Первый украинский. Поможет ли Боинг лоукостеру SkyUp подвинуть Ryanair

Точка зору

Региональное наступление лоукостеров

1 июня для авиакомпаний-лоукостеров открылась последняя страна Восточной Европы, которая прежде не признавала их существования, – Беларусь. Российская авиакомпания S7 Airlines запустила прямое сообщение между Гомелем и Москвой по цене 45-50 евро за поездку. Другой сигнал для авиаперевозчиков прозвучал 3 июня на форуме Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в австралийском Сиднее. Речь идет о растущей напряженности в сфере мировой торговли, которая негативно скажется на индустрии авиаперелетов. Так, глава Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) Глория Гевара считает, что атмосфера неуверенности может сократить спрос на перелеты бизнес-классом – один из ключевых источников дохода для авиаиндустрии. Но это же означает, что увеличится доля рынка авиакомпаний эконом-класса – лоукостеров.

Украинский рынок воздушных перевозок насыщенный: туристы могут выбирать различные условия от разных авиакомпаний. Есть предложения на любой кошелек, от полета бизнес-классом до "студенческих" лоукостов. В нижнем ценовом сегменте из украинских аэропортов работают восемь европейских и арабских авиакомпаний: Ryanair (начнет полеты с сентября, билеты уже продаются), EasyJet, Wizz Air, Vueling, Air Arabia, Eurowings, Jet2 и AirAsia. Самые востребованные "бюджетными" клиентами направления полетов – в Будапешт и Гданьск (WizzAir), Барселону (Vueling) и ОАЭ (AirArabia). Особенность Украины в том, что она – в отличие от остальных стран региона – благодаря своим размерам имеет емкий внутренний рынок пассажирских авиаперевозок. И он растет: по данным Госавиаслужбы, за минувший год пассажиропоток в украинских аэропортах увеличился на 30%. Перевозки в равной мере растут внутри страны (+27,5%) и на международных рейсах (+28%).

На украинский рынок выходят новые авиакомпании, которые предлагают потребителям как новые рейсы, так и более выгодные условия. В их числе новый украинский лоукост-авиаперевозчик SkyUp, который 17 мая получил сертификат эксплуатанта – право на выполнение рейсов. По данным пресс-службы компании, поначалу SkyUp будет выполнять чартерные международные рейсы для туроператора Join UP. Что вполне логично: туристический оператор JoinUp принадлежит тем же владельцам (Татьяна и Юрий Альба), что и ООО "ACS-Украина", которое стало главным акционером SkyUp (ООО "Авиакомпания "Скайап" зарегистрировано в Киеве в июне 2017-го).

Известно, что поначалу SkyUp будет эксплуатировать два 189-местных Boeing 737-800 2013 г. выпуска. Потом к ним присоединится 149-местный Boeing 737-700. По другим данным, располагаемый воздушный флот авиакомпании SkyUp Airlines уже включает четыре самолета Boeing 737-800 NG. Далее перевозчик планирует добавлять по два самолета в год. То есть в 2019-м будет эксплуатироваться шесть лайнеров, в 2020-м – восемь, в 2021-м – десять, а в 2022 г. – уже 12 самолетов. Дальше – больше. В марте 2018 г. SkyUp и корпорация Boeing подписали контракт на $624 млн: для украинской компании будут собраны пять самолетов серии Boeing 737 MAX. Заказ включает в себя два воздушных судна нового поколения Boeing 737 MAX 8 и три среднемагистральных авиалайнера Boeing 737 MAX 10. Они поступят с завода в Сиэтле в 2023-м. Далее украинский перевозчик планирует заказать еще пять самолетов этих же моделей с аналогичными сроками поставки. Значит, флот SkyUp Airlines в 2023-2024 гг. пополнится десятью новыми воздушными судами.

Пройдя начальный этап международных чартеров, SkyUp начнет выполнять полеты внутри страны: именно на этих рейсах авиакомпания опробует свою лоукост-концепцию. А далее ее ждет международный рынок.

Авиационный "МакДональдс"

У SkyUp уже изначально, на старте, есть конкурентное преимущество: компания аффилирована с "гарантированным" заказчиком – туристической компанией JoinUp. В связи с этим некоторые наблюдатели уже в момент регистрации SkyUp пророчили авиаперевозчику будущее "карманной компании", аналогично тому, как авиакомпания Ellinair возит людей исключительно в Грецию, обслуживая деятельность туркомпании Mouzenidis Group.

Однако туристическая деятельность JoinUp охватывает десятки разных направлений, амбиции владельцев простираются еще шире, а возможность неплохо зарабатывать есть в том числе и на внутренних рейсах. (В Украине более 30 аэропортов, международное значение имеют 16, во всех областных центрах страны.) Так что, судя по всему, SkyUp планирует стать авиаперевозчиком, обслуживающим заметную долю пассажирского трафика в Восточной Европе.

Получится ли воплотить эти планы в жизнь зависит от того, сможет ли новая авиакомпания реализовать бизнес-модель лоукостера. Что совсем непросто на высококонкурентном рынке воздушных пассажирских перевозок. Авиаперевозчики эконом-класса по цене конкурируют уже не только друг с другом, но и с железнодорожным транспортом, и с туристическими автобусами – еще недавно чемпионами по дешевизне перевозок. Но даже при этом у успешных лоукостеров рентабельность в три-четыре раза превосходит рентабельность традиционных сетевых авиаперевозчиков. Как это достигается?

Специалисты выделяют четыре основных бизнес-модели авиакомпаний бюджетного уровня:

– оригинальная модель, с полетами на небольшие расстояния, при этом перевозчик экономит на всем, а любые услуги клиенту – за дополнительные деньги;
– "модель Jet Blue", которая при низкой себестоимости пассажирокилометра все же старается предложить неплохой сервис – это актуально при перелетах на достаточно большие расстояния;
– "модель Ryanair" (а также Wizz и Tiger): полеты между вторичными аэропортами, любой сервис пассажирам за дополнительную плату, предельно гибкий режим ценообразования с продажей билетов онлайн;
– "модель EasyJet": ориентация на молодых и пока небогатых бизнесменов, полеты между центральными аэропортами и возможность замены билета – но никакого дополнительного сервиса на борту.

Впрочем, в чистом виде перечисленные модели уже почти не встречаются. Но всех лоукостеров объединяет несколько ключевых подходов к ведению своего бизнеса:

– очень плотный график эксплуатации авиатранспорта. Самолет приносит прибыль только когда летит, потому простои в аэропортах сведены к предельному минимуму;

– жесткие условия работы сотрудников. Компании-лоукостеры известны своими высокими зарплатами, но люди в них часто работают на износ;

– особый подход к продаже билетов: через интернет и без посредников, обычно билет нельзя вернуть или обменять, но можно купить с большой скидкой. В итоге львиная доля средств поступает компании за три-четыре месяца до выполнения полета – рай для финансового директора;

– дополнительные услуги для пассажиров либо отсутствуют вообще (все чаще), либо предлагаются только за отдельную плату (все реже);

– предельная оптимизация маршрутов – по принципу "из пункта в пункт", стараясь избегать полетов через узловые аэропорты (хабы). Низкобюджетные авиакомпании предпочитают иметь дело со "вторичными" аэропортами, поскольку там низкие цены за взлет-посадку самолета. Именно лоукостеры предложили аэропортам зарабатывать на обслуживании не самолетов, а пассажиров – и эта концепция оказалась успешной. Некоторые, впрочем, летают через хабы (EasyJet), но коллеги-лоукостеры считают такой подход рискованным;

– использование в авиапарке небольшого набора воздушных судов, чаще – узкофюзеляжных Boeing-737 или Airbus A-320. Это позволяет экономить, унифицируя обслуживание;

– использование только "молодых" самолетов – их можно эксплуатировать очень интенсивно, с минимальной потерей времени на ремонты и техобслуживание.
(по двум последним пунктам SkyUp уже полностью соответствует принципам "лоукостового" бизнеса: авиакомпания будет эксплуатировать лишь самые современные версии Boeing-737).

То есть лоукостеры экономят на всем, на чем могут. С другой стороны, важно понимать: авиакомпании эконом-класса конкурируют не с традиционными авиаперевозчиками, а с железными дорогами и дальними автобусами. Статистика показывает: 75% пассажиров лоукостера – это люди, которые, не будь дешевого самолета, поехали бы на автобусе или остались бы дома. Иначе говоря, лоукостеры не перераспределяют поток уже имеющихся пассажиров, а создают новых.

Как в этом "дивном новом мире" найти свое место компании SkyUp? Навскидку можно назвать два пути развития. Первый – интегрироваться с туркомпанией JoinUp, что позволит оптимизировать расходы благодаря единым бизнес-процессам. Соответственно, придется обслуживать чартерные рейсы. Второй – осваивать те 40-45% рынка авиаперевозок, которые аналитики отдают лоукостерам. Восточная Европа в этом плане – благодатный рынок. Здесь много "вторичных" аэропортов, небогатых путешественников и привлекательных туристических центров.

SkyUp претендует на лидерство в сегменте бюджетных перевозок уже тем, что прямо со старта охватит множество международных маршрутов. По данным Госавиаслужбы, компания уже подала заявки на выполнение регулярных рейсов (с частотой – один-три раза в неделю) из Киева – в Барселону, Ларнаку, Римини, Аликанте, Пальма-де-Майорку, Батуми, Бургас, Варну, Тенерифе, Тирану; из Харькова – в Барселону, Ларнаку, Римини и Бургас; из Львова – в Барселону и Ларнаку; из Запорожья – в Барселону, из Одессы – в Барселону, Римини и Ларнаку. Параллельно планируется много чартерных рейсов: из Киева – в Анталию, Даламан, Бодрум, Шарм-эль-Шейх, Хургаду, Тиват, Тирану, Батуми и Тунис; из Харькова и Львова – в Анталию, Даламан, Бодрум, Шарм-эль-Шейх, Хургаду и Тиват; из Одессы – те же, кроме Бодрума; из Черновцов, Винницы, Херсона – в Анталию; из Запорожья – в Анталию, Шарм-эль-Шейх и Тиват. Такой большой охват маршрутов на двух самолетах как раз и следует из рассмотренной бизнес-модели лоукостера: воздушное судно должно находиться больше в небе, чем на земле. 

Работа на международном и внутреннем рынках будет совмещаться: внутри Украины с конца июня SkyUp начнет регулярные рейсы Киев – Одесса и Харьков – Одесса. Также поданы заявки в Госавиаслужбу на ряд маршрутов, включая Львов – Одесса. Уже заявлено, что перелет по маршруту Киев – Одесса (без багажа и дополнительных услуг) обойдется в 500 грн в одну сторону. Все это в сумме позволит часто летающему украинцу при желании закрывать многие свои потребности в перелетах услугами SkyUp.

Денис ЛАВНИКЕВИЧ

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢