Кумулятивное кумовство

Точка зору

Более 20% украинской экономики контролируется 2% компаний, имеющих тесные связи с политическим истеблишментом, говорится в рабочем докладе Всемирного банка (ВБ), посвященном феномену «кумовского капитализма». «Прикормленные» компании, сосредоточенные в капиталоемких отраслях, пользуются несправедливыми преференциями при взаимодействии с государством и ограничивают рыночную конкуренцию, хотя такие действия не попадают под формальное определение коррупции. При этом по производительности, прибыльности и динамике роста они значительно уступают рядовым участникам рынка — доступ к административной ренте не создает предпосылок для повышения конкурентоспособности.

Доклад подготовлен группой исследователей ВБ и киевского Института экономических исследований и политических консультаций в рамках реформы госуправления, проводимой при поддержке департамента по делам международного развития Великобритании. Политически аффилированные компании составляют 0,5–2% зарегистрированных, однако на них приходится 15–20% общей занятости и оборота в структуре украинской экономики, утверждают исследователи, основываясь на публичной информации о владельцах, управляющих и бенефициарах компаний. Критерием аффилированности они считают либо формальное наличие в структуре собственности и менеджмента публичных деятелей (первая группа), либо выявленные журналистскими расследованиями связи владельцев бизнес-групп с чиновниками (вторая). Так называемый кумовской капитализм предполагает передачу госсредств компаниям за счет налоговых вычетов, прямых субсидий и закупочных контрактов, не оправданную повышением благосостояния общества в целом. Это приводит к неэффективному распределению ресурсов, увеличивает издержки и ограничивает конкуренцию и экономические возможности страны, отмечают в ВБ.

Политически аффилированный бизнес сильно увеличил свою долю активов в последние пять лет, полагают в ВБ. Так, компании, прямо связанные с публичными деятелями (менее 1% реестрового списка) получили более 20% доступного кредитного капитала и более 25% всех активов в этот период. Особо высока концентрация аффилированных компаний в капиталоемких отраслях: добыче, энергетике и транспорте — здесь на них приходится 40% оборота и более половины всех активов. В сельском хозяйстве — прежде всего в производстве зерновых и других экспортно ориентированных секторах — они контролируют порядка четверти активов и оборота. Каналами извлечения ренты для аффилированного бизнеса служат госзакупки, субсидированные кредиты госбанков, госгарантии по займам, господдержка в виде прямых трансфертов из бюджета, ценовые преференции, госрегулирование, направленное на ограничение импорта, приоритет в доступе к приватизируемым активам, налоговые вычеты и преференции и доступ к концессионному финансированию.

Так, проанализировав администрирование возмещения НДС в феврале 2016—марте 2017 года, в ВБ пришли к выводу, что политически аффилированные компании имели на 61% меньший риск столкнуться с аудитом, чем рядовые фирмы, что существенно сокращало процесс. Впрочем, исследователи отмечают прогресс в этом направлении в последние годы в результате реформ: со второй половины 2015 года число особо крупных обращений за возмещениями сократилось за счет автоматизации. Так, если в 2014 году из 20 крупнейших экспортеров 10 составляли аффилированные компании, получившие 63% возмещений, то в 2016 году их доля сократилась до 43% (хотя они по-прежнему занимали половину списка).

В целом аффилированные компании обычно крупнее своих конкурентов, имеют больший оборот и число сотрудников. Разница по этим показателям составляет 8,9% и 11,1% для компаний, выявленных по первому критерию, и 28,8% и 23,2% соответственно для второй группы. Кроме того, «прикормленный» бизнес имеет более низкую эффективную ставку налога: для компаний первой группы разница составляет 0,4%, для второй — 2,9%. По общей же факторной производительности они уступают рядовым участникам рынка на 43,7% и 65% соответственно. Аффилированные компании также менее прибыльны (принадлежность компании к первой группе повышает вероятность ее убыточности на 1,6%, ко второй — уже на 20,7%) и демонстрируют более низкую доходность активов и капитала. Темпы роста всех перечисленных экономических показателей у такого бизнеса заметно отстают от конкурентов, особенно во второй группе: чем больше доступ к ренте, тем меньше мотивация повышать конкурентоспособность, заключают в ВБ.

Надежда Краснушкина

Новини

19 Квітня 2024

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

ВСІ НОВИНИ ⇢