Таможня глазами украинского бизнеса: изменения необходимы

Точка зору

С начала 2016 года в Украине ведутся жаркие дискуссии о том, какой быть таможне: это должна быть отдельная структура в сети центральных органов исполнительной власти или же более эффективно, чтобы таможня оставалась частью Государственной фискальной службы (ГФС). 

Минфин подготовил концепцию реформы, включающей кардинальное изменение системы управления таможенными органами, в частности, в планах было создать Межрегиональную таможню и Главное межрегиональное управление ГФС, а областные и энергетическую таможню — присоединить к Межрегиональной таможне. Но в январе 2018 года правительство отменило постановления от 29 марта и 19 июля 2017 года о реформировании таможенных и налоговых органов. Вопрос, какой быть таможне, остается открытым. Отметим, что согласно Соглашению об ассоциации с ЕС Украина взяла на себя обязательства по таможенным процедурам. Так, из 1943 пунктов утвержденного Кабинетом министров Плана мер по выполнению Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом 136 пунктов касаются тематики упрощения процедур международной торговли и реформы таможни.

Как и в любой политике, в вопросах функционирования таможни важна обратная связь с бизнесом. Особо актуальна оценка работы таможни со стороны бизнеса с учетом того, что она является весомым фактором формирования доверия между бизнесом и властью. Согласно одному из наших предыдущих исследований, на формирование доверия бизнеса к государству, кроме прочего, влияет опыт, полученный предпринимателем в результате контакта с представителями тех либо иных органов власти. 

Чем больше времени бизнес тратит на контакты с представителями органов власти, тем выше вероятность того, что уровень доверия к государству как институту, регулирующему экономические отношения, будет низким. Зато позитивный опыт, полученный предпринимателями при прохождении процедур, связанных с перемещением товаров через границу (меньшее время ожидания, простота оформления и т.п.), способствует формированию положительного образа государства в большей степени, чем такой опыт от проведения других регуляторных процедур.

Чтобы проанализировать политику, практику ее применения, изменения регуляторной среды по упрощению процедур торговли и оценке уровня привлечения бизнеса к диалогу с властью в сфере разработки мер по содействию торговле на национальном и региональном уровнях, Институт экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ) в рамках проекта "Диалог по содействию торговле", реализуемого при финансовой поддержке Европейского Союза, разработал специальный национальный инструмент — "Мониторинг упрощения процедур торговли". Этот инструмент является системой мер по сбору, обобщению и анализу информации для выявления препятствий при осуществлении внешнеэкономической деятельности в Украине и, в итоге, системой определения приоритетных экономических, правовых и регуляторных мер, необходимых для улучшения среды ведения бизнеса в части упрощения процедур торговли в Украине с точки зрения самого бизнеса. Для сбора информации используется количественный метод социологического исследования — национальный опрос предприятий. Не менее 1000 предприятий-участников ВЭД — экспортеров и импортеров — всех размеров и отраслей, находящихся во всех областях страны, ежегодно принимают участие в опросе по специально разработанной анкете. По результатам мониторинга готовится аналитический отчет. Недавно был представлен третий такой отчет. Один из его разделов касается оценок работы таможни и различных процедур, с которыми сталкиваются предприниматели при оформлении товаров. Ниже приведем отдельные результаты, а с полным текстом аналитического отчета можно ознакомиться на сайте ИЭИ.

Оценка эффективности работы таможни

Результаты выполненного анализа свидетельствуют, что оценка работы таможенных органов прямо связана с техническим оснащением таможни и имеет обратную зависимость от уровня коррупции. То есть чем лучше респонденты оценивали техническое оснащение таможни, тем выше была их оценка эффективности работы этого органа в целом. И наоборот, чем больше доля тех, кто считает коррупцию на таможне препятствием, тем хуже оценки.

 

321

 

Каждый пятый из опрошенных (19%) считает, что работа таможни эффективна и в целом не нуждается в каких-либо изменениях. Почти половина респондентов (45%) считает работу таможни в целом эффективной, но требующей некоторых изменений. Немного больше трети опрошенных (36%) оценили работу таможни как неэффективную или совсем не эффективную и требующую кардинальных изменений. Для того чтобы сравнение оценок работы таможни было более наглядным, мы построили балансовый показатель, то есть показатель, являющийся математической разностью между положительными и отрицательными оценками. Вариант ответа "эффективная" будет равняться "1", вариант "в целом эффективная" — "0,5", вариант "в целом неэффективная" — "-0,5", а вариант ответа "совершенно неэффективная" — "-1". При перерасчете ответов на вопрос об эффективности работы таможенных органов по такой шкале получаем, что для 2015 г. балансовый показатель составляет 0,20, для 2016-го — 0,10, а для 2017-го — 0,21. Таким образом, оценка работы таможни по результатам 2017 г. улучшилась по сравнению с 2016-м и является приблизительно такой же, как в 2015 г. (но следует отметить, что разница между 2015 г. и следующими периодами не является статистически достоверной из-за меньшего, чем в следующие годы, размера выборки). Вместе с этим как абсолютное значение показателя, так и количество опрошенных, ожидающих масштабных реформ, свидетельствуют, что потребность в коренных изменениях значительная.

 

321

 

Исследование также зафиксировало существенное различие в оценках работы таможни для предприятий, представляющих разные группы. Оценки зависят от вида внешнеэкономической деятельности, отрасли, размера предприятий и региона их размещения. Экспортеры оценивают работу таможни лучше, чем импортеры. Так, 35% предприятий-экспортеров считают, что работа таможни эффективна, и ничего менять не нужно. Тогда как среди импортеров таких только 13%. Балансовые показатели оценки работы таможни у предприятий, занимающихся только экспортом, почти в семь (!) раз выше, чем у предприятий-импортеров (соответственно 0,45 и 0,07).

 

321

 

С уменьшением размера предприятия ухудшаются оценки работы таможни. Микропредприятия почти вдвое хуже оценивают работу таможни по сравнению с крупными или даже средними. В разрезе секторов лучше всего оценивают работу таможни предприятия сельского хозяйства, хуже всего — сферы услуг и торговли. Последнее связано с тем, что предприятия этого сектора в основном являются импортерами, которые намного хуже оценивают работу таможни. Также наблюдаются значительные региональные отличия в оценке работы таможен. В условиях единого регуляторного поля это означает, что на местах существуют разные практики его применения. За неимением места отправляем читателя за информацией о региональных отличиях к тексту аналитического отчета, но отметим, что этот факт требует особого внимания со стороны правительства при планировании следующих реформ таможни.

 

321

 

Основные проблемы в работе таможни с точки зрения бизнеса

Отвечая на вопрос о том, что создает основные проблемы для предприятий, почти половина опрошенных (47%) отметила несовершенное, с их точки зрения, таможенное законодательство. Предприятия имеют в виду широкий круг проблем, включающих в себя также практику применения регуляторных норм. Отметим, что хотя по сравнению с 2016 г. вес этой проблемы уменьшился (тогда ее выбирали 56% опрошенных), но она продолжает возглавлять рейтинг. Дальше по списку идут три проблемы, каждую из которых выбрало немногим более четверти респондентов (по 26%). Речь идет об устарелости технического оснащения, в том числе компьютерного оборудования и программного обеспечения, сознательном завышении таможенной стоимости товара и недостаточной прозрачности и открытости в работе таможни. Укажем, что важность проблемы устарелости технического оснащения несколько возросла по сравнению с 2016 г., при этом доли предприятий, отмечающих сознательное завышение таможенной стоимости товаров и недостаточную прозрачность и открытость на таможне, несколько уменьшились.

 

321

 

Обращаем особое внимание на прозрачность и открытость, потому что именно повышение прозрачности является важной частью политики содействия (упрощения) процедурам торговли согласно международным обязательствам страны. О необходимости увеличения прозрачности и открытости в работе таможни наши респонденты говорят более предметно, когда отвечают на вопрос, что надо сделать для решения проблем, возникающих на тех или иных этапах оформления перемещения товаров через границу. В частности, 34% опрошенных хотят увеличения прозрачности для преодоления проблем, возникающих на этапе предварительного таможенного оформления. Столько же респондентов считают, что нужно усилить прозрачность при принятии решений по таможенной стоимости, а рекомендацию повысить прозрачность принятия решений при постаудите дают 44% опрошенных. Вместе с этим отметим, что спорные вопросы по действиям таможенных органов могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. И у каждого пятого предприятия есть опыт административного или судебного обжалования действий таможенных органов. Большинству из них такое обжалование дало, по их же мнению, определенные успешные результаты.

Возвращаясь к списку проблем, отметим, что в 2017 г. для участников ВЭД несколько снизилась важность такой проблемы, как постоянные изменения структуры и руководства таможни: в 2016 г. на нее указывали 24% опрошенных, а в 2017-м — 18%.

И несколько слов о коррупции. Не будем здесь дискутировать, является ли коррупция для бизнеса проблемой, мешающей работать, или же, наоборот, это привычный способ решения проблем слишком высокого регуляторного или конкретного давления, хотя традиционно данные опроса подталкивают к подобным размышлениям. Отметим только, что коррупция на таможне остается проблемой приблизительно для четверти опрошенных предприятий, что является довольно высоким показателем, и занимает пятое место в общем перечне проблем. А 15% опрошенных ставят проблему коррупции на первое место среди всех проблем на таможне. Также, оценивая коррупцию, мы традиционно спрашиваем бизнес о "важных друзьях", которых нужно иметь, чтобы достичь успеха в бизнесе. 42% опрошенных представителей предприятий, занимающихся ВЭД, считают важным или очень важным поддерживать такие отношения хотя бы с одним из перечисленных государственных органов. Рейтинг "важных друзей" возглавляют налоговая и таможня: каждое третье предприятие считает необходимым поддерживать неформальные отношения с таможенными и налоговыми органами (соответственно 33 и 30% респондентов) для успешного ведения бизнеса.

Таким образом, результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что изменения на таможне необходимы. Оставляя пока открытым вопрос о масштабе этих изменений, отметим, что важными направлениями являются повышение прозрачности и открытости таможни согласно международным обязательствам страны, улучшение технического оснащения таможни и уменьшение возможностей для коррупции, а также соблюдение законодательства всеми заинтересованными сторонами.

Оксана Кузякив

Новини

10 Травня 2024

Європейські металурги побоюються виникнення дефіциту металобрухту

ArcelorMittal розпочала будівництво електродугової печі на іспанському заводі

Україна може повернутись до графіків погодинних відключень електроенергії

Уряд виділяє понад 7 млрд грн на відбудову енергосистеми

Інфляція у квітні уповільнилась до 0,2%

Шмигаль заявив про складну ситуацію в енергетиці і закликав до економії

Виручка від експорту чорних металів наблизилась до 1 млрд дол

Бразилія скорочує експорт чавуну

Морським коридором експортовано 45 млн тонн вантажів

Практика вирішення спорів щодо трансфертного ціноутворення відбувається у несприятливих обставинах – експерт

Україна збільшила імпорт електроенергії на третину, експорт скоротився у 13 разів

Японська J-Power планує здати на металобрухт декілька вугільних блоків ТЕС

У ЄС проведуть повторне розслідування щодо імпорту китайського прокату з полімерним покриттям

В уряді обговорюють можливість підвищення тарифів на електроенергію

Таксі у Вінниці: Зручне та надійне перевезення у місті

Енергетики продовжили обмеження постачання е/е для промисловості

ВСІ НОВИНИ ⇢