Дефолт не предлагать. Почему Украина за три года может получить ВВП 4 тыс долл на душу

Точка зору

По сути, перед нами очередной документ, который сдвигает временной горизонт планирования, и если ранее бюджетная резолюция охватывала 2018-2020 гг., то ныне мы имеем для оперативного анализа шаг вперед на один год. В истории прогнозирования траектории движения национальной экономики появилась новая традиция утверждения трехлетних прогнозов по всему спектру базовых макроэкономических показателей, которые характеризуют как глобальные (ВВП, инфляция), так и социальные (размер заработной платы, социальные стандарты) аспекты развития страны.

Базовые показатели кабминовского сценария развития экономики Украины выглядят следующим образом:

Расчет ВВП в долларовом эквиваленте продемонстрирует нам реальный рост украинской экономики в глобальном рейтинге стран, исходя из универсальных критериев оценки. Ведь сам по себе рост в национальной валюте еще ничего не значит – необходимо расти в ключевой резервной валюте, долларе США. Иначе весь наш прирост ВВП и уровень доходов населения (в первую очередь в виде заработной платы) будет съедаться девальвацией гривни. В таком случае мы будет постепенно терять мировые позиции в плане эффективности человеческого капитала и продуктивности реального сектора экономики. 

В случае реализации базового сценария Кабмина и относительной курсовой стабильности, эквивалент номинального ВВП Украины в долларах вырастет примерно на $22 млрд: со $122 млрд в 2019-м до $145 млрд в 2021-м. Но для достижения столь существенных результатов необходимо будет обеспечить курсовую стабильность, причем сделать это рыночными методами, ведь административную блокаду валютного рынка к тому времени придется полностью снять, иначе ни о каком росте не может быть и речи. Для него просто не будет "кормовой базы" в виде притока прямых иностранных инвестиций и оживления внутреннего потребления, а также роста капитальных вложений корпоративного сектора.

Что касается курса, то Кабмин планирует очень мягкую девальвацию с 30,5 грн/$ в 2019-м до 31,8 грн/$ в 2021-м. По сути, в первые два года глубина девальвации не превысит 3% в год, а в 2021-м замедлится и вовсе до 1%. И это на фоне пиковых выплат по внешнему долгу в 2019-2020 гг., когда одна лишь угроза дефолта может существенно скорректировать курс национальной валюты в сторону обесценивания.

В 2016-м гривня девальвировала на уровень потребительской инфляции (11,9%), а в 2017-м эта динамика замедлилась до 4,9%, но здесь необходимо учитывать, что в прошлом году у нас был чрезвычайно легкий платежный график по внешним долгам, цены на сырье украинского экспорта на мировых рынках росли, а Минфину удалось разместить новый выпуск государственных еврооблигаций. Сложится ли столь удачный пазл в ближайшие три года, сказать сложно. Чисто теоретически у нас сохраняется возможность рефинансировать свои внешние долги за счет новых займов как на внешних частных рынках капитала, так и у международных доноров, прежде всего МВФ. 

Но для системной макрофинансовой помощи и привлечения займов для выплаты внешних долгов в 2019-2021 гг. придется предложить зарубежным кредиторам и международным донорам настоящий план успеха, причем именно тот, в который поверим не только мы, но и искушенные западные эксперты. 

Стоит также отметить, что в 2020-м, если оправдается прогноз по курсу и динамике роста, ВВП Украины в долларовом эквиваленте превысит $125 млрд, а значит, придется оплачивать кредиторам так называемые "варранты восстановления стоимости" (VRI), простыми словами – платить им за свой экономический рост в благодарность за то, что они списали нам во время реструктуризации "имени Яресько" чуть более $3 млрд. Суть варрантов заключается в следующем: в случае роста нашей экономики выше 3% в год, мы должны будем заплатить владельцам наших еврооблигаций 15% от суммы прироста ВВП в коридоре 3-4% и уже 40% от величины увеличения ВВП свыше 4%. И так в течение 20 лет, (с 2021 по 2040 гг.). Максимальное ограничение выплат по VRI установлено лишь на период с 2021 по 2025 гг. – не более 1% ВВП. Старт данных выплат начинается после того, как наш ВВП достигнет отметки в $125 млрд. Приблизительный расчет показывает, что если бы в условиях реструктуризации не было упомянутого выше льготного периода, сумма выплат по варрантам могла бы достигнуть в 2021-м $3,6 млрд, или 2% ВВП. Но нам, к счастью, придется заплатить лишь 1%, или $1,45 млрд, а проблема "платы за рост" таким образом переносится на 2025-й, что не снижает ее негативного влияния на динамику ВВП Украины в долгосрочной перспективе.

Важный вопрос заключается в том, сумеет ли экономика разогнать ВВП до показателя роста свыше 6%? Как показывает опыт прошлых лет, высокие темпы роста в Украине всегда сопровождаются значительными показателями инфляции, которые по меркам ЕС являются вообще галопирующими (там уже давно привыкли к инфляции около нуля плюс 1-2%). У нас же инфляция в пределах 10-15% обеспечивает рост в размере 3-5% ВВП. А замедление инфляции (и не дай Бог нулевая динамика или дефляция) сигнализирует о близящейся рецессии или глубоком нырке в минус. Объясняется это достаточно просто. Существенная часть нашего ВВП формируется за счет экспорта сырьевых товаров. Рост цен на них на мировых рынках моментально ретранслируется в рост ВВП, но так как эти сырьевые товары (в том числе металл и необработанные сельскохозяйственные продукты) являются основой для производства базовых товаров, которые формируют потребительскую корзину украинца (продукты питания, бензин, коммунальные услуги), то вместе с ВВП растет и потребительская инфляция. Остановить этот процесс может лишь резкая ревальвация гривни вкупе с административным регулированием стоимости коммунальных услуг, цен на топливо и социально значимые товары. Но так как от административного регулирования государство решило полностью отказаться, а Антимонопольный комитет у нас занимается фотоохотой на "Газпром", цены будут расти, толкая инфляцию вверх. О ревальвации гривни в условиях ухудшения платежного баланса по причине внешних выплат по государственному долгу говорить не приходится. Таким образом, Кабмину вкупе с НБУ придется решить непростую трилемму: как динамично расти в условиях низкой инфляции и стабильного курса национальной валюты.

Ответ тут вполне очевиден: такая модель может функционировать лишь за счет развития третичного сектора экономики: сектора услуг, медицины, образования и науки. Пока же наша экономика опирается либо на первичный сектор (добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство), либо на вторичный (обрабатывающая промышленность и строительство). Расти на такой модели в условиях низкой инфляции практически невозможно. Поэтому придется разблокировать третичный сектор, который, как показывает опыт западных стран, может очень даже неплохо развиваться и при нулевой инфляции. Но для этого необходимо провести системную дерегуляцию, демонополизировать базовые рынки, обеспечить защиту титулов собственности и равный доступ экономических агентов к системам рыночной инфраструктуры, а также применить стимулирующий инструментарий для развития малого и среднего бизнеса. Кроме того, важно обеспечить снятие фискальной нагрузки с домохозяйств, хотя бы для тех из них, которые не доходят до ватерлинии медианного дохода по стране, то есть обеспечить снижение налогов в социально уязвимых группах населения, с тем, чтобы увеличить платежеспособный спрос на рынке услуг. Ведь ни государство, ни крупные корпорации не смогут стать драйверами развития третичного сектора (лишь в части стимулирования науки), только граждане.

Для минимизации оттока трудовых ресурсов за границу, Украина просто обязана поставить перед собой амбициозную цель увеличения ВВП на душу населения до $4 тыс. уже в 2021 г. В целом показатели Кабмина свидетельствуют о том, что эта задача может быть выполнена: данный показатель в течение трех лет увеличится с $3,1 тыс. до $3,6 тыс.

Если экономика приобретет постоянный и главное динамичный тренд на рост, украинская экономика наконец станет привлекательной не только для своих трудовых ресурсов, но и для мигрантов из других стран.

Будущий экономический рост должна обеспечить и налоговая реформа, которая может заключаться в горизонтальном расширении налогооблагаемой базы с одновременным снижением ставок налогов. Также важную роль сыграет снижение косвенных налогов на конечного потребителя, в первую очередь налога на добавленную стоимость, что позволит увеличить совокупное потребление домохозяйств и снизит при этом уровень цен. В то же время такие налоги, как акцизы и рента на добычу полезных ископаемых, следует постепенно увеличивать до мирового уровня.

Алексей КУЩ

Новини

26 Грудня 2023

До 2030 року виробництво водню зросте лише до 110 млн тонн

УЗ провела 101 аукціон з продажу 76,4 тис тонн брухту 

Для відбудови та розвитку енергосектору України необхідне залучення сталого фінансування

50 млрд євро Україна отримає в будь-якому випадку – Кулеба

В Мінекономіки обговорили майбутнє зеленої металургії

Південнокорейська POSCO перезапустила три доменні печі

Туреччина переглядає антидемпінг на китайські труби з нержавіючої сталі

Японська Sumitomo припинить роботу вугільної ТЕС у рамках декарбонізації

Заводи на Закарпатті скорочують роботу через черги на кордонах

На кордоні з Польщею в чергах стоять понад 3 тисячі вантажівок

Цього року Метінвест розпочав виробництво 25 нових видів продукції

Експерти МВФ очікують подорожчання низки металів

Австралійська залізорудна промисловість шукає шляхи пристосування до зеленого переходу

Грузія посилить санкції за забруднення Чорного моря

Centravis зупинило виробництво продукції

Тайвань з початку року збільшив імпорт металобрухту на 19%

ВСІ НОВИНИ ⇢