Подробнее Запомнить город


Иррациональное сотрудничество Украины и МВФ, или Кто кому больше нужен

13.02.18 , 112.ua
размер текста:

МВФ – это не банк реконструкции и развития и не портфельный инвестор. Его не интересует ни развитие нашей инфраструктуры, ни реализация новых прибыльных проектов. Это клуб внешних кредиторов, и главная его задача – защита исключительно их интересов. А учитывая, что держателями наших долгов являются американские венчурные фонды, защищать эти интересы необходимо любой ценой. Поэтому не сильно переживайте за МВФ и его транши. Он вернется. Обязательно вернется. И не двадцать лет спустя, а в 2019-2020 годах, когда Украине нужно будет погашать существенную часть внешнего долга.

Тема сотрудничества Украины и Международного валютного фонда все больше утрачивает свой изначальный экономический смысл и приобретает для нашей страны некий сакральный символ. Впору говорить о появлении в Украине некоего финансового прототипа карго-культа. Под последним, как известно, понимают поклонение аборигенов Меланезии американским самолетам, с которых в годы Второй мировой войны на острова сбрасывали гуманитарные грузы на парашютах. Но война закончилась, а туземцы продолжали ждать Даров небесных, в результате чего возникла даже целая религия "самолетопоклонников" со своими шаманами, прорицателями и юродивыми. Меланезийцы вроде бы все делали правильно: выстраивались на взлетной полосе, самые продвинутые из них изображали "диспетчеров" с бамбуковыми палочками вместо антенн, но "небесная птица" не прилетала.

В Украине уже тоже возникла целая плеяда закоренелых "МВФ-поклонников". В ожидании "кредитного" дождя они шаманят, как могут, бьют в бубен, но денег почему-то уже долгое время нет. Рациональное экономическое мышление у наших министров и функционеров НБУ окончательно и бесповоротно вытеснено иррациональным "магическим мышлением", рассчитанным на мистический мир добрых западных духов, которые поймут и простят. И обязательно прилетят вновь. С деньгами. Пусть для этого придется даже пожертвовать очередным "сукиным сыном".

Как заявил Зигмунд Фрейд в своей работе "Тотем и табу", "у примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, все, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет". Так и в случае с нашими "примитивными" чиновниками: они свято убеждены, что МВФ будет и дальше кредитовать Украину. Как и остальной западный мир. Просто потому, что мы "европейский вал" от восточных орд, и очень этого хотим.

В свое время известный писатель–фантаст Артур Кларк сформировал три закона, один из которых был несколько изменен собратом по перу Айзеком Азимовым и звучал примерно так: когда непрофессионалы сплачиваются вокруг идеи, отрицаемой уважаемым, но пожилым ученым, и поддерживают эту идею с пылом и энтузиазмом, то этот уважаемый, но пожилой ученый в конечном счете, вероятно, прав. К сожалению, в Украине уже практически не осталось уважаемых, пожилых ученых (сказались "реформы" последних лет), но этот известный "закон Кларка" в украинских реалиях можно было бы сформулировать примерно так: когда непрофессионалы действующей власти сплачиваются вокруг некоей идеи и поддерживают эту идею с пылом и энтузиазмом, то в конечном счете они не правы. Нечто похожее и произошло в последние годы, когда "профессионалы" сплотились вокруг идеи вечного сотрудничества с МВФ.

Самое интересное, что и МВФ в ходе сотрудничества с Украиной тоже научился плохому и перешел от рациональных к иррациональным требованиям. Как показывает эпистолярная переписка последних лет, в фонде окончательно разуверились в способности украинских партнеров проводить эффективные и быстрые реформы. Ключевое слово – "эффективные". История нашего сотрудничества насчитывает уже многие годы, но любая новая программа, как в известном фильме "День сурка", вновь начинается со звонка будильника и веселой песенки по радио, то есть с нулевой отметки – "начало экономических реформ". Парадоксально, но все те груды законодательной макулатуры, принятые по требованию фонда украинскими депутатами, ни на шаг не приблизили нас к финишу "реформ". Видно, старая "совковая" закваска исполнителей оных заставляет их действовать по известному принципу: есть у реформ начало, нет у реформ конца. Ну, а в глазах международных кредиторов мы и дальше продолжаем оставаться, как в старой, доброй песне: в образе "добрых дикарей", ужасных на лицо, но добрых внутри, которых "мама в понедельник родила". Следуя логике упомянутой песенки, ситуация изменится к лучшему лишь в случае отмены "календаря". Да вот незадача: кто же тогда будет подписывать меморандум с МВФ?

Как бы то ни было, но фонд тоже решил действовать в иррациональном поле и грубо просчитался. Состязаться в сием деле с нашими чиновниками – все равно, что с котом в ловле мышей в темной комнате. Именно поэтому такие требования как создание Антикоррупционного суда, подбор судей и борьба с коррупцией – это все равно, что требование к пчелам добровольно отдать мед. В лучшем случае те будут недовольно жужжать и саботировать, в худшем – могут и куснуть. Представить себе, что в наших реалиях судьи принимают решение арестовать, например, функционера НБУ, тут даже писательского дара Артура Кларка не хватило бы. Не родился еще на земле нашей такой богатырь…

Именно поэтому вся сегодняшняя возня в отношениях Украины и МВФ напоминает работу старого доброго НИИ советского периода: вы делаете вид, что нас кредитуете, мы делаем вид, что проводим реформы.

И хоть НБУ стращает украинцев, что без новых траншей фонда гривне – карачун, выглядит это довольно наивно. Ну, во-первых, гривне и так карачун. Во-вторых, транши МВФ поступают в валютные резервы Нацбанка при условии соблюдения жестких монетарных индикаторов, в том числе и такого, как чистые валютные резервы (ЧВР), которые рассчитываются как разница между валовыми резервами и обязательствами. То есть любые операции НБУ на внутреннем рынке по поддержанию гривны с помощью валютных интервенций будут осуществляться исключительно за счет собственных ресурсов (ЧВР), а когда они закончатся и ЧВР уйдут "в минус", никто не даст тратить валюту из резервов (заемных) на внутреннем рынке. Да НБУ не сильно и хочет это делать. Как сказал недавно его руководитель, "мы не знаем, какой будет курс; какой сформируется на рынке, такой и будет". А раз Нацбанк не горит желанием укреплять гривну, то не имеет абсолютно никакого значения, придет новый транш в его резервы или нет. На судьбе национальной валюты это никак не скажется. Правда, есть проблема выплат внешнего долга в 2019-2020 годах. Но там такие суммы, что транши МВФ на миллиард-два погоду не сделают. Эта проблема может быть решена лишь комплексно, но это тема отдельной статьи.

Так есть ли смысл в этом сотрудничестве? Оказывается, он существует. Правда, почти как суслик из анекдота: "Видишь суслика? - Нет! - А он есть!".

112.ua

Амбициозная программа расширенного финансирования EFF предусматривала выделение Украине со стороны фонда более 17 млрд долл. в течение четырех лет двенадцатью траншами. Больше всего мы должны были получить в 2015 году - 7,52 млрд долл. Затем следовала пауза для администрирования результатов реформ, после чего в 2017 году новая порция – 5 млрд долл. В завершении – 2,9 млрд долл., как говорится, "полирнуться".

Для реализации данной программы МВФ, как известно, даже досрочно прекратил двухлетнюю программу stand-by, в соответствиие с которой Украина получила двумя траншами 4,6 млд долл. в 2014 году.

112.ua

На самом деле гладко было написано лишь на бумаге. Суровая украинская реальность внесла свои коррективы: по программе расширенного финансирования EFF Украина получила лишь 8,7 млрд долл.: 6,7 млрд в 2015 году (два транша) и по одному миллиарду в 2016 и 2017 гг. (всего четыре транша). Если учесть еще и программу stand-by в 2014 году, получаем 13,3 млрд долл.

Сумма вроде бы неплохая и вполне достаточная для запуска в нашей стране структурных реформ. Естественно, для полной их реализации понадобится значительно больше, но это должны быть не кредиты, а инвестиции (внутренние и внешние). Кредит МВФ – это своего рода аккумулятор, который должен был завести стартер нашей экономики.

Но ни стартер, ни иные двигательные функции в Украине так и не завелись. Почему? Ответ на этот вопрос достаточно прост. МВФ – это не банк реконструкции и развития и не портфельный инвестор. Его не интересует ни развитие нашей инфраструктуры, ни реализация новых прибыльных проектов. Это клуб внешних кредиторов, и главная его задача – защита исключительно их интересов. А учитывая, что держателями наших долгов являются американские венчурные фонды, защищать эти интересы необходимо любой ценой. Даже с помощью делегирования в украинское правительство "засланных казачков и казачек", а также путем "вербовки" проводников интересов фонда среди туземных политиков за бусы, зеркальца и "огненную" воду. Достаточно проанализировать, кто из оных вояжирует в Вашингтон чаще, чем на исповедь, и станет ясно, о ком речь.

112.ua

В 2014-2015 гг. Украина получила от фонда 11,3 млрд долл., при этом выплатила по валютным обязательствам (внутренним и внешним) более 15 млрд долл. (прямой гарантированный государственный долг и выплаты государственных компаний, например "Нафтогаза").

Да, были еще и другие виды помощи и кредиты: от ЕС (макрофинансовая помощь), еврооблигации, выпущенные под гарантии США, кредиты и помощь Германии, Канады, Японии, международных банков. Но все эти деньги также пошли на выплату внешних долгов. Украине разрешили сделать лишь два "лирических" отступления. Речь идет о закупке за счет иностранных кредитов импортного природного газа. Но это послабление также и в интересах европейцев, ведь замерзающая страна не обеспечила бы полноценный транзит. А также "подкрепили валютой" процесс вывода капитала, который сопровождал "очистку" банковской системы и бегство элит. Больше исключений сделано не было. И никаких "экономических стартеров".

Поэтому не сильно переживайте за МВФ и его транши. Он вернется. Обязательно вернется. И не двадцать лет спустя, а в 2019-2020 годах, когда Украине нужно будет погашать существенную часть внешнего долга. Как показывает опыт Аргентины, фонд окончательно можно спугнуть лишь полноценным дефолтом, когда внешним кредиторам уже нечего ловить. По-другому никак.

Алексей Кущ

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
15:06 | 13.02.2018
НИКОЛАЙ
УКРАИНА НУЖНА МВФ КАК ЗАЙЦУ СТОП СИГНАЛ КОГДА ЕГО ДОГОНЯЕТ ВОЛК.
15:06 | 13.02.2018
НИКОЛАЙ
УКРАИНА НУЖНА МВФ КАК ЗАЙЦУ СТОП СИГНАЛ КОГДА ЕГО ДОГОНЯЕТ ВОЛК.

...
Новости партнеров


Дайджест
21.05.18, ubr.ua
На каких условиях можно продавать иностранным инвесторам.
21.05.18, Газета.ru
Президент Болгарии предлагает построить прямой газопровод из России.
Наша страна может частично сбалансировать свою энергосистему силой рек. Это потребует больших вложений, но сулит и немалые выгоды.
21.05.18, ubr.ua
Украинским компаниям по заграничному трудоустройству прописали драконовские правила игры.
21.05.18, ubr.ua
Бизнес-ассоциации проработали несколько нововведений, которые позволят контролировать завозимый товар.
Как показали данные статистики, Украина в январе–марте приросла валовым продуктом на 3,1% по сравнению с уровнем первого квартала прошлого года.
Валютный рынок ждет либерализация, но гайки при этом все еще могут закрутить.
21.05.18, Сегодня
Землячества обеспечат вышиванками и книгами за счет госбюджета.
21.05.18, ubr.ua
Бизнес-ассоциации проработали несколько нововведений, которые позволят контролировать завозимый товар.
Из двух зол — коррупция или тирания — электорат склонен выбирать второе: Малайзия тому свежий пример.
19.05.18
18.05.18
17.05.18
16.05.18
15.05.18


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!