Не обидеть соседа. Как Украине правильно торговать с Ближним Востоком

Точка зору

"Деловая столица" продолжает цикл публикаций  о перспективах украинского аграрного экспорта. Мы рассматриваем все основные рынки сбыта нашей агропродукции и сегодня отправляемся на Ближний Восток.  Напомни, что в первой публикации цикла мы рассказывали об особенностях работы на рынке Индии. 

Это весьма контрастный и противоречивый регион. С одной стороны, за последнее десятилетие он пережил волну протестов и восстаний. Такие страны, как Сирия, Ирак и Йемен, переживают гражданские войны, в регионе миллионы беженцев. С другой – всем известно о богатстве нефтегазодобывающих стран региона: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, Катара, Омана, Бахрейна и ОАЭ. Также весьма внушительными являются показатели Турции, чья экономика – одна из самых быстрорастущих в регионе.

Основным военно-политическим раздражителем для региона является даже не израильско-арабский конфликт, а противостояние суннитской Саудовской Аравии и шиитского Ирана. Эти страны уже ведут прокси-войны в Сирии и Йемене. К зоне влияния Ирана можно отнести Ирак, где Тегеран усилился после вывода американских войск, режим Башара Асада в Сирии, хуситов в Йемене, шиитское население Бахрейна. К зоне влияния Саудовской Аравии – ОАЭ, Египет, Йемен (сторонники Мансура Хади), Иорданию, Бахрейн.

Особняком в этом противостоянии стоит Турция. Прежде всего, у суннитской Турции тоже весьма непростые отношения с шиитами и Ираном. Шиитские секты в начале ХVI в. чуть не развалили государство османов. Именно шиитская угроза толкнула османов к завоеванию Египта и Сирии, которые тогда были под властью мамлюков, а османы опасались союза мамлюков и шиитов шаха Исмаила Сефеви. В то же время нельзя считать, что союзнические отношения объединяют Турцию и Саудовскую Аравию. Например, Турция не поддержала КСА в вопросе блокады Катара, даже призвала к деблокаде и отправила в Катар дополнительный военный контингент на свою военную базу.

Еще один пример напряженности в регионе – конфликт вокруг Нила в Африке. Эфиопия, при поддержке Судана, начала строить ГЭС на Ниле. Эти намерения не понравились Египту, который может потерять 20% объема водоснабжения и не меньше 40% электроэнергии, производимой гидроэлектростанциями. Не удивительно, что между Египтом и Суданом нарастает напряжение: Египет в начале 2018 г., по данным турецких СМИ, ввел войска в соседнюю с Эфиопией Эритрею, а Судан отозвал посла из Каира. Египет поддерживает Саудовская Аравия и ОАЭ, а Судан надеется на заступничество Турции и Катара.

Так что было бы правильно разделить мусульманский Ближний Восток на три полюса силы, где главенствуют Турция, Саудовская Аравия и Иран. Это прямо не влияет на экспорт украинской агропродукции в регион, но данный геополитический пасьянс всегда следует держать в уме. Также нужно помнить, что Египет, один из основных покупателей украинского зерна, финансово поддерживается Саудовской Аравией, но старается выстроить дружественные отношения с РФ, которая является нашим конкурентом по экспорту агропродукции.

Среди основных товаров, которые Украина может поставлять в страны Ближнего Востока, можно отметить яйца, мясо, зерно, масло.

Наибольшими покупателями украинских яиц являются ОАЭ (около 48% всего экспорта за 2017 г.), Ирак (18%) и Катар (8%). Согласно данным Института аграрной экономики, за последние пять лет Украина увеличила экспорт яиц в ОАЭ почти в 20 раз. Дело в том, что ОАЭ – это страна-хаб, там есть свободные экономические зоны, где достаточно лояльные условия, понятные для европейца законы, по которым можно заключать сделки. Например, от вас не будут требовать соблюдать некоторые местные законы и признавать верховенство исключительно Законов Шариата. Вероятно, далее через ОАЭ украинские яйца расходятся по той части арабских стран, которые входят в зону влияния Эр-Рияда, прежде всего в саму Саудовскую Аравию.

Ирак и Катар вынуждены сами заботиться о своей продовольственной безопасности. В целом украинские производители имеют неплохие шансы на наращивание экспорта яиц в страны Ближнего Востока.

Растущее население стран региона требует все большего количества продуктов, в том числе мяса. Поэтому одновременно растут потребление, производство и импорт мяса. В основном за счет мяса птицы, что можно видеть по данным украинской статистики. По информации Государственной фискальной службы (ГФС), за прошлый год на внешние рынки было продано 271,33 тыс. т мяса птицы и субпродуктов, что на 11,5% больше, чем годом ранее. В денежном выражении экспорт курятины в 2017 г. вырос на 25% – до $389,64 млн. Основными импортерами украинского мяса птицы стали Нидерланды ($78,07 млн), Египет ($65,24 млн и Ирак ($42,67 млн). Экспорт в эти страны составил 54,37 тыс., 45,42 тыс., 29,71 тыс. т соответственно.

Также можно обратить внимание на рынок говядины. По данным ГФС, Украина по итогам 2017 г. экспортировала 41,87 тыс. т свежего и замороженного мяса КРС, что на 19,38% больше показателя 2016 г. Замороженную говядину в основном экспортировали в Азербайджан ($20,12 млн), Казахстан ($18,61 млн и Беларусь ($17,59 млн). Экспорт в эти страны составил 18,32 тыс., 6,43 тыс. и 6,08 тыс. т соответственно. То есть среди лидеров стран Ближнего Востока нет. Хотя, конечно, говядина – тоже весьма перспективная ниша, но в связи с тем, что в Украине происходит сокращение поголовья крупного рогатого скота, значительный рост украинского импорта, в том числе в страны Ближнего Востока маловероятен, но вот еще нарастить продажу мяса птицы – реально.

По данным Института аграрной экономики, основным покупателем украинского зерна в 2017 г. был Египет, доля которого в общем экспорте составила 12,8%. Египет удерживает лидирующую позицию в рейтинге крупнейших покупателей этой продукции с 2011 г. В прошлом году он увеличил закупки на 10,5% по сравнению с 2016-м – до $833,8 млн. Дальше из стран Ближнего Востока идет Саудовская Аравия, которая занимает восьмое место среди всех импортеров украинского зерна. Продажи в КСА составили в прошлом году $295 млн (4,5%). Дальше Израиль, закупивший зерна в 1,6 раза больше, чем в 2016-м, на $281 млн (4,3%).

Интересно, что Турция не вошла в десятку основных покупателей, но закупила зерна на $237 млн (3,6% в общем экспорте), хотя раньше почти не покупала эту украинскую продукцию.

Среди покупателей подсолнечного масла нужно отметить Турцию и Ирак. В 2017 г. поставки украинского сырого подсолнечного масла в Ирак достигли 113 тыс. т, тогда как годом ранее они составили всего 15 тыс. т. Во многом это объяснятся тем, что раньше Турция продавала рафинированное масло в Ирак, часто покупая перед этим нерафинированное масло у Украины. Но теперь иракский бизнес решил отобрать у турок часть прибыли, построив свои мощности.

В целом Турция, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ покупают объемы украинского подсолнечного масла в пределах от 40 до 300 тыс. т. Тут тоже у нашего бизнеса также есть неплохие перспективы по наращиванию экспортных объемов.

Александр КУРИЛЕНКО

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢