Выбить 50 млрд долл по-аргентински. Как правильно разговаривать с МВФ

Точка зору

Накануне дефолта 2001 г. она даже умудрилась получить у Международного валютного фонда очередные $8 млрд. Но когда МВФ  "внезапно" прозрел и осознал, что дефолт неизбежен, программа сотрудничества с Аргентиной была свернута, в результате чего страна оказалась в пучине кризиса.

Итак, вначале сделаем слепок аргентинской экономики. Удивительным образом он в чем-то напоминает экономику украинскую, с тем только отличием, что если Аргентина больна с несколькими острыми фазами в анамнезе, то Украина очень больна и болезнь эта перешла в долгоиграющую хронику. Так, население латиноамериканской страны составляет более 44 млн человек, почти как и у нас накануне кризиса 2008-го. С той лишь разницей, что в Аргентине оно увеличивается на 1% в год, то есть на 440 тыс., а у нас, наоборот, на 1% в год убывает.

С точки зрения размера ВВП между нами пропасть: наш валовой продукт составляет чуть более $100 млрд, а в Аргентине в прошлом году был зафиксирован почти рекорд — $637 млрд (в 2015-м было $640 млрд). Темп роста ВВП составляет 2,9% против наших 2,5%. Если брать валовой продукт на душу населения, получаем $14,5 тыс. по сравнению с украинскими $3 тыс. Таким образом, соотношение эффективности составляет 1:5 и явно не в нашу пользу. Схожи и инфляционные процессы, хотя если нам удалось притормозить ценовую динамику до уровня 12–14% по году, то аргентинский уровень индекса потребительских цен пока превышает 20%. Также примерно одинаковы уровни безработицы — 8–9%. В Аргентине весьма низок показатель бедности — всего 0,6%. В Украине, по различным оценкам, данный индикатор определяется чрезвычайно широко. По разным критериям, можно получить данные вплоть до 50% и выше, но по официальным данным, уровень бедности в Украине также ниже 1%.

Общей проблемой и Аргентины, и Украины является отрицательный платежный баланс. Тут нужно сделать ремарку и отметить, что в последние годы данный показатель у нас профицитный. Это вызвано несколькими временными факторами, а именно: резким сокращением импорта в 2014–2015 гг. вследствие девальвации гривни, в результате чего мы даже на короткое время получили позитивный торговый баланс, а также паузой в обслуживании внешних долгов, которая была определена условиями реструктуризации внешних долгов. В целом для наших двух стран показатель внешнего платежного дефицита можно определить в среднем в размере 5% ВВП, если брать прогнозные показатели по Украине на 2019–2020 гг.

По данным Обсерватории экономической сложности, Аргентина занимает 45-е место в мире по экспортному потенциалу. В 2016 г. ее экспорт составил $129 млрд, а импорт — $128 млрд. Основные экспортные позиции страны связаны с сельским хозяйством: соевый шрот ($10,5 млрд), кукуруза ($4,54 млрд), соевое масло ($4,45 млрд), соя ($3,54 млрд), продукция машиностроения ($2,72 млрд). В импортных поставках основной удельный вес занимают энергетические ресурсы и продукция автомобилестроения.

За последние годы Аргентина сделала существенный крен в сторону монопроизводства, сделав ставку на сою и продукты из него, как в настоящее время в Украине — на семена подсолнечника и подсолнечное масло. Посевы под сою в общей структуре севосмен увеличились с 26 до 52%, а соевая экспансия потеснила даже традиционное животноводство и производство молока. В стране, которая занимала одно из первых мест по поголовью крупного рогатого скота (48 млн голов), фермеров-животноводов начали вытеснять на более худшие земли. И все же Аргентина экспортирует до 20% производимого молока (производится более 10 млн т). Тем не менее доля сельского хозяйства в структуре ВВП страны составляет 8–9%, притом что в Украине данный показатель в два раза выше (до 20%). Сектор услуг в Аргентине более емкий и развитый, чем у нас.

На данный момент совокупный государственный долг Аргентины колеблется в пределах 50–60% ВВП, притом что в Украине данный показатель в полтора раза выше даже после "реструктуризации имени Яресько".

За последние десять лет аргентинская экономика произвела внушительный спурт: ее ВВП увеличился с $233 млрд в 2006 г. до $640 млрд и $638 млрд в 2015-м и 2017 гг. Резкие колебания валютного эквивалента валового продукта объясняются курсовой неустойчивостью национальной валюты — аргентинского песо, но в отличие от Украины ВВП Аргентины за счет ускоренного роста "проглатывает" эту девальвацию и растет дальше, даже при номинировании в долларах США. По сути, перед нами первая страна, которая вошла в мировую двадцатку, опираясь лишь на аграрный сектор с монокультурой и внутренний рынок потребления. Для Украины этот пример интересен в том плане, что сейчас в нашей стране идет битва двух идеологем: польской (нацеленной на дерегуляцию и распределение ВВП на множество продуктивных кластеров) и аргентинской (сельское хозяйство, монопродукт, поступательное развитие внутреннего рынка вослед отрасли-флагману).

Кроме того, у Аргентины есть и неудачный опыт сотрудничества с МВФ. В свое время эта страна также прошла длительный путь взаимодействия с Фондом, который состоял в беспрерывном секвестировании социальных статей и общей десоциализации экономики страны. Закончилось все это крахом национальной валюты, замораживанием депозитов в банках, частичным изъятием средств негосударственных пенсионных фондов и глубокой социальной фрустрацией. В самый "пиковый" момент МВФ бросил кредитование Аргентины. Сумма дефолта составила примерно $80 млрд из более чем $130 млрд внешних долгов.

Модель управляемого дефолта весьма полезна для Украины в преддверии критических выплат по внешнему долгу в 2019–2020 гг., а также учитывая, что с 2021 по 2040 гг. держатели наших долгов будут получать так называемые варранты восстановления стоимости, или плату за рост (то есть определенные купонные выплаты за то, что они согласились списать до 4 млрд наших долгов и отсрочить выплаты на четыре года). Размер платы составит от 15 до 40% прироста украинского валового продукта в зависимости от темпов роста: при росте от 3 до 4% плата составит 15%, при росте свыше 4% — 40% от прироста ВВП.

В результате долгоиграющего и тупикового взаимодействия с МВФ в 1999–2001 гг. ВВП Аргентины сократился с $300 млрд в 2001 г. до $100 млрд в 2002-м, а уровень безработицы увеличился до 19%. Зато в дальнейшем, после того как страна осуществила дефолт и скинула с себя долговое бремя, она начала молниеносный взлет, и за 15 лет ее ВВП вырос со $100 млрд до $640 млрд, то есть после трехкратного единоразового падения рост был шестикратным.

В прошлом году Аргентина стала бенчмакром для развивающихся рынков, разместив внешние столетние облигации. Но сырьевая зависимость экономики постоянно играет с Аргентиной злую шутку, особенно учитывая специфику монокультурного производства. Именно поэтому Аргентина первая из крупных развивающихся стран почувствовала приближение будущего кризиса: недавно местная валюта песо начала девальвационный цикл, а центробанк вынужден был поднять учетную ставку до 40%. Правительство запросило помощь МВФ, и он согласился выделить $50 млрд. Срок программы рассчитан на 36 месяцев.

Почему же Фонд решил вернуться в ту страну, из которой вынужден был бежать под канонаду уличных боев населения с полицией и которая объявила один из самых ярких в мировой истории дефолтов? Ответ очевиден. В МВФ умеют признавать свои ошибки: политика принуждения страны к реформам, когда провластные элиты получают кредитные средства в надежде зацепиться за власть и в обмен предлагают точечные шаги по десоциализации экономики, оказалась провальной. Сейчас МВФ готов давать большие кредиты лишь под качественную программу экономического роста. Заметим, речь идет именно о больших кредитах, а не о траншах в размере нескольких миллиардов. Глава МВФ Кристин Лагард заявила: "Я поздравляю аргентинские власти с достижением этого соглашения. Как мы подчеркивали ранее, этот план принадлежит правительству Аргентины и разработан им с целью укрепления экономики на благо всех аргентинцев". Солидарен с ней и министр финансов США Стивен Мнучин: "Мы считаем, что финансово-экономическая политика Аргентины, в том числе меры по укреплению роста и защиты уязвимых слоев населения, обеспечат твердую поддержку международного сообщества".

Истоки проблем наших двух стран имеют сходные корни. Это и политика длительной фиксации национальных валют по отношению к доллару США: гривни и песо. И ориентация на экспорт сырья и полуфабрикатов. К общим проблемам стоит отнести и высокий уровень коррупции, несовершенную налоговую систему, когда до 50% налоговых поступлений не доходит до бюджета, а также чрезмерный уровень социальных статей, установленных на волне популизма. Аргентина успешно преодолела все эти вызовы даже без помощи МВФ: в 2006 г. страна полностью погасила задолженность перед Фондом. К сожалению, политика дорогого доллара в первую очередь ударила именно по развивающимся рынкам. Аргентина здесь выступила в роли лакмуса.

Сейчас риторика МВФ по отношению к Аргентине и Украине кардинально отличается. Если нас журят за коррупцию и заставляют идти на непопулярные социальные меры, то в отношении Аргентины — приветствуют экономический план. Причина заключена в векторе аргентинских реформ, которые осуществляет действующий президент Маурисио Макри, пришедший к власти в 2015 г., консерватор в хорошем смысле этого слова, имеющий опыт работы в крупном бизнесе и на посту мэра Буэнос-Айреса. Политик правого толка начал свое президентство под девизом "Каждый новый год будет лучше предыдущего", для чего, с одной стороны, повел беспощадную борьбу с коррупцией, инициировал судебную реформу, отделение государственных предприятий от продажных чиновников. Кстати, о коррупции Макри знает не понаслышке — в молодости его похитили и удерживали с целью выкупа продажные полицейские.

В отличие от Аргентины, главная проблема в системе нашей коммуникации с Фондом — это то, что Минфин опустился до уровня первоклассника, который никак не может перейти с тетрадки в косую на тетрадку в линейку. Не проявив достаточной твердости, министерство так и не смогло перейти в формат обсуждения четкого экономического плана успеха Украины и низвело дискурс с внешними кредиторами до упрощенной точечной корректировки: там продать ОПЗ, там распродать землю, там поднять тарифы. В результате уровень диалога между Украиной и МВФ понизился. Квинтэссенцией этой девальвации взаимного диалога стало снижение капиталоемкости кредитной программы. Нам $1 млрд, а Аргентине — $50 млрд. Как говорится, почувствуйте разницу.

Кроме того, стоит учитывать, что длительные программы взаимодействия с МВФ имеют тенденцию к смысловому вырождению, что и доказала эпопея с траншами для нашей страны. Экономических смыслов здесь уже не много, а есть банальное желание механически продолжить принуждение страны к реформам. Но реформы не делаются из-под палки, насильно можно лишь секвестировать бюджет и обрезать социальные стандарты. Что касается дефолта, то опыт Аргентины показывает, что лучше один раз переболеть в острой фазе, чем двадцать — в хронической. Это добрый хозяин, который сильно любил собаку, резал ей хвост по частям. Умный хозяин делает эту процедуру один раз.

Алексей КУЩ

Новини

20 Грудня 2023

Видобуток залізної руди в Китаї зріс на 7,1%

Україна залучила грант 150 млн євро від ЄС

ЄС та США домовилися призупинити торговельну війну до березня 2025 року

Українські металурги не встигають підготуватись до СВАМ через війну

Метінвест планує побудувати прокатний завод в Італії

У грудні Україна виробила понад 50 тисяч FPV-дронів

Українська економіка у листопаді зросла на 4%

У ремонт вийшли одразу чотири блоки ТЕС та одна ТЕЦ 

Стабільні тарифи держмонополій пришвидшать темпи відновлення промисловості – Біленький

Попит на нержавіючу сталь в США залишиться практично незмінним

Укрнафта збільшує видобуток нафти

Частка продукції ГМК в структурі перевезень УДП у 2024 році може зрости більш ніж вдвічі

Євросоюз знайшов альтернативи російському газу 

Німеччина купуватиме норвезький газ 15 років

В напрямку портів Великої Одеси суттєво збільшилась кількість вагонів

Німеччина у листопаді скоротила виробництво сталі на 2,4% 

ВСІ НОВИНИ ⇢