Кто сильнее пострадает от торговой войны США с Китаем, и что получит Украина

Точка зору

Отношения США и Китая ухудшаются с каждым днем. Дональд Трамп объявил о новом этапе введения пошлин на продукцию Поднебесной с 24 сентября: к уже действующим сборам на $50 млрд добавляется новый пакет на $200 млрд с 10% пошлиной, которую с 1 января 2019 года снова увеличат — до 25%. При этом президент США не преминул припугнуть, что в случае зеркальных санкций со стороны Пекина пошлины будут расширены еще на $267 млрд товаров, охватив таким образом всю структуру китайского импорта.

Заявление главы Белого дома было сделано в особо скандальной, если не сказать оскорбительной, форме. На следующей неделе в Вашингтон должна прибыть китайская делегация, которая как раз и должна остановить развернувшуюся торговую войну между двумя экономиками-гигантами путем переговоров. И теперь обсуждать нечего, кроме новой эскалации, навязанной Штатами.

Громкое заявление неожиданно пришлось на понедельник. Обычно политики выверяют подобные спичи и решения — озвучиваются в пятницу, чтобы у финансовых рынков было время все переварить на выходных. И чтобы паника не накрыла фондовые биржи по всему миру. Но в этот раз Трамп особенно не церемонился, и, скорее всего, специально прокричал о новых пошлинах именно сейчас. С целью ударить по позициям Китая на рынках максимально больно.

Символично, что все это случилось на десятую годовщину мирового кризиса. Считается, что он начался с заявления о банкротстве одного из крупнейших инвестиционных банков с полуторавековой историей: Lehman Brothers выдал свою новость 14 сентября 2008 года. Ассоциация более чем неприятная для инвестиционных рынков, особенно на фоне того, что в последние десятилетия кризисы действительно следуют с завидной цикличностью. Может поэтому аналитики разразились мрачными предсказаниями о ближайшем будущем мировой экономики.

Кризис-2008 не повторится

Финансисты хором говорят о вероятности новых экономических потрясений. Но сразу уверяют, что любое новое потрясение будет принципиально отличаться от прошлого. Китай с объемом экономики $13 трлн является крупнейшим потребителем сырья и производитель товаров. Если в связи с торговыми ограничениями экономика этого азиатского тигра замедлится, то страны-поставщики сырья будут вынуждены сокращать объемы поставок, что в свою очередь приведет к падению цен на сырье и комплектующие.

«Дальнейшее противостояние между США и КНР может ослабить конкурентоспособность продукции из других стран на мировых рынках. Эффективность производства и в Китае, и в Штатах высокая, учитывая широкое применение новых технологий практически во всех отраслях — поэтому производители могут применять ценовой демпинг», — рассказал UBR.ua директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating Виктор Шулик.

Именно в этом новые экономические катаклизмы будут непохожи на 2008-й.

«Изменение глобального спроса и предложения может толкнуть мир к кризису, который начнется с развивающихся стран, а затем ударит по развитым. На мой взгляд, это может быть похоже на кризис 1998 года, когда проблемы тоже начались с развивающихся стран. Далеко не все кризисные явления связаны с деятельностью Трампа», — заметил UBR.ua старший аналитик ForexCLub Андрей Шевчишин.

О тревожных явлениях мировой экономики, помимо торговой войны США и Китая, говорят локальные экономические передряги, вспыхнувшие в разных уголках мира:

  1. кризис в Бразилии,
  2. кризис в Аргентине,
  3. падение турецкой лиры на фоне политического конфликта Анкары и Вашингтона,
  4. обвал российского рубля в результате международных санкций,
  5. торговые ограничения США на европейскую сталь и алюминий.

На этом фоне тревожно ведут себя фондовые рынки, которые демонстрируют феноменальный рост. Как считают эксперты, этот рост спекулятивный, и грядет разворот и падение. Так что новые потрясения рядом.

«Фондовые рынки находятся на своих исторических максимумах, несмотря на все кризисные явления. Рынки должны учитывать уровень риска, но мы сейчас этого не видим. Значит есть риск разворота. Если будет разворот или коррекция, то это может привести к большим проблемам», — подчеркнул Шевчишин.

Прежнее лекарство уже не поможет. Период нулевых учетных ставок центробанков, которыми «лечили» кризис-2008 года закончился. Тогда регуляторы залили экономику дешевыми деньгами, но сейчас этот механизм становится неэффективным.

«ФРС неумолимо повышает ставку. Со стимулированием выходит также ЕЦБ. Это говорит о том, что период дешевых денег закончился. А как обслуживать накопившиеся проблемные кредиты? Период высоких ставок становится очень дорогим удовольствием. Есть большие риски для Латинской Америки, Турции, Южной Европы. Даже для Японии, экономика которой сейчас перегрета», — считает Шевчишин.

Что делать Украине

Украина как страна-экспортер находится в зоне риска. Падение цен на сырье и сокращение объемов продаж отрицательно скажется как на отечественном производстве, так и на курсе гривны.

«Украина, как и другие развивающиеся страны, окажутся на голодном инвестиционном пайке. Конкуренция за уменьшающийся инвестиционный ресурс будет многократно усиливаться, и выиграет ее тот, кто сможет предложить лучшие условия для потенциальных инвесторов. Нужно думать об улучшении инвестиционного климата в стране», — отметил UBR.ua исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Для подготовки к кризису эксперты рекомендуют провести диверсификацию экономики и развернуть ее не только на экспорт, но и на внутреннего потребителя. Это может решить проблемы с продажами. Об этом подумали уже в ряде стран (и в Китае тоже), и пора поразмыслить украинским властям.

«Украина переживет кризис, хоть и с потерями. Банковский сектор, тем не менее, переживет кризис легко, поскольку он очищен, а активное кредитование не началось из-за войны 2014 года. У нас нет глобальных корпоративных внешних долгов, они реструктуризированы. Есть внутренний долг, с ним будет проблема», — перечислил риски Андрей Шевчишин.

Саму же торговую войну Китая и США международные аналитики уже назвали «дракой с подушками» — много шума с минимумом последствий.

«Предыдущие санкции ни КНР, ни США особого вреда не причинили. Поэтому мы и дальше рассматриваем политику Белого дома в качестве инструмента жестких переговоров по выторговыванию дополнительных уступок для американских компаний», — подчеркнули UBR.ua в рейтинговом агентстве IBI-Rating. Финансисты допустили новые выпады со стороны американской администрации с этой целью.

Новини

28 Грудня 2023

Гарантований покупець виплатив 400 млн боргу

До АРМА передали активи російських олігархів на 11,5 млрд грн

Кубркова просять скасувати наказ щодо строків експлуатації вагонів

Свириденко піддала критиці купівлю імпортних товарів, які може виробляти Україна

Китай планує побудувати понад 50% суден на екологічно чистому паливі

Укрнафта шукає партнерів для розробки родовищ

Австрія погодилася на поступове приєднання Болгарії та Румунії до Шенгенської зони

Придбання US Steel компанією Nippon Steel необхідно розслідувати – Байден

ДБР сподівається домогтись екстрадиції Жеваго

Виробництво сталі в Японії збільшиться на 1,7% – прогноз

Метінвест від початку війни спрямував на допомогу Україні 4,8 млрд грн

У чергах на кордоні з Польщею перебувають близько 4 тисяч вантажівок

Виробничі потужності української оборонки цього року зросли втричі

Суха Балка видобула 931 тис тонн товарної руди

Ціни на автогаз впали до позначки 30 грн/літр

Ринку вантажних перевезень загрожує дефіцит залізничних вагонів

ВСІ НОВИНИ ⇢