Потратим больше. Зачем мелкие бумажные гривны заменят монетами

Точка зору

Национальный банк собирается заменить бумажные банкноты номиналом 1, 2, 5 и 10 грн металлическими монетами. В среду, 14 марта, их уже презентуют в НБУ аккурат накануне анонсируемого назначения нового главы Нацбанка Якова Смолия. Уверяют, что монеты введут постепенно, некоторое время они будут ходить наравне с бумажными аналогами, пока полностью их не вытеснят. Финансисты подтверждают: тратить будем больше.

Игорь Львов, управляющий директор Кредит Оптима Банка, считает, что менять купюры на металлические монеты необходимо. «У нас из денежного оборота 1% денег ветхие и 5% изношенные. Их постоянно надо перепечатывать, да и считать их сложнее», — сказал «Вестям» Львов.

Правда, во сколько государству обойдется замена бумажных мелких купюр на монеты, пока никто не знает. «Точных цифр нет, их еще не начали чеканить. Но можно точно сказать: металлические гривни будут окупаться. У нас не окупаются только 1, 2, 5 и 10 коп., все остальные монеты в прибыли. И хотя чеканка этих монет дороже, чем печать бумажных купюр, но срок их обращения выше», — говорит «Вестям» финансовый эксперт Алексей Кущ. По его словам, вряд ли монеты будут чеканить из переплавленных копеек. Обычно их делают из специальных заготовок — сплав для гривневых монет более тяжелый и более твердый.

Эксперты уверяют: на уровень инфляции замена бумажных денег на металлические не повлияет. «На инфляцию влияет только выведение из оборота копеек, поскольку цены будут округлять до гривен, и то незначительно», — отметил Кущ.

Другое дело, что такой ход может быть предвестником деноминации денег, т. е. когда 5000 грн превратится в 500 грн. «Об этом свидетельствует и тот факт, что президент заговорил о легализации капитала, налоговой амнистии. Как правило, налоговую амнистию проводят вместе с деноминацией денег», — указал Кущ.

Потратим больше

Что касается последствий, то, по мнению экспертов, у маркетологов пропадет главная их фишка. «Они не смогут теперь писать цены — например, 39,99 грн», — говорит Кущ. Также, по мнению финансового эксперта Василия Невмержицкого, возникнут проблемы с терминалами, через которые мы оплачиваем коммуналку, интернет, телефон, штрафы и т. п. «Переоборудовать терминалы под монеты никто не будет, это невыгодно. Поэтому, когда вы придете к терминалу, там будет висеть объявление, что он принимает деньги номиналом от 20 грн», — подчеркнул Невмержицкий.

Та же история и с монетами в супермаркетах. По словам Невмержицкого, в магазинах никогда не хватает металлических денег. «Потому что это дорогое удовольствие. Представьте, какие мешки придется таскать инкассаторам. Да и закупать у банка металлические деньги дороже, чем бумажные. В результате — что в терминалах, что на кассах сдачу будут переводить на мобильный телефон или на бонусные карточки. И вместо 95 грн в магазине вы оставите 100 грн», — говорит Невмержицкий. Что, впрочем, уже происходит в некоторых маркетах. К тому же гривневые монеты многие не любят носить в кошельках и в карманах, так что многие будут стараться от них избавляться.

Марина Петик

Новини

28 Грудня 2023

Гарантований покупець виплатив 400 млн боргу

До АРМА передали активи російських олігархів на 11,5 млрд грн

Кубркова просять скасувати наказ щодо строків експлуатації вагонів

Свириденко піддала критиці купівлю імпортних товарів, які може виробляти Україна

Китай планує побудувати понад 50% суден на екологічно чистому паливі

Укрнафта шукає партнерів для розробки родовищ

Австрія погодилася на поступове приєднання Болгарії та Румунії до Шенгенської зони

Придбання US Steel компанією Nippon Steel необхідно розслідувати – Байден

ДБР сподівається домогтись екстрадиції Жеваго

Виробництво сталі в Японії збільшиться на 1,7% – прогноз

Метінвест від початку війни спрямував на допомогу Україні 4,8 млрд грн

У чергах на кордоні з Польщею перебувають близько 4 тисяч вантажівок

Виробничі потужності української оборонки цього року зросли втричі

Суха Балка видобула 931 тис тонн товарної руди

Ціни на автогаз впали до позначки 30 грн/літр

Ринку вантажних перевезень загрожує дефіцит залізничних вагонів

ВСІ НОВИНИ ⇢