украины строительство "Северного потока-2" пойдет на пользу, так как наконец и в этом аспекте сотрудничество с Россией будет прекращено. Сообщения о том, что в Конгрессе США готовятся несколько новых законопроектов, значительно усиливающих давление на исполнительную власть в контексте введения санкций в связи с "Северным потоком-2", являются слабым утешением. Представляется крайне маловероятным, что они могут быть приняты до ноябрьских выборов, а после них все надо будет начинать сначала. В то же время отсутствие российского газа должно подтолкнуть Украину к активной реализации альтернативных решений, как минимум — к организации экспорта газа из Румынии и строительству интерконнектора с Польшей. Не исключено также, что заявление Трампа должно подтолкнуть правительство и "Нафтогаз" приступить, наконец, к немедленному формированию консорциума по управлению ГТС с участием иностранных партнеров. Видимо, администрация США исчерпала другие методы стимуляции единственно правильного решения, которое должно было быть принято давным-давно. 

Сергей Корсунский

Новини

28 Грудня 2023

Гарантований покупець виплатив 400 млн боргу

До АРМА передали активи російських олігархів на 11,5 млрд грн

Кубркова просять скасувати наказ щодо строків експлуатації вагонів

Свириденко піддала критиці купівлю імпортних товарів, які може виробляти Україна

Китай планує побудувати понад 50% суден на екологічно чистому паливі

Укрнафта шукає партнерів для розробки родовищ

Австрія погодилася на поступове приєднання Болгарії та Румунії до Шенгенської зони

Придбання US Steel компанією Nippon Steel необхідно розслідувати – Байден

ДБР сподівається домогтись екстрадиції Жеваго

Виробництво сталі в Японії збільшиться на 1,7% – прогноз

Метінвест від початку війни спрямував на допомогу Україні 4,8 млрд грн

У чергах на кордоні з Польщею перебувають близько 4 тисяч вантажівок

Виробничі потужності української оборонки цього року зросли втричі

Суха Балка видобула 931 тис тонн товарної руди

Ціни на автогаз впали до позначки 30 грн/літр

Ринку вантажних перевезень загрожує дефіцит залізничних вагонів

ВСІ НОВИНИ ⇢