Самолеты задерживаются, а сотни туристов вынуждены ждать в аэропортах: почему это происходит

Точка зору

С началом сезона отпусков украинцы и турфирмы столкнулись с проблемой. Самолеты стали чаще задерживаться, а туристы – застревать в аэропортах. В середине июня полтысячи украинцев не смогли вылететь в Турцию. Все они купили путевки через турагентство. Перед вылетом пассажирам сообщили, что их самолет сломался. Недавно проблемы возникли у клиентов Join UP! – туристы не смогли вылететь из Турции в Украину, и из Украины отправиться на отдых. Из-за участившихся задержек турфирма сократила перелеты в Турцию. Под сокращение попали 1010 туристов, которые уже заплатили за туры.

Почему рейсы стали чаще отменять, а туристам приходится ждать в аэропортах, разбирался сайт "Сегодня".

Авиакомпаниям не хватает самолетов

Проблемы возникли только с чартерными перевозками, регулярные рейсы практически отправляются без проблем. Одна из причин – украинцы стали больше летать, говорит Павел Григораш, исполнительный директор туристических агентств Украины. По данным Госавиаслужбы, с июня 2017 года авиаперевозки выросли на 49,2%. В первом полугодии 2018-го – на 22%.

Из-за роста перевозок парк самолетов авиакомпаний загружен по максимуму.

"Чартерный авиапарк не может обеспечить все заявленные рейсы без задержек из-за отсутствия резервных бортов. В случае технических проблем у одного борта, возникает цепная реакция", – поясняет Григораш.

Проблемы есть и в турфирмах, и на авиалиниях, считает Сергей Александров, президент и соучредитель сервиса по защите прав пассажиров AirAdvisor. Первые продают билеты на несуществующие авиарейсы или расписания, чрезмерно эксплуатируют авиапарк. Вторые используют устаревшие самолеты и оборудование, и тоже перегружают свой авиафлот и персонал.

Коммерческий директор компании Join UP Александр Альба поясняет задержки рейсов так: в летний период поток чартеров в Египет уменьшается за счет роста спроса на Турцию, Болгарию, Испанию. В эти страны лететь на 2-3 часа меньше. Получается, один самолет, летавший зимой два рейса в день, начинает летать три-четыре, но более коротких рейса. И при малейшем сбое смещается все расписание. Сбоем может быть, например, птица, попавшая в двигатель. Тогда самолет выходит со строя на несколько дней, а то и недель.

Именно из-за перегрузки на чартерных перевозках Join UP и сократил летную программу. Это снизит нагрузку на сами авиакомпании, и туристы не будут страдать от ожидания в аэропортах. Всего турфирма сократила 14 рейсов. Эти полеты сняли с тех авиакомпаний, которые чаще задерживались – Bravo и YanAir.

В следующем году турфирма собирается уменьшить зависимость авиакомпаний и обеспечить 80% чартерных перевозок самолетами Sky Up.

Что и кому компенсируют

Компенсация положена только при отмене рейса, говорится в Воздушном кодексе. Если рейс задерживается, то авиакомпания должна предоставить пассажиру воду и питание. При длительной задержке – размещение в гостинице и трансфер до отеля и обратно. За рубежом организацией проживания и трансфером при задержках рейсов занимается туроператор, а расходы потом возлагает на авиакомпанию или, по крайней мере, пытается это сделать.

В Join UP при задержке рейса предоставляют воду и питание туристам, говорит Александр Альба. При задержке на более, чем 10 часов, турфирма компенсирует стоимость первых суток проживания в отеле. Но туроператор может помочь пассажирам с питанием, водой и жильем, если о задержке рейса становится известно до начала регистрации. Когда пассажир сдал багаж и прошел в транзитную зону – туроператор не имеет к нему доступа.

В этом случае о пассажире должна позаботиться авиакомпания. При задержке авиаперевозчик обязан обеспечить клиентов водой, через три часа – предоставить холодное питание, через шесть часов – горячее.

Всем туристам, которых коснулось сокращение, в Join UP обещают компенсации. Во-первых, туристы могут полететь в ту же дату и в тот же отель, но из другого города. Проезд в этот город Join UP обещает обеспечить или компенсировать. Если такой вариант не подойдет – турфирма готова вернуть 100% суммы.

Однако полная ответственность за отмену или задержку рейса лежит на авиакомпании, говорит Александров. Авиаперевозчик может не выплатить компенсацию, если отмена или задержка рейса связана с чрезвычайными ситуациями, например, погодными условиями или забастовкой сотрудников.

Если рейс все же отменили, надо получить на стойке регистрации или в кассе авиакомпании документальное подтверждение отмены рейса. Сохранить билеты и посадочные талоны. В случае дополнительных расходов, связанных с отменой рейса – питание, проезд, проживание в отеле, – следует сохранять чеки, подтверждающие такие расходы.

Но иногда и это не помогает. Проблемы возникают еще на этапе общения с авиакомпанией, говорит Александров. Претензию пассажирам могут просто отказаться рассматривать. Дело в том, что авиакомпании требуют присылать претензии обычной почтой, что противоречит закону. Только одна компания в Украине принимает претензии электронной почтой.

"По "Правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа" перевозчик обязан рассмотреть претензию и сообщить заявителю о ее удовлетворении или отклонении с обоснованием на протяжении трех месяцев с даты получения. При этом "Закон об обращении граждан" устанавливает, что обращения рассматриваются в срок не более одного месяца с даты получения. А те, которые не требуют дополнительного изучения – неотложно, но не позже пятнадцати дней со дня получения", – отмечает Александров.

Но авиалинии пользуются именно правилом трех месяцев. И ответственности за игнорирование претензии нет.

"Даже если пассажир решится на суд и выиграет его, то авиалиния оплатит абсолютно ту же сумму средств, которую выплатила бы до суда. Таким образом, авиалиниям выгодно отказывать или игнорировать претензии пассажиров, так как немногие дойдут до суда и даже им авиалиния не оплатит более того, чем она должна оплатить и до судебного порядка", – добавляет правозащитник.

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢