Докатились до Вьетнама. Почему Украина застряла в середине рейтинга инфраструктуры

Точка зору

Первым делом СМИ растиражировали удручающую оценку наших автодорог – Украина в этом году заняла 130 место из 137 рассматриваемых стран сразу после Мозамбика. Однако по состоянию железных дорог мы уже на 37-м месте после Норвегии. Так что смотря с какой стороны подойти. Чтобы понять значение этих чисел, нужно выяснить, кто и по каким критериям оценивал мировую инфраструктуру.

Конкурентный мир

Данный инфраструктурный рейтинг – это лишь часть Индекса глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index), измеряемого по методике Всемирного экономического форума с 2004 г. При этом национальная конкурентоспособность определяется как возможность обеспечивать стабильные темпы экономического роста. Индекс строится на общедоступных данных и результатах глобального опроса топ-менеджмента компаний с учетом 113 переменных, объединенных в 12 разделов: от качества институтов и развития инфраструктуры до эффективности рынков и инновационного потенциала стран. Причем важно, чтобы не было "узких" мест: более конкурентоспособными будут те государства, которые продвинулись по всем исследуемым направлениям. В этом году Украина в Global Competitiveness Index поднялась с 85-го на 81-е место – и пребывает между Бразилией и Бутаном. Впрочем, наша страна традиционно перемещается в седьмом-восьмом десятке данного рейтинга.

Не проехать, но полететь

А теперь присмотримся к инфраструктуре. В данном случае она понимается широко – от дорог до телефонных линий. Самая большая беда у нас действительно с автомобильными путями, причем в хвосте рейтинга по этому показателю мы были и в прошлом году и в далеком 2011-м. Зато железная дорога и мобильная связь подтягивают Украину ближе к началу списка – в этом году на 37-е место. Также есть две очевидные тенденции – в минус и в плюс: за последние годы уровень подключения к фиксированной телефонной связи снижается, тогда как пассажирооборот в авиаперевозках увеличивается. Причем в эпоху мобильных телефонов первое не огорчает, зато можно искренне порадоваться большей авиамобильности украинцев: по данным Госавиаслужбы, в прошлом году пассажиропоток в украинских аэропортах увеличился на 30%, причем как на внутренние, так и на международные рейсы.

Ползучее проседание

Впрочем, долгосрочная динамика показывает проблемы там, где все, казалось бы, хорошо. Так, в 2011 г. Украина занимала 25-ю строчку рейтинга по качеству железнодорожной инфраструктуры, в свете этой цифры 37 место в текущем рейтинге не так уж и радует. Вспомним, что участились нарекания бизнеса – в первую очередь металлургов и аграриев – на проблемы с грузоперевозками на "Укразалізниці". А портовая инфраструктура нашей страны оценивается традиционно плохо: сейчас – 93-я, в 2011 г. – 94-я строчка рейтинга. В Администрации морских портов Украины признали, что все они нуждаются в дноуглублении (для возможности принимать корабли большей тоннажности), правда, пообещали везде провести соответствующие работы за 1,3 млрд грн до конца 2018 г.

Не радует и понижение качества электроснабжения, по которому Украина на 85-м месте. И не только в сравнении с 2011 г., но и с 2016 г., когда результаты были на 10 пунктов выше. 

А в целом нужно признать, что Украина в последние годы застряла на уровне ниже среднего в рейтинге стран по инфраструктуре. Так, по совокупному показателю "Качество инфраструктуры в целом" наша страна занимает 88-ю позицию второй год подряд, пропустив вперед большинство соседей – Венгрия на 48-м месте, Польша – на 61-м, Словакия – на 62-м, а Россия – на 74-м. Правда, Молдова и Румыния оказались ниже нас, вылетев из сотни на 102-ю и 103-ю строчку (Беларуси в исследовании нет).

И все же пребывание Украины на 88-й позиции инфраструктурного рейтинга – это тревожная тенденция, ведь такой результат – худший за долгие годы. Так, в 2011-2015 гг. наша страна не опускалась ниже седьмого десятка по этому показателю, а в 2013 г. вообще вырвалась на 56-ю позицию. Скорее всего, такой краткосрочный успех объяснялся улучшениями, которые стали заметны после подготовки страны к чемпионату Европы по футболу, прошедшем в нескольких украинских городах летом 2012-го. При этом наш партнер по спортивному событию Польша тогда оказалась значительно ниже – на 79-м месте по общему качеству инфраструктуры, хотя тоже значительно поднялась в сравнении с 87-й строчкой годом ранее. Кстати, Россия тогда не входила и в сотню, Словакия была на 70-м месте, и Украина среди всех соседей пропускала вперед только Венгрию. В общем, как показывает практика, поднять нашу страну с низких позиций в рейтинге инфраструктуры может только событие, равное по масштабу чемпионату Европы по футболу.

Алексей ШЕВНИН

Новини

22 Грудня 2023

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

Україна у 2023 році наблизилася до Європейського зеленого курсу

До декларації щодо гарантій безпеки для України приєдналася вже 31 країна

Енергоатом і американська Holtec планують створити спільне підприємство

Морський експорт компенсував втрати від блокади кордону з Польщею

Пірати захопили судно з прокатом південнокорейської Posco

Фінляндія розробила план щодо відновлення України 

Китай заборонив експорт технологій рідкоземельних металів

ВСІ НОВИНИ ⇢