Сливают клиентов и деньги: украинские банки переходят на аутсорс

Точка зору

Украинские банки принялись вовсю избавляться от непрофильных активов. День ото дня список услуг, которые финучреждения отдают на атусорс становится все более обширным. И дело тут вовсе не в лени. Большинство банковских сервисов всегда были убыточными. Теперь же, когда зарабатывать стало гораздо сложнее, финучреждения просто вынуждены изобретать новые способы сокращения издержек.

Дело в профиле

Стремление банков избавиться от всех видов непрофильной деятельности не ново. Начиная с 2008 года, когда по системе ударил кризис, источники получения прибыли значительно усохли, а кредитование сжалось, банкиры размышляли над передачей сопутствующих сервисных услуг на откуп сторонним компаниям.

Однако каждый шаг в этом направлении всегда делали крайне неохотно и с большой осторожностью. К примеру, одной из первых услуг, которую банкиры начали отдавать на аутсорс, были службы поддержки клиентов. Call-центрам всегда было интересно взять на себя хлопоты обслуживания банковских клиентов. Однако сами финучреждения опасались возможных рисков: вроде утечки данных, нечестной конкуренции и т.д.

Однако мало по малу здравый смысл и жадность одержали верх, и банки все чаще готовы передавать дорогой и не генерирующий ни копейки прибыли сервис на сторону. А кроме него, с радостью начали избавляться почти от всех непрофильных услуг. При этом сугубо профильной считается только одна — кредитование.

Неполный список услуг, которые уже сегодня банки полностью или частично закупают у третьих лиц:

  1. Привлечение клиентов (счета, карты, потребительские кредиты, депозиты и т.д.).
  2. Службы поддержки.
  3. Ведение архива и хранение документов.
  4. Инкассация.
  5. Подбор кадров.
  6. Консьерж-сервис для VIP клиентов.
  7. Внутренний аудит.
  8. Оценка и мониторинг залогов.
  9. Клининговые услуги.
  10. Обслуживание автопарка.
  11. Аренда и обслуживание компьютерной техники.
  12. Безопасность (охрана, проверка клиентов и контрагентов).
  13. Юридическое сопровождение.

Такой подход позволяет сократить издержки на 10-30%. Преимущественно за счет уменьшения фонда оплаты труда, затрат на аренду помещений, организацию рабочих мест и прочих сопутствующих расходов.

К примеру, чтобы обеспечить мониторинг залогов по портфелю ипотечных и автокредитов, крупному банку кроме нескольких специалистов в каждом мало-мальски крупном городе нужно установить для каждого по компьютеру, закупить фототехнику, обеспечить транспортом, оплатить расходы на связь, выстроить контроль за их деятельностью. Куда проще и дешевле передать услугу специализированной компании. Одна из таких, например, сейчас обслуживает портфели Правэкс банка, УкрСиббанка, Альфа банка, Укрсоцбанка, Сбербанка.

Банки выписывают на сотрудников компании просте

нькие доверенности, заверенные только печатью финучреждения и подписью его руководителя, а те берут все хлопоты на себя. Периодически сдавая банку пакеты актов по проведенным проверкам.Не хотят нарушать закон

Впрочем, кроме стремления сэкономить, банки преследуют еще одну цель. Проблема в том, что большинство второстепенных услуг убыточны, хотя финучреждения и берут с клиентов плату за их использование. В то время как 53-я статья закона «О банках и банковской деятельности» прямо запрещает финансистам взимать с клиентов комиссии за услуги ниже их себестоимости.

Исходя из чего, например, инкассация подавляющего большинства финучреждений нарушает основной банковский закон.

До сих пор Нацбанк обращал внимание на соблюдение этой нормы исключительно в разрезе кредитования, наказывая банки за выдачу кредитов по ставке ниже средневзвешенной стоимости привлеченных ресурсов. Однако нет никаких гарантий, что регулятор вскоре не обратит внимание и на прочие услуги.

Отчасти потому банки в последнее время все чаще отказываются от услуг инкассации. К примеру, недавно решение о почти полном закрытии службы приняли в одном из крупнейших украинских финучреждений (входит в ТОП-10), переведя всех клиентов на обслуживание в финансовую компанию.

«Крупные структуры сильно демпингуют на этом рынке, предлагая услугу по цене в 3-4 раза ниже себестоимости. Конкурировать с ними крайне сложно. Особенно, если у банка нет серьезного пула клиентов, и служба инкассации используется преимущественно для загрузки банкоматов. В таком случае банк может экономить до 30%, передавая обслуживание нам, при этом сохраняя клиентов и их потоки», — рассказал UBR.ua директор одной из финкомпаний, обладающих лицензией НБУ на инкассацию.

Прибавка десятка другого точек в маршруте практически не сказывается на затратах компании, а банку позволяет сократить убытки. Ведь кроме зарплаты сотрудникам и топлива, собственная инкассаторская служба требует массы дополнительных издержек: хранение оружия, регулярные стрельбы, бронежилеты, закупка техники, обслуживание парка машин и т.д.

Избавляются от недвижимости

Еще одна причина массового перехода банков на аутсорс заключается в сокращении филиальных сетей. Причем не столько в количестве штук, сколько в квадратных метрах. При этом собственные помещения финучреждения распродают, а взамен больших арендованных ищут чего поскромнее.

Причина та же — банкам попросту не на чем зарабатывать, а нацбанковские реформы то и дело ставят их перед необходимостью докапитализации. При этом инвесторы крайне неохотно идут на выделение живых денег и требуют от финансистов наращивать рентабельность.

Риски по боку

Между тем, не стоит думать, что банки закрывают глаза на возможные риски. Ведь так или иначе закупка услуг у сторонних компаний чревата как минимум кражей данных клиентов. Прежде финучреждения опасались этого, как огня. Причем часто не столько из-за репутационных рисков, сколько из-за страха, что их базы данных угодят в руки конкурентов.

Однако в последнее время ценность такой информации сошла на нет. Поскольку за последние 10 лет финучреждения отлично научились «якорить» ключевых клиентов. Да и последние новации НБУ, вроде запуска кредитного реестра, начисто отбили у банков охоту переманивать заемщиков. Ведь по однажды негативно классифицированному клиенту финучреждение будут вынуждено сформировать 100% резервов.

Но, что важнее, за это время банки наработали неплохую систему риск-менеджмента, которая позволяет минимизировать угрозы от передачи отдельных услуг на сторону. Например, отдавая третьему лицу услуги инкассации банк оценивает не только парк автомобилей и процедуры компании, но и ее финансовое состояние, а также ее способность выплатить возмещение в случае форс мажора.

Василий Невмержицкий

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢