Пираты Черного моря

Точка зору

Абхазия при поддержке России готова применить в Черном море силу против кораблей Грузии. «У нас нет иного выхода – мы будем захватывать грузинские суда», – заявил в понедельник «НГ» глава МИД Абхазии Сергей Шамба. Это заявление последовало в ответ на действия Грузии, за последний месяц задержавшей и отконвоировавшей в свои порты несколько кораблей, следовавших в Абхазию или оттуда.

На угрозу Сухума Тбилиси заявил, что и впредь будет брать на абордаж плавсредства, которые без согласования с центральными властями Грузии входят в ее территориальные воды, включая абхазский участок.

Сухум заручился поддержкой Москвы, согласившейся обеспечить безопасность судам, находящимся в территориальных водах Абхазии. Их охрана будет осуществляться совместными силами погранслужб России и Абхазии. Как сообщил «НГ» Сергей Шамба, патрулирование морских рубежей будет происходить в рамках Соглашения между Россией и Абхазией о совместной охране государственных границ республики. «До последнего времени основное внимание было приковано к сухопутному участку абхазско-грузинской границы. Но ситуация на море тоже потребовала вмешательства», – сказал министр.

За последний месяц грузинская сторона задержала четыре судна, направлявшихся с грузом в Абхазию или следовавших оттуда. Все арестованные плавсредства – мирные, груженные древесиной, металлоломом, стройматериалами, углем. Последний такой случай произошел на прошлой неделе с сухогрузом Afro Star, ходившим под флагом Камбоджи, но с российским экипажем.

Всего же за нынешний год береговая охрана Грузии задержала 23 судна «за нарушение правил входа в воды оккупированных территорий», а за последние четыре года – около 70. После задержания события развиваются, как правило, по одному и тому же сценарию: груз конфискуется, временный арест экипажа, вероятность тюремного срока для капитана, крупный денежный штраф, и если он не выплачивается в срок, то судно конфискуется в пользу Грузии, а позже выставляется на аукцион.

Чаще других попадаются корабли Турции, Украины, России, Греции. Впрочем, как сказал «НГ» Сергей Шамба, это утверждение относится в первую очередь только к экипажам, а сами корабли приписаны к панамским, камбоджийским, мальтийским, бермудским портам и ходят под флагами этих государств.

«Но сути это не меняет. Грузия, захватывая плавсредства как правило в нейтральных водах, занимается пиратством. Наши обращения в ООН, ЕС остаются без внимания, что поощряет Грузию вести морской разбой. Только в Тбилиси, видимо, забыли, что их корабли идут в Украину, Болгарию, Грецию мимо нас, и мы можем ответить. Грузины знакомы с нашими способностями на море со времен войны», – заявил «НГ» Шамба. По его словам, до недавнего времени ситуация на море была сносной. Все изменилось после визита в Тбилиси вице-президента США Джозефа Байдена. «Очевидно, грузинские власти получили от него какие-то заверения», – предположил глава МИД Абхазии. По его мнению, своими действиями на море Грузия нарушает договоренность об урегулировании ситуации в зонах конфликта, достигнутую при посредничестве ЕС.

В Тбилиси обвинения Сухума не приемлют. Здесь утверждают, что заходы кораблей в абхазские порты без согласования с центральными властями являются нарушением законодательства Грузии, не признающей суверенитет Абхазии.

В понедельник на пресс-конференции замминистра иностранных дел Давид Джалагания заявил, что участие россиян в обеспечении безопасности таких кораблей является циничным шагом – в территориальных водах Грузии осуществившая против нее агрессию Россия намерена проводить охранные мероприятия. «Мы проводим правовую оценку положения, а после формулирования юридической позиции попросим международного реагирования для пресечения действий российской стороны», – сообщил Джалагания.

«Действия России по обеспечению безопасности судов, нарушающих акваторию Грузии, будут расценены как пиратство со всеми вытекающими последствиями. Доставка грузов в Абхазию морским путем без разрешения Тбилиси является нарушением законов Грузии», – заявил «НГ» вице-премьер, госминистр по вопросам реинтеграции Темури Якобашвили.

Источник в российском пограничном ведомстве подтвердил «НГ», что береговая охрана ФСБ РФ совместно с абхазскими коллегами обеспечит безопасность судов, заходящих в территориальные воды Абхазии. «Грузия задерживает корабли в нейтральных водах, что по любым законам является пиратством, или в акватории Абхазии, чей суверенитет признан Россией и чьим гарантом безопасности является Россия. Надеюсь, у грузинских властей хватит ума не повторять на море допущенных год назад ошибок на суше», – заявил «НГ» собеседник и выразил надежду на то, что ситуация будет развиваться в седативном направлении и до морских боев дело не дойдет.

Грузинский эксперт по военным вопросам Ираклий Сесиашвили считает положение невыгодным для Тбилиси. Грузинская сторона попытается воспрепятствовать вхождению российских кораблей в местные воды, что чревато опасным противостоянием, либо вынуждена будет пойти на уступки, полагает эксперт. По его мнению, важную роль в разрешении назревающего конфликта должно сыграть международное сообщество. «Но в любом случае пострадает грузинская экономика. Появление россиян а наших водах отпугнет частные компании от порта Поти», – считает Сесиашвили.

Юрий Симонян

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢