Очистка с гарантией. Как обмануть Фирташа и правильно продать ОПЗ

Точка зору

ОПЗ еще несколько лет назад считался бриллиантом в короне "государственной империи". С тех пор немало аммиака утекло по трубопроводу, а завод вначале превратился в фианит, затем в цветное стеклышко, а сейчас и вовсе в китайскую пластмаску. Но Верховный суд отменил решение суда низшей инстанции, принятое в городе Южный Одесской области, согласно которому компания Ostchem Holding Limited, входящая в Group DF Дмитрия Фирташа, получила право взыскать с крупнейшего госпредприятия задолженность за поставки природного газа на сумму 5,2 млрд грн плюс пеню в 1,57 млрд грн (сумма штрафных санкций была определена в Стокгольмском арбитраже). ВС принял решение направить дело на новое рассмотрение.

Таким образом, в Украине приостановлено выполнение частичного решения Стокгольмского арбитражного суда, что не есть хорошо в свете наших судебных тяжб с "Газпромом" и постоянных отсылок к международному праву, которые звучат из уст руководителей различных государственных ведомств, особенно в части споров с Россией и ее субъектами бизнеса.

Хотя для Фонда госимущества это, по сути, именно та самая соломинка, за которую можно зацепиться и все-таки реанимировать процесс приватизации ОПЗ. А без этого выполнить план по приватизации в текущем году явно не удастся.

Судебное решение ВС открыло для государства в лице ФГИ очень узкое окно возможностей: слишком долго волокитить решение международного арбитража нам не удастся и суд первой инстанции сможет очень быстро повторно рассмотреть дело, тем более что "вновь открывшихся обстоятельств" в нем кот наплакал. А вот получится ли продать завод с таким "бэкграундом" в виде потенциального долга на 5-6 млрд грн с пеней – покажет ближайшее время.

Немного предыстории. Изначально за Одесский припортовый сражались несколько провластных и околовластных групп влияния. Одну из них возглавлял известный газовый олигарх со связями в РФ, которому этот завод был нужнее других, если эту "нужность" оценивать исходя из необходимости вертикального развития химического бизнеса. Другую – не менее известный представитель большого бизнеса, который также хотел вертикально расширяться, тем более что на определенном этапе новейшей истории получил в Одессе лояльного себе губернатора.

Даже с учетом набора всех проблем в виде низкой цены на продукцию завода на мировых рынках и уровня его кредиторской задолженности, ОПЗ – крупнейшее и самое модернизированное предприятие химической промышленности в Украине. Завод специализируется на производстве аммиака, азота, карбамида, а также занимается перевалкой аммиака, обладая крупнейшим региональным терминалом (4,7 млн т) и аммиакохранилищем (120 тыс. т). Помимо прочего, ОПЗ – это завершение аммиакопровода "Тольятти-Горловка-Одесса", благодаря чему будущий владелец завода может интегрировать свой бизнес в транснациональную систему российского химпрома, который разделен между несколькими "кремлевскими семьями" и благодаря дешевому газу собственной добычи активно захватывает все новые и новые сегменты мирового рынка как в части регионального присутствия, так и в плане расширения товарной линейки сбыта. О политическом влиянии структур, стоящих за российскими химическими предприятиями, красноречиво говорит и тот факт, что до последнего времени, даже в условиях войны, Украина закупала в РФ минеральных удобрений на $700-800 млн, и любые попытки правительства ввести заградительные меры на этом рынке наталкивались на отчаянное сопротивление различных аграрных ассоциаций, которые говорили, что переход с российских удобрений на другие международные аналоги чреват ростом себестоимости нашей сельхозпродукции и утратой ее конкурентных преимуществ на мировых рынках.

Сегодня "ТольяттиАзот" входит в десятку крупнейших производителей аммиака в мире и контролирует 10% мирового рынка этого сырья и 20% российского рынка минеральных удобрений с выручкой в пределах одного миллиарда долларов. Учитывая стратегическое значение ОПЗ для тольяттинцев, украинских и российских олигархов, ставки в игре столь высоки, что в случае риска поражения будут предприняты любые меры по блокировке успеха противной стороны.

До 2008 г. завод нарастил годовые показатели прибыли до 800 млн грн ($100 млн по тогдашнему курсу). По инвестиционным индикаторам тех лет продажная цена ОПЗ могла составить 10-летний мультипликатор, то есть порядка $1 млрд. Как известно, попытка продать завод в 2009-м за 5 млрд грн была заблокирована. Сегодня коэффициент мультипликации по таким объектам снизился вдвое – до пяти лет. Таким образом, объективная оценочная капитализация ОПЗ на сегодня – $400-500 млн, или 10,5-13 млрд грн.

К сожалению, борьба "нанайских мальчиков" за ОПЗ привела к тому, что для блокирования продажи завода конкуренту противная сторона активно наращивала на нем кредиторскую задолженность, пользуясь теми кратковременными эпизодами, когда на предприятия заходил лояльный к той или иной группе менеджмент. Задача здесь была примерно следующая: нарастить долг до уровня скрытой покупной маржи. Простыми словами: есть цена приватизации, а есть реальная цена, которая показывает, сколько стоит данный объект при повторной рыночной продаже. Как показывает практика западных стран, разрыв в этих показателях есть: все-таки даже самое продвинутое государство не может сравниться по эффективности с частной компанией. Вот только в ЕС данный разрыв составляет 5-10% и это считается много, а у нас "подъем" на приватизации в размере менее 50% – это и не "подъем" вовсе. Что касается ОПЗ, в 2013-м убытки на нем возросли до 1,144 млрд грн, а в 2016 г. они составили рекордные 2,981 млрд грн. Каждое "убыточное" обострение было обусловлено началом новой подготовки к приватизации. Добавим сюда наращивание кредиторской задолженности за газ ($250 млн). В результате этих "мероприятий" стартовая продажная цена ОПЗ была понижена до $54 млн с изначальных $527 млн, то есть в десять раз.

Учитывая сплетение вокруг ОПЗ интересов нескольких ФПГ, усиленное скрытыми интересами россиян и отечественных элит, которые хотят заработать на процессе свою маржу, распутать этот клубок не получится, даже применяя новый закон о приватизации, который позволяет продать быстро, но не способен обеспечить справедливую цену.
Пример ОПЗ не уникален. Похожая ситуация может сложиться и в "Центрэнерго", которое также готовится к приватизации (компании принадлежат генерирующие мощности в размере 23 блоков (18 пылеугольных и пять газомазутных) на Углегорской, Змиевской, Трипольской ТЭС общей мощностью свыше 7 тыс. МВт). Несмотря на то что компании удалось резко снизить уровень кредиторской задолженности с 2,5 млрд грн до 136 млн грн, она продолжала управляться внешними кредиторами, как это и обязывает особая процедура распоряжения имуществом, хотя столь незначительный долг вполне мог быть погашен. На конец прошлого года задолженность компании перед бюджетом возросла до 670 млн грн.

Схема блокирования приватизации с помощью наращивания кредиторки проста, как лом, и так же, как и "металлическое изделие", работает почти без сбоев. Инвесторы привыкли покупать чистые компании, иначе никто не будет тратить на нее сотни миллионов долларов, особенно учитывая сопутствующие страновые риски. С проблемными долгами компании приватизируются с огромным дисконтом, что называется, "за одну гривню". В результате кредиторская задолженность – это универсальный ручной тормоз любой приватизации.

Такая технология затягивания приватизационного процесса выгодна в первую очередь действующему менеджменту предприятий, продолжающему управлять финансовыми и товарными потоками, а также тем олигархическим группам, которые рассчитывают усилить свои позиции в новом политическом цикле. Но она крайне невыгодна государству, ведь стоимость активов сокращается с каждым годом, и то, что можно было продать ранее за миллиард, продается ныне за пару сотен миллионов.

У государства сейчас есть три варианта дальнейшего развития событий. Во-первых, оставить все как есть, то есть приостановить крупную приватизацию и отложить ее на следующий политический цикл. В таком случае еще год-два флагманы украинской экономики будут обрастать полипами в виде кредиторской задолженности, и еще неизвестно, в каком состоянии они окажутся к дедлайну. Плюс дыра в бюджете на сумму недополученных поступлений от приватизации. Второй вариант – продать компании с долгами, но для этого придется дисконтировать их цену на сумму кредиторки. В таком случае бюджет недополучит сотни миллионов долларов, которые просто перетекут в карманы "кредиторов". 

Третьим вариантом может стать схема с выведением кредиторской задолженности за рамки приватизации. Как это сделать на практике? Нужен специальный государственный фонд по переводу проблемной задолженности госпредприятий, находящихся в процессе приватизации.

Как эта схема может действовать, рассмотрим на примере ОПЗ: госфонд переводит на себя долг компании, но не тратит на это свои "живые" деньги. Сам долг подлежит аудированию и точной сверке. Кредитор теряет право требования к ОПЗ и может рассчитывать на погашение долга в течение определенного графика, рассроченного на три-четыре года. При этом ОПЗ благополучно приватизируется, но уже без долгов и с позитивным дьюдилидженсом. Откуда же госфонд возьмет деньги для того, чтобы рассчитаться с кредитором? Для этого в условия приватизации "зашивается" норма, согласно которой новый собственник не сможет перепродать завод до момента выплаты долга фондом, а погашение задолженности осуществляется за счет регулярных платежей, которые устанавливаются как некий процент от годовой выручки (например 10-15%) и перечисляются новым собственником в госфонд для дальнейших расчетов с кредитором. В таком варианте кредитор гарантированно получит свои деньги, причем с государственными гарантиями. Государство продаст "чистое" предприятие, необремененное судебными исками. То есть цена должна быть справедливой. А новый собственник, с одной стороны, избавится от общения с влиятельным кредитором, а с другой – получит график выплат долга компании, завязанный на динамику выручки от реализации, то есть чем больше будет зарабатывать – тем быстрее выплачивать долг, но при этом у него будет страховка, что в случае падения объемов продаж по независящим от него причинам, на шее не затянется удавка в виде обязательных и фиксированных по суммам платежей. Для нового собственника при резком снижении спроса на продукцию пропорционально снизятся и платежи по долгу.

Для реализации данного сценария в Украине нужно запустить не столько новый закон о приватизации, как новую модель государственно-частного диалога, которая смогла бы объединить интересы всех заинтересованных сторон без учета политической окраски. То есть, по сути, начать решать проблемы прозрачно и взаимовыгодно.

Алексей КУЩ

Новини

25 Квітня 2024

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

ВСІ НОВИНИ ⇢