Планы Укрзализныци: в 2018-м билеты могут подорожать

Точка зору

В этом году "Укрзализныця" планирует резко улучить свои финансовые показатели. Госкомпания рассчитывает увеличить чистый доход от реализации продукции на 20%, а чистую прибыль – в семь раз. Железнодорожная отрасль считает эти планы выполнимыми, но их осуществлению может помешать дефицит подвижного состава и персонала. Впрочем, в УЗ рассчитывают в 2018 году повысить тарифы на грузовые и пассажирские перевозки. К примеру, стоимость проезда может вырасти на 20%. Подробности – в материале РБК-Украина.

Амбициозные планы

В 2018 году "Укрзализныця" планирует получить около 88,4 млрд гривен чистого дохода от реализации продукции. Это почти на 20% больше, чем ожидаемый показатель по итогам прошлого года. При этом в текущем году УЗ рассчитывает на порядка 710 млн гривен чистой прибыли, что в семь раз больше, чем в 2016 году. Соответствующие показатели заложены в проекте финплана УЗ на 2018 год, который обнародован на сайте госкомпании.

В пресс-службе УЗ РБК-Украина пояснили оптимистические планы тем, что компания рассчитывает на увеличение доходов от перевозок на 20% и уменьшение расходов, в том числе административных, на 1,1% и расходов на сбыт на 12%.

"Улучшение эффективности, рост тарифного грузооборота на 2,7%, производительности труда с 280 тысяч гривен на человека в год до 352 тысяч гривен, или на 20,5%", – так объясняют в УЗ основные причины роста доходности.

Львиную долю чистого дохода компания планирует получить за счет перевозки грузов – около 72 млрд гривен. При этом в 2018 году объемы перевозки грузов вырастут на 2,7% – до около 347,5 млн тонн – по сравнению с показателями прошлого года.

"УЗ рассчитывает на улучшение операционной эффективности, в том числе показателей использования вагонов (простой под одной грузовой операцией, простой на одной технической станции, показатель среднего состава поезда и т.д.) и локомотивов, увеличение маршрутных отправок, получение доходов от индексации тарифов в 2017 году на 15%, оптимизация численности персонала на 14,4 тысяч человек, введение дерегуляции вагонной составляющей тарифа с использованием диверсификации стоимости между маршрутными и повагонными перевозками на 5-7%, и индексацией на индекс цен производителей услуг связанных с перевозками, которые не регулируются государством", – пояснили в УЗ.

Перевозки пассажиров по железной дороги позволят, по расчетам компании, заработать в этом году на почти 16% больше, чем в прошлом – более 8,5 млрд гривен. УЗ намерена за год перевезти 201,5 млн пассажиров. В РБК-Украина рассказали, что в проекте финплана прописаны предложения по индексации тарифов на пассажирские перевозки. "Тарифы на перевозку пассажиров на внутреннем сообщении не менялись с октября 2014 года во всех типах вагонов, кроме вагонов СВ и Интерсити "плюс". В 2018 году предлагается поэтапная индексация с 1 апреля и 1 октября по 10%, – сообщили изданию в компании. – По поводу тарифов на грузоперевозки, УЗ рассматривает возможность корректировки их на уровень индекса цен производителей промышленной продукции, которую потребляет отрасль".

Капитальные вложения

В 2018 году УЗ намерена направить на капитальные инвестиции порядка 27 млрд гривен. Это почти в 2,5 раза больше, чем было израсходовано по этой статье в 2017 году (около 11 млрд гривен). Основным источником для капинвестиций будут собственные средства компании – 20,7 млрд гривен. Кроме того, 6,1 млрд гривен будет получено по кредитным и лизинговым программам, а также 0,1 млрд гривен – от инвесторов. Напомним, ранее РБК-Украина писало, что УЗ планировала капинвестиции в размере более 36 млрд гривен.

Более 71% всех вложений (более 19 млрд гривен) будет направлено на обновление железнодорожного подвижного состава. УЗ планирует купить или произвести на собственных мощностях подвижной состав на 11,5 млрд гривен. К примеру, УЗ получит 7150 грузовых и 60 пассажирских вагонов, 25 магистральных грузовых тепловозов. На модернизацию порядка 10 тыс. вагонов направят оставшуюся сумму – около 7 млрд гривен. Также около 5 млрд гривен планируется вложить в развитие инфраструктуры.

В УЗ говорят, что для того, чтобы выполнить план капинвестиций, компания с начала года планирует объявлять тендеры на приобретение материалов, запчастей, комплектующих для производства вагонов на собственных мощностях, проведение капитальных ремонтов подвижного состава и инфраструктуры.

Проблемы парка и кадров

Планы УЗ вполне реальны, отмечают опрошенные РБК-Украина эксперты. Заместитель генерального директора "Ассоциации международных экспедиторов Украины" Виктор Берестенко считает, что УЗ как госпредприятию вполне по силам получить заявленные чистый доход и прибыль. "Если компания не успеет освоить запланированные многомиллиардные капинвестиции, то за счет этих средств можно будет перераспределять показатели в результатах финдеятельности", – предполагает он.

Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк считает подготовку и обнародование финплана в начале года позитивным сигналом. "Цифры весьма реалистичны, с учетом повышения тарифов на грузовые перевозки в ноябре прошлого года, планируемого роста грузовой базы, а также недавним изменением в оплате по вагонам инвентарного парка. Напомню, ранее УЗ не включала в вагонную составляющую оплату порожнего пробега по вагонам инвентарного парка. Тогда так в тарифе за использование частных вагонов порожний пробег учитывался. В результате, использование вагонов из инвентарного парка УЗ получалось существенно дешевле, чем аналогичных вагонов из частного парка. Как следствие, УЗ недополучала часть прибыли. С конца прошлого года эта дискриминация ликвидирована приказом Министерства инфраструктуры. Соответственно, УЗ рассчитывает на увеличение дохода за использование своих вагонов, – уточнил эксперт. – Что касается выполнения показателя чистой прибыли, то здесь важную роль будет играть то, как УЗ будет продолжать оптимизировать свои расходы, в частности, по закупкам дизтоплива и электроэнергии".

Но для того, чтобы делать окончательные выводы о реалистичности финплана УЗ на этот год, следует дождаться фактического финрезультата компании за 2017 год. "Только после изучения этих данных можно будет понять за счет чего в УЗ заложили 88,4 млрд гривен чистого дохода от реализации продукции в 2018 году и почему в компании ожидают его роста в почти 20%, – считает глава ОО "Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры" Владимир Наумов. – Ведь в 2017 году УЗ не удалось решить несколько проблем, которые бы позволили надеться на рост доходности. Например, в 2017 году компания из-за дефицита локомотивов и вагонов ежедневно недогружала около 100 тысяч тонн грузов. Мало того, средний оборот вагона увеличился в среднем до 20%, что говорит о том, что при примерно одинаковом объеме грузоперевозок парк вагонов, которого и так не хватает, еще уменьшился на 20%".

Кроме того, по мнению Наумова, немаловажным фактором является отток кадров из компании. "По нашим данным, за 2017 год в УЗ уволилось более 39 тысяч человек, а было принято на работу более 18 тысяч человек. В том числе за 2017 год уволились более 600 машинистов локомотивного хозяйства – машинисты дизель и электропоездов, а пришло около десяти человек, – отмечает он. – Таким образом, к проблеме недостатка локомотивов и вагонов добавилась проблема с машинистами и некоторыми другими высококвалифицированными профессиями железнодорожников. Все это не позволяет понять, за счет чего будет увеличена сумма чистого дохода от реализации продукции УЗ", – уверен эксперт.

Билеты подорожают

Что касается пассажирских перевозок, то здесь координатор проекта "ПОЇЗДка" (онлайн-сервис правовой поддержки пассажиров УЗ) Александр Бондаренко считает логичным сокращение их объемов. "Снижение объемов пассажирских перевозок неизбежно. Темпы обновления подвижного состава в три-четыре раза ниже реальных потребностей. В УЗ никто не хочет анализировать пассажиропотоки. Поэтому оперативной реакции на реальные потребности по обслуживанию пассажиропотоков не будет", – пояснил он. По словам Бондаренко, с местными органами власти решение вопроса по компенсации проезда "льготников" в текущем году также не предвидится. "Поэтому нет предпосылок для роста пригородного пассажиропотока, который во многом должен дотироваться за счет местных органов власти. Кроме того, по моей информации, в ближайшие недели ожидается смена руководства филиала УЗ "Пассажирская компания", которая занимается перевозками пассажиров. Это тоже замедлит решение вопросов по перевозке пассажиров, ведь новому руководству понадобится время для того, чтобы вникнуть в ситуацию", – рассказал эксперт РБК-Украина.

Соучредитель общественного объединения "Громадський контроль Укрзалізниці" Валерий Довгопол уверен, что цифры касательно пассажирских перевозок, заложенные в проект финплана УЗ на 2018 год, могут быть реалистичны при выполнении нескольких условий. "В первую очередь, необходимо повышение эффективности использования вагонного парка за счет уменьшения перестоев составов поездов в пунктах формирования и оборота. Кроме того, планы могут быть реализованы в случае повышения доли в пассажирских перевозках скоростных и комфортабельных пассажирских поездов бизнес-класса, в частности, это категория "Ночной экспресс", которые являются наиболее рентабельными среди всех категорий поездов УЗ, – рассказал он. – Но сейчас практически все они имеют один существенный недостаток, сдерживающий их развитие и популяризацию среди целевой аудитории – наиболее платежеспособных пассажиров: неежедневность курсирования".

Александр Бондаренко допускает, что рост доходности от пассажирских перевозок может быть связан с возможным очередным повышением цен на билеты. "Когда именно это может произойти, пока сказать сложно. Скорее всего, весной – в марте-апреле. Вряд ли повышение доходности может быть связано с усилением борьбы с безбилетниками", – предполагает он.

Вместе с тем, эксперты считают, что планы УЗ по капитальным инвестициям крайне амбициозны. "Планы УЗ по капинвестициям в 2018 году, скажем мягко, очень амбициозны. Я оцениваю возможности компании по капинвестициям в пределах 15 миллиардов гривен, – считает Сергей Вовк. – Выполнение планов будет зависеть от ряда факторов, в частности, от того, насколько успешно УЗ сможет оптимизировать систему закупок. В прошлом году большинство крупных тендеров, в частности, по закупке вагонов, блокировались недовольными участниками тендеров. Если такая практика будет продолжаться и в 2018 году, то выполнить планы по капинвестициям будет нереально. Кроме того, для выполнения данного плана УЗ необходимо эффективно сотрудничать с МФО и другими кредиторами, с которыми сейчас готовится несколько проектов по модернизации вагонного и локомотивного парк".

Впрочем, перспективы принятия финплана УЗ пока что туманны. Владимир Наумов напоминает, что Кабмин до сих пор не закончил проведение конкурса по отбору членов набсовета УЗ и не огласил конкурс на должность председателя правления УЗ. "Мало того, все члены правления работают с закончившимися контрактами. Поэтому в условиях возможных кадровых пертурбаций прогнозировать сроки принятия финплана нереально", – сказал он.

Но в УЗ настроены оптимистично. В пресс-службе компании отмечают, что проект финплана был представлен в Минэкономразвития в конце 2017 года. "Сейчас находится на рассмотрении и согласовании в Минэкономразвития, а также Мининфраструктуры и в Минфине. На исполнение протокольного поручения правительства УЗ работает над тем, чтобы в ближайшее время, после учета замечаний и предложений соответствующих министерств, представить проект финплана на рассмотрение и утверждение Кабмину. Учитывая существенный уровень подготовки финплана перед представлением в МЭРТ, рассчитываем на быстрое согласование. Ориентировочно середина февраля 2018 года", – заключают в УЗ.

Дмитрий Уляницкий

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢