Как торговая война между США и Китаем отразится на Украине

Точка зору

Торговая война между США и Китаем вышла на новый виток — страны вводят новые многомиллиардные пошлины друг против друга. "Сегодня" разобралась, какую выгоду может получить Украина от противостояния двух крупнейших экономик мира.

"Островок"

Новые пошлины США против Поднебесной действуют на 818 видов товаров (около 34$ млрд ежегодно), среди которых автомобили, запчасти для самолетов и компьютеров. Китай, в свою очередь, ввел пошлины на 659 американских товаров (авто и морепродукты) примерно на такую же сумму. По словам экономиста Олега Устенко, Украина может воспользоваться таким напряжением двух гигантов, хотя и чисто гипотетически.

"Преимущество мы можем получить, на мой взгляд, со стороны Китая. Из-за ограничений он окажется перед выбором — сократить производство продукции или пустить ее на другие рынки. Потенциально это Европа, где у Китая преимуществ нет, — объясняет он. — Их можно получить, продавая продукцию через "островки" с благоприятным торговым режимом. Таким "островком" может стать Украина, за счет соглашения о зоне свободной торговли с ЕС. Есть продукция, которую Китай сможет продавать в Европу без пошлин, если она будет сделана здесь, если будет китайская продукция с вывеской made in Ukraine. Это возможность обеспечить дополнительный импульс украинской экономике, дополнительный приток валюты со стороны ЕС и приток прямых иностранных инвестиций со стороны Китая".

Кроме того, по словам эксперта, КНР может запустить с Украиной свою зону свободной торговли. Она позволит Китаю обеспечить поток своих товаров и валюты на запад через "взлетно-посадочную полосу" Украины. Устенко говорит, что в среднесрочной перспективе это даст преимущество нашей экономике. Однако экономист предупреждает, что в долгосрочной перспективе есть существенный риск — зачастую китайские инвестиции заходят вместе с китайской же рабочей силой.

Угроза экспорту

По мнению экономиста Александра Охрименко, Украина даже в перспективе ничего не сможет вынести для себя из торгового противостояния.

"Там конфликт по поводу товаров, к которым мы не имеем никакого отношения. Чем мы торгуем с Китаем? Железной рудой, кукурузой, подсолнечным маслом. Тяжело представить, чтобы Украина вместо США начала поставлять в Китай автомобили. А речь идет даже не об автомобилях, а об оборудовании для промышленных предприятий, программных продуктах. Тут мы слишком в стороне, — отмечает Охрименко. — Наоборот, мы можем даже потерять. Если действительно Китай уменьшит поставки автомобилей в США, то будет меньше покупать железной руды у нас. Хотя и это очень гипотетический сценарий. Пускай Китай и покупает у нас много руды, мы не самый главный ее поставщик".

Нужна стратегия отношений с КНР

По мнению политолога-международника Андрея Бузарова, получить выгоду из противостояния США и Китая будет сложно.

"У правительства Украины нет четкой стратегии во взаимодействии с Китаем. Мы, в идеале, могли бы воспользоваться этой ситуацией, но наше руководство в ближайшее время этим заниматься и не планирует, — подчеркнул он. — Чтобы переломить ситуацию, должно быть твердое понимание внешней политики — она многовекторная или четко западная. В последнем случае вряд ли возможны хорошие отношения с Китаем, и тут мы будем очень сильно зависеть от внешней политики США. Но отмечу, что китайское руководство неоднократно давало понять, что готово к более тесному сотрудничеству с Украиной. И делали множество шагов навстречу, хотя мы не всегда отвечаем взаимностью".

Илья Требор

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢