Подробнее Запомнить город


Рост цен на заправках: почем будет бензин в Украине

размер текста:

В Украине нет дефицита нефтепродуктов, но цены на бензин и автогаз растут. Связано это в первую очередь с ослаблением курса национальной валюты и возросшими котировками нефти на мировых рынках. Учитывая традиционную девальвацию гривны в осенне-зимний период, а также прогнозируемый рост цен на нефть, в скором времени украинцев может ожидать существенное подорожание горючего. "Апостроф" выяснил, до каких уровней повысятся цены.

В Украине снова дорожают нефтепродукты и сжиженный газ. Как писал "Апостроф", в течение большей части лета цены на автозаправках страны оставались достаточно стабильными, однако в августе ситуация изменилась – за месяц бензин вырос в цене в среднем на 1 гривну.

В сентябре тенденция удорожания продолжилась. По данным консалтинговой компании UPECO, в течение 8-10 сентября цены на бензины и дизельное топливо на отечественных АЗС выросли на 0,1-1 гривну/литр и по состоянию на конец первой декады бензин марки А-95 в среднем стоил 30,9 гривны /литр, бензин А-95 Премиум – 31,97 гривны/литр, дизтопливо – 28,78 гривны/литр.

Автогаз также дорожает. По данным ежедневного мониторинга консалтинговой группы "А-95", цены на этот вид топлива в последние дни выросли на 1-25 копеек/литр. Средняя цена автогаза в Украине по состоянию на 10 сентября была 14,36 гривны/литр.

Гривна подкачала

Эксперты, опрошенные "Апострофом", утверждают: дефицита на рынке нефтепродуктов и сжиженного газа на сегодня дня. Соответственно, причины роста цен в другом.

По словам директора специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, подорожание нефтепродуктов напрямую связано с ростом курса доллара к гривне, который начался в конце июля.

"Сейчас мы имеем доллар по 28,2 гривны, тогда как в июле было чуть больше 26 гривен. Получается, что мы с того времени получили лишние 2 гривны в курсе", - сказал эксперт изданию. По его словам, Украина на 75-80% зависит от импорта нефтепродуктов, а они закупаются за валюту. "Каждая лишняя гривна в курсе – это примерно 70-80 копеек в цене бензина. Поэтому, умножая эти 2 гривны на 0,7 по минимальной шкале, получаем тот рост, который наблюдаем сейчас", - заявил он.

Другие эксперты согласны с этим. "По гривне мы видели девальвацию на протяжении полутора месяцев", - отметил в разговоре с "Апострофом" аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

Специалист также отметил, что на цены нефтепродуктов в Украине влияют и мировые котировки сырой нефти. "В мире дорогая нефть – баррель держится выше 75 долларов и не дает ценам (на нефтепродукты) снизиться", - отметил он.

"Растут цены – ищи два фактора: либо нефть, либо курс. А сейчас мы имеем и то и другое – к прежнему фактору роста курса доллара еще получили прирост котировки нефти", - резюмировал в комментарии "Апострофу" директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн.

Что касается автогаза, то здесь ситуация аналогична той, что сложилась на рынке бензинов и дизтоплива. "Котировки ушли в верх, а также валюта, которая прибавляет в неделю по 30 копеек" - отметил Александр Сиренко.

С повышением

Что будет с ценами дальше? Скорее всего, они продолжат расти. По словам Сергея Куюна, в ближайшие несколько недель или даже раньше цены на АЗС вырастут на 1 гривну/литр бензина.

Как отметил в свою очередь Геннадий Рябцев, трейдеры, помимо прочего, повышают цены, потому что в них учитывают свои возможные риски. "Если трейдеры видят, что сформировалась тенденция к падению гривны, то они могут поднять цены на 50 копеек (за литр), хотя необходимо поднимать, условно, на 30 копеек", - пояснил он. Эксперт добавил, что, когда гривна укрепляется, операторы АЗС часто не спешат вслед за этим снижать свои цены, но это происходит на всех рынках. "Если сравнить украинский рынок с европейским, то там тоже рост происходит быстрее, чем снижение", - сказал Рябцев.

В последнее время появились прогнозы, что нефтяные котировки на мировых рынках будут расти, что связано в первую очередь с санкции США в отношении Ирана, одного из ключевых глобальных импортеров сырой нефти. Александр Сиренко считает, что, если котировки достигнут 80 долларов за баррель, цены на украинских АЗС также вырастут: "Я думаю, что мы увидим бензин в районе 34-35 гривен/литр на премиум-сетях. Лоукостеры будут тянуть до последнего, но там тоже запас прочности небольшой".

 

Сергей Куюн в свою очередь отмечает, что мировые котировки нефти хоть и влияют на цены на бензин в Украине, но все же больший эффект на них оказывает курс гривны.

Как в Европе

В любом случае подорожание нефтепродуктов ударит прежде всего по потребителям. На сегодня украинцы платят за бензин по ценам, сопоставимым с европейскими. Цена бензина в Украине в рознице составляет в среднем почти 1 евро (на сегодня 32,5 гривны), при этом в премиум-сетях бензин А-95 продается по цене, превышающей 33 гривны/литр. В Молдове цена бензина примерно такая же, как и в Украине. А вот в других странах бывшего СССР (не считая стран Балтии, которые входят в состав ЕС) она ниже, в некоторых даже существенно. В Европейском Союзе самая низкая цена в Болгарии – 1,16 евро. Во многих странах "старой Европы" бензин, конечно же, подороже – от 1,3 евро/литр до 1,7 евро/литр. Но в них применяются довольно ощутимые "экологические" налоги. Кроме того, там более высокие в сравнении с Украиной расходы, связанные со стоимостью труда.

Повышение цен в любой сфере ведет, как привило, к снижению потребления. Это же характерно и для рынка нефтепродуктов. "У нас потребление падает из-за высоких цен. И из-за этого сокращаются поступления в бюджет", - говорит Александр Сиренко. По его мнению, правительство могло бы снизить акцизы на нефтепродукты, чтобы не дать ценам взлететь до заоблачных высот. "Я думаю, было бы неплохо озадачиться этим вопросом – сесть и посчитать, какой эффект получит в целом бюджет, сколько сэкономят граждане и сколько заработает государство", - резюмировал эксперт.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Не лучшее время для заимствований НАКа на фоне имиджа Украины в мировых финансовых кругах.
17.11.18, Financial club
Страховые компании Оранта и Провидна, контролирующие 13% рынка «автогражданки», покидают проект прямого урегулирования. Этим страховщикам стало невыгодно участвовать в проекте, где на них приходилось 35% сегмента, и за ними могут последовать другие компании.
Олигарх — представитель крупного капитала с чрезмерным влиянием в медиа и власти, что представляет значительную угрозу для стабильности и успеха государства.
16.11.18
16.11.18, ubr.ua
Одновременно ПФ придется соблюдать ряд новых требований по выплате пенсий, а людям нужно будет оставлять свои отпечатки пальцев.
В правительстве предложили установить регрессивную шкалу единого социального взноса (ЕСВ). Приведет ли данная новация к увеличению поступлений в бюджет?
16.11.18, ubr.ua
Cashless 2.0 – Кабмин обяжет предпринимателей перейти на безнал до 2020 года.
У ВТБ Банка не хватает денег для выполнение текущих обязательств. Как обстоят дела у других банков с российским капиталом в Украине и чем это грозит банковской системе в целом?
16.11.18, Сегодня
Стало дешевле, но вероятны проблемы с правом собственности.
Правительство предложило Верховной раде изменить принцип уплаты Единого социального взноса.
Инфляция в Украине редко опускается ниже 10% и изменениями законодательства тут делу не поможешь.
15.11.18
14.11.18
13.11.18
12.11.18


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!