Проблемы в аэропортах: как добиться компенсации ущерба и что нужно знать об этом

Точка зору

В последние несколько недель Украина страдает от настоящего туристического коллапса. Украинцы, которые поехали на отдых за границу, долгое время на могли вернуться домой, другие не могли даже вылететь из страны, т.к. их рейсы постоянно переносились, задерживались или отменялись. Вместо того, чтобы поехать в отпуск и отдохнуть, люди несколько дней подряд жили в аэропорту и потеряли время, нервы и деньги. Сайт "Сегодня" подробно рассказывает, можно ли получить компенсацию за моральный и материальный ущерб в таком случае, кто должен ее выплачивать, и что для этого нужно.

Кто виноват: авиакомпания или туроператор

Пожалуй, именно это первый вопрос, возникающий у туристов, которых настигли проблемы с самолетами. Здесь расходятся мнения, на кого же ложится вина: на туроператора или авиакомпанию? Дело в том, что если человек покупал билет на самолет самостоятельно и столкнулся с проблемами с вылетом – здесь ответственность несет авиакомпания. Если же человек пользовался услугами туроператора, который приобретал билеты, бронировал места и т.д. – вина возлагается именно на турагентство. Правда, украинские конторы не слишком спешат возмещать убытки, поэтому попытки отвоевать положенную компенсацию могут перерасти в настоящие судебные разбирательства.

"К сожалению, в последнее время участились случаи задержки, переноса рейсов, либо отказа в перевозке пассажира авиакомпанией. Также, имеют место случаи отмены вылета в назначенную дату и пассажирам приходится терпеть разные неудобства, в том числе и материальный и/или моральный ущерб.

Необходимо понимать, что пассажир, заплативший деньги за перелет, заключил договор с авиакомпанией-перевозчиком, и такая компания несет обязательство доставить его в назначенное время и место. Задержка рейса, его отмена или перенос являются нарушениями данного договора со стороны перевозчика", – говорит юрист ЮК "ВОЛХВ" Ярослава Борка.

Юрист международной юридической фирмы Kinstellar Алексей Бурчевский рассказывает в комментарии сайту "Сегодня", что нужно понимать – речь идет о чартерных рейсах или о регулярных, т.к. в одном случае ответственность, как правило, несет авиакомпания, а в другом – туроператор.

"Если это регулярный рейс, то договор заключается между пассажиром и авиакомпанией, это является договором о перевозке, и, таким образом, за любыми компенсациями, связанными с этими перевозчиками, нужно обращаться в авиакомпанию. Если же это рейс чартерный, то чартерный договор – это отдельный вид, и он заключается между туроператором и авиакомпанией на перевозку определенного числа пассажиров – это может быть целый самолет, блок мест на самолете. Соответственно, любые претензии относительно перевозки прежде всего направляются туроператору, особенно, что касается отмен, задержек и т.д.

Дальше туроператор, если он считает нужным, или если есть вина авиакомпании в том, что произошло – он либо выставляет свои претензии авиакомпании, либо привлекает ее, как ответчика, либо как третье лицо", – поясняет Алексей Бурчевский.

Какие компенсации предусмотрены в случае задержки или отмены рейса

Сразу отметим, что в том случае, если ваш рейс задержали более, чем на сутки, вас должны накормить, разместить в отеле, предоставить трансфер до гостиницы и обратно в аэропорт.

Также возмещение ущерба зависит от дальности перелета и от времени, на которое задерживают самолет. Например, если рейс задержали на пять часов, пассажир может либо потребовать возмещения стоимости билета и отказаться от перевозки, либо же изменить маршрут и перенести дату отправления.

Если рейс заменили со снижением класса, пассажиру должны возместить разницу в стоимости:

  • 30% для рейсов дальностью до 1,5 тыс. км;
  • 50% для рейсов от 1,5 до 3,5 тыс. км;
  • 75% для рейсов свыше 3,5 тыс. км.

Также при более краткосрочной задержке рейса пассажирам должны предоставить питание, напитки и возможность совершить два телефонных звонка или послать факс/электронное письмо.

"Кроме выплаты вознаграждения перевозчик обязан предложить пассажиру на выбор возмещение стоимости перевозки в течение семи дней (наличными или банковским переводом) или изменение маршрута, которое должно осуществляться в соответствии с транспортными условиями приобретаемого ранее билета", – рассказывает Ярослава Борка.

Юрист также добавляет, что если пассажирам отказано в перевозке против их воли, перевозчик должен выплатить им компенсацию в таких размерах:

  • 250 евро – для рейсов дальностью до 1,5 тыс. км;
  • 400 евро – для рейсов дальностью от 1,5 тыс. км до 3,5 тыс. км;
  • 600 евро – для рейсов дальностью более 3,5 тыс. км.

Но, как поясняет Алексей Бурчевский, это более характерно для регулярных рейсов, нежели для чартерных. Он отмечает, что билет на чартерный рейс не считается подтвержденным до момента оплаты за него туроператором. И часто случается, что туроператоры до последнего момента задерживают деньги, которые они собрали с пассажиров, у себя, а потом перечисляют в авиакомпанию, за короткий промежуток времени до отлета.

"В случае регулярных рейсов билет считает подтвержденным с момента оплаты его пассажиром. Пассажир может за два-три месяца купить билет и получить гарантию того, что он улетит. Если авиакомпания отменяет рейс менее, чем за две недели до вылета, либо же переносит рейс с большой задержкой, либо у нее оказывается больше проданных билетов, чем мест в самолете – во всех этих случаях она обязана выплатить компенсацию в этих суммах, которые были упомянуты. И действительно, это зависит от длины рейса, на который вы купите тот или иной билет", – говорит юрист международной юридической фирмы Kinstellar.

Но далеко не во всех случаях пассажирам положена компенсация за отмену рейса. Так, Анастасия Майструк, младший юрист Eterna Law рассказала в комментарии сайту "Сегодня", что компенсация не будет выплачиваться в том случае, если пассажира предупредили об отмене рейса более, чем за две недели до вылета или же предложили альтернативный маршрут.

"Компенсация не выплачивается если пассажира предупредили не менее чем за две недели до планируемого вылета или менее чем за две недели, но при этом предлагается смена маршрута, которая дает возможность прибыть в запланированное место не позже, чем через четыре (в случае предупреждения за 7 дней) или два часа (в случае предупреждения менее чем за 7 дней) после предполагаемого времени. Также компенсация перевозчиком не выплачивается, если отмена рейса произошла в случае непреодолимых обстоятельств или чрезвычайных ситуаций", – говорит Анастасия Майструк.

Что обязательно нужно сделать: сохранять все чеки и билеты

Очень важный момент – это сохранить чеки на все расходы, которые вы понесли по вине авиакомпании или же туроператора. Т.е. если отменили или существенно задержали рейс и вам пришлось покупать еду, медикаменты и снимать номер в гостинице – сохраняйте все эти чеки, потом на их основании можно потребовать компенсацию.

Правда, к этому тоже стоит подходить адекватно. Если вы решите снять номер люкс за баснословные деньги или поужинать в очень дорогом ресторане, суд, вероятнее всего, не удовлетворит ваш иск о возврате денег.

Также вам могут компенсировать расходы на альтернативный рейс. Например, если вам не сказали о переносе вылета и т.д., вследствие чего вы не попали на самолет, но купили билеты на альтернативный рейс – вам должны вернуть стоимость этих билетов. Помимо чеков обязательно сохраняйте билеты и посадочные талоны, чтобы подтвердить все случившееся.

"Если непонятно, что делать дальше, во-первых, нужно посмотреть, есть ли возможность улететь самостоятельно. Если задержка была больше 5 часов, уже можно улетать самостоятельно. Если есть информация о том, что рейс будет задержан, но, например, вас не селят в гостиницу, если есть такая возможность – можно самому поселиться в гостиницу, сохранить все чеки, в т.ч. чеки на питание, на транспорт до гостиницы и назад, а потом потребовать возмещения. Авиакомпания должна компенсировать такие расходы, если задержка была по ее вине.

Если же пассажир не знает, по чьей вине произошла задержка, можно обращаться одновременно и в авиакомпанию, и к туроператору за разъяснениями и за компенсацией", – говорит юрист Алексей Бурчевский.

airplane_problems_01

Могут ли компенсировать моральный ущерб и нужно ли обращаться в суд

В украинской судебной практике немало примеров успешного возмещения потребителям ущерба за проблемы с перевозчиками. Правда, если компенсацию за материальные траты выплачивают частенько, то моральный ущерб возмещают гораздо реже.

"Моральный ущерб украинские суды не очень щедро возмещают потребителям не только туристических услуг. Но, тем не менее, такие случаи есть. Дело в том, что по Монреальской конвенции, которая регулирует международную авиационную перевозку, ответственность перевозчика перед пассажиром ограничивается фактически причиненным вредом. Т.е. конвенция прямо не предусматривает возможность компенсации морального вреда. И наши украинские суды придерживаются такой позиции, что моральный ущерб не является фактически причиненным на борту воздушного судна", – разъясняет ситуацию Алексей Бурчевский.

Несмотря на это, юрист отмечает, что такие правила не распространяются на туроператоров, по вине которых тоже могут быть проблемы с перелетами.

"Поскольку турист покупает туристическую услугу, в которую включен перелет, и очень часто он может выдвинуть претензию туроператору, на них это ограничение не распространяется. Поэтому, если случились проблемы с перелетом, а этот перелет был частью купленного тура, то, в принципе, ничто не мешает потребовать у туроператора компенсацию морального ущерба. Единственное, она должна быть очень четко прописана, мотивирована, и должна быть соразмерна стоимости того тура, который был проблемным", – говорит эксперт.

В целом, украинские суды все же возмещают компенсации за неудачные перелеты, правда, все зависит от конкретной ситуации и того, мотивирован иск или нет. По словам юриста, важным моментом является то, идет ли пассажир в суд один, или же подается коллективный иск.

"У коллективного иска всегда больше шансов добиться результата, чем у иска индивидуального", – подытожил Алексей Бурчевский.

 

Анастасия Ищенко

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢