Уставший от Украины ЕС закрывает проект модернизации КПП

Точка зору

Европейский союз закрывает программу реконструкции украинских пунктов пропуска, углубляя сомнения вокруг способности Киева реализовать реформы в обмен на многомиллиардную помощь Европы.

Проект, предусматривавший реконструкцию шести украинских КПП на восточной границе ЕС, был запущен в 2014 году, после того как Европа поддержала прозападных лидеров Украины во время крымского кризиса.

Программа была призвана помочь интеграции украинской экономики с входящими в ЕС соседями посредством строительства или модернизации КПП на границе с Польшей, Венгрией, Словакией и Румынией. Согласно ЕС, реализация проектов должна была сократить количество времени, необходимое для прохождения границы, и улучшить таможенные процедуры.

Проекты провалились после нескольких отсрочек, накладок и перерасходов, связанных с действиями местных чиновников и подрядчиков, свидетельствует внутренняя корреспонденция украинского правительства, а также переписка между Еврокомиссией и Киевом, переданная Рейтер источником в одном из госорганов Украины.

“После нашей оценки мы пришли к выводу, что эти проекты не могут быть завершены в срок. Сейчас эти шесть проектов в процессе закрытия, а неизрасходованные средства будут возвращены”, – говорится в заявлении представителя ЕС, направленном Рейтер.

Высокопоставленный европейский дипломат, занимающийся вопросами Украины, сказал: “Есть некоторая усталость от Украины. Людей раздражает отсутствие реформ, особенно в сфере борьбы с коррупцией. Все застопорилось”.

Однако он добавил, что ЕС продолжит поддерживать страну, экономика которой остается неустойчивой после аннексии Москвой Крыма и восстания пророссийских сепаратистов на востоке.

К концу 2017 года ни один из шести проектов реконструкции КПП не был завершен, несмотря на предоставленное ЕС финансирование в размере 29,2 миллиона евро ($36 миллионов).

Государственная фискальная служба (ГФС), контролирующая выполнение проектов со стороны Украины, назвала в числе причин задержки реализации проектов смену кадров в ведомстве, а также длительный процесс проведения тендерных процедур и согласования внесения изменений в проекты.

Бывший руководитель ГФС Роман Насиров, который возглавил ведомство в мае 2015 года, сказал в интервью, что проекты пунктов пропуска усложняются тем, что в ряде случаев Украина не может предоставить необходимое софинансирование. Он дал комментарии Рейтер незадолго до своей отставки 31 января по причинам, не связанным с проектами.

Самый крупный контракт, на два пункта пропуска, получила компания Энергомонтажвентиляция, специализирующаяся на вентиляционных установках, у которой практически нет опыта в строительстве, показали данные онлайн-реестра госконтрактов.

В разговоре с Рейтер в октябре финансовый директор Энергомонтажвентиляции Сергей Романенко обвинил в неспособности завершить проект строительства двух пунктов пропуска на границе с Румынией украинских и европейских чиновников, которые создают препятствия.

“Пункты пропуска Дяковцы и Красноильск выполнены на 80-85 процентов. Но ни одной копейки денег мы на сегодня еще не получили”, – сказал он Рейтер. Энергомонтажвентиляция отказалась от дальнейших комментариев в феврале.

Согласно судебным документам, Энергомонтажвентиляция подала иск против ГФС в прошлом году в связи с неуплатой денег, которые, по словам компании, предназначены ей за работу над пунктами пропуска. Дело было проиграно. В документах не уточняется причина постановления суда. ГФС подтвердила Рейтер, что подрядчик проиграл разбирательство, но не предоставила дальнейших деталей.

Графика: Проекты пунктов пропуска tmsnrt.rs/2BDHurK

ПОДДЕРЖКА ЕС

Внутренняя переписка вовлеченных в проекты организаций, с которой ознакомился Рейтер, описывает проблемы.

“Реализация проектов, согласно их этапам, надлежащим образом не выполняется, что в ближайшее время приведет к провалу проектов”, – написал чиновник Государственной фискальной службы (ГФС) коллегам в марте 2017 года.

Чиновник ГФС, пожелавший остаться неназванным, предоставил Рейтер копию письма с условием, что личность автора документа не будет раскрыта.

Администрация президента Украины Петра Порошенко не ответила на запрос Рейтер о комментарии в отношении решения ЕС закрыть проекты и потенциального отрицательного влияния на имидж Украины за рубежом.

Официальный представитель ГФС сказала, что ведомство не знает, почему Энергомонтажвентиляция выиграла тендер.

Украина, ставшая независимым государством после распада СССР, уже давно стремится наладить более тесные отношения с ЕС, чтобы противодействовать влиянию России. Блок с 2014 года выделил 12,8 миллиарда евро в рамках финансовой помощи стране.

СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ВЕНТИЛЯЦИИ

Строительство КПП Красноильск на границе с Румынией должно было завершиться к концу 2016 года, согласно графику, который ГФС прислала Рейтер. Однако корреспондент Рейтер, приехав туда в ноябре 2017 года, увидела недостроенные здания, окруженные мусором и стройматериалами.

На КПП Устилуг на границе с Польшей был лишь выкопан котлован. На других пропускных пунктах, на границе со Словакией и Венгрией, на месте, где должны были располагаться здания КПП, из земли торчат трубы и металлические сваи.

По итогам тендера, проведенного в июле 2015 года, ГФС присудила контракт на строительство КПП Красноильск и Дяковцы украинской компании Энергомонтажвентиляция, которая специализируется на установке систем вентиляции в уже построенных зданиях.

До этого фирма не получала госконтрактов на выполнение основных строительных работ, согласно базе данных госзакупок Украины.

В марте 2017 года Насиров, который тогда возглавлял ГФС, был обвинен в нанесении убытков государству в размере 2 миллиардов гривен ($71 миллион) налоговых доходов. Насиров отрицает обвинения, которые не были связаны с проектом КПП. Судебные разбирательства по делу продолжаются. Насиров был отпущен под залог, должен носить электронный браслет и не имеет права покидать Киевскую область.

Насиров оставался главой ГФС до конца января 2018 года, когда кабинет министров принял решение о его отставке из-за того, что он получил британский паспорт. По закону украинские госслужащие не могут иметь двойное гражданство. Насиров отрицает, что стал подданным Великобритании.

ПОДРЯДЧИК ОТСТАЛ ОТ ГРАФИКА

В марте 2016 года чиновники ЕС, отслеживающие ход работ на румынской границе, начали выражать обеспокоенность. Ингрид Букса, старший администратор программы реконструкции украинских КПП, написала Насирову после того, как ГФС попросила об увеличения стоимости строительства в два раза. ГФС также хотела, чтобы часть работ была перенесена на второй этап, который еще не был утвержден.

Руководство программы с румынской стороны отклонило эти просьбы, как следует из копии письма, с которой ознакомился Рейтер. Оно также сказало, что ГФС принимает изменения без согласия руководства программы и оно не намерено за это платить.

“Структуры руководства программы очень обеспокоены текущей ситуацией и низким прогрессом в направлении полного выполнения проекта, согласно требованиям грантового контракта”, – говорится в письме.

Эти проблемы сохранились и спустя год, свидетельствует датированный мартом 2017 года отчет, который высокопоставленный сотрудник ГФС направил коллегам.

В отчете говорится, что чиновники ГФС знали о том, что работы Энергомонтажвентиляции не проводятся в соответствии с утвержденным планом, но не помешали этому и вместо этого написали подрядчику, попросив его ускорить строительство. Энергомонтажвентиляция отказалась от комментариев.

Елена Васина

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢