Почему украинцы теряют интерес к покупке новых легковых автомобилей

Точка зору

В прошлом году в Украине продажи новых легковых автомобилей возросли на четверть, – до почти 80 тысяч машин. Но, начав год с активного роста, к ноябрю динамика покупок скатилась к стагнации. Во многом это произошло за счет роста спроса на подержанные машины из Европы, в том числе на еврономерах. В результате на рынке новых легковых автомобилей стала превалировать продукция среднего и премиум-сегментов. Подробности – в материале РБК-Украина.

Рост замедляется

В 2017 году в Украине было продано почти на 25% больше легковых автомобилей, чем годом ранее – около 80,3 тыс. новых машин, сообщила информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting.

Директор AUTO-Consulting Олег Омельницкий рассказал РБК-Украина, что 2017 год начался с активного роста продаж, но ближе ко второму полугодию тенденция пошла на спад, а осенью – стагнация. "Рост продаж новых легковых автомобилей сильно сдерживал активный импорт подержанных машин, объемы которого практически сравнялись с ввозом новых. Также негативно сказывался импорт машин на еврономерах. Кроме того, превысить план в 25% роста продаж не позволил недостаточный рост экономики и доходов населения. Изначально наш прогноз продаж новых легковых автомобилей в 2017 году составлял 85 тысяч машин", – уточнил Омельницкий.

Директор по маркетингу группы компаний "АИС" Сергей Боровик добавляет к причинам роста весеннее укрепление гривны, что привело к снижению цен на автомобили в национальной валюте,  что также стимулировало спрос. Правда, он напоминает, что в конце года произошел обратный эффект. Кроме того, Боровик считает, что причины роста в том числе в относительной экономической и политической стабильности в стране. Эти факторы, по его мнению, позитивно повлияли на потребительские настроения. Спрос рос и благодаря снижению процентных ставок по кредитам, и активизации потребительского кредитования. В пресс-службе корпорации "Укравто" уточнили, что помимо экономических факторов, на рост рынка повлияли низкий уровень автомобилизации населения и старый автопарк Украины.

В компании Renault Ukraine пояснили, что в прошлом году рынок рос за счет отложенного спроса в кризисный период после резкого спада экономики в 2015 году. "Максимальным рынок был в 2008 году – на уровне 660 тысяч. Потенциал автомобильного рынка Украины в стабильный экономический период может составлять около 300 тысяч новых автомобилей в год. В 2015 году рынок достиг дна, и показатели рынка новых пассажирских автомобилей составили 46 тысяч единиц. В связи со стабилизацией ситуации в стране, по сравнению с 2014 и 2015 годами, рынок понемногу начал оживляться. Рост можно наблюдать в следующих сегментах: увеличились продажи юридическим лицам, выросли продажи премиум-автомобилей и кроссоверов. Также отмечался рост продаж автомобилей благодаря финансовым услугам – кредит, лизинг", – рассказали РБК-Украина в компании.

Премиум-класс

Но если автомобили премиум-класса пользовались спросом, то с бюджетными категориями ситуация противоположная. "Из-за активных поставок подержанных машин, в том числе на еврономерах, с рынка новых легковых автомобилей практически исчез сегмент бюджетных автомобилей стоимостью до 10 тысяч евро – китайские автомобили, российская Lada, продукция АвтоЗАЗа, – отмечает Олег Омельницкий. – В результаты, рынок новых легковых автомобилей становится рынком дорогих автомобилей".

По данным AUTO-Consulting, в прошлом году средние цены на автомобили кардинально не поменялись в валюте, а в гривневом выражении коррелировались в зависимости от колебаний гривны. В 2017 году средняя цена на новые легковые автомобили составляла около 25 тысяч евро, отмечают в группе.

"В прошлом году активнее всего росли продажи в премиум-сегменте, где доходы и спрос у покупателей быстрее восстановился после кризисных 2014-2015 годов, чем у покупателей из других сегментов. К примеру, по итогам года в ТОР-10 вошли сразу три немецких премиум-марки автомобилей – BMW, Audi и Mercedes-Benz, – рассказал изданию Омельницкий. – Кроме того, продолжался активный рост продаж кроссоверов – их доля в общих объемах продаж новых легковых автомобилей уже превышает 50%. Это связано с плохим состоянием дорог в стране, неудовлетворительной работой коммунальных служб при неблагоприятной погоде, а также дефицитом парковок. Кроссоверам легче запарковаться, чем другим легковым машинам".

В ТОР-3 наиболее продаваемых торговых марок автомобилей вошли Toyota, Renault и Volkswagen. "Toyota остается на первом месте в течение последних пяти лет. Это происходит за счет эффективной маркетинговой политики компании, широты модельного ряда и удачного их продвижения", – объясняет Олег Омельницкий. В AUTO-Consulting отмечают, что в 2017 году Renault смогла сократить отрыв от показателей Toyota, а в отдельные месяцы, к частности, в декабре, Renault даже опережала японских конкурентов.

 

Сдержанные прогнозы

Сергей Боровик считает, в 2018 году на рынок новых легковых автомобилей будут оказывать влияние размер экономического роста и доходов населения, курс гривны к иностранным валютам, политическая стабильность, официальный импорт подержанных автомобилей, а также импорт авто на еврономерах без "растаможки".

"Все больше автолюбителей предпочитает данный канал покупки все более дорогих и более свежих авто, что также сильно влияет на весь рынок новых авто, б/у импорта и б/у перепродаж", – объясняет он.

Подобного мнения придерживаются и в "Укравто". "На рынок в 2018 году будут оказывать влияние изменения в законодательном поле, тарифах и правилах импорта автомобилей в Украину", – сообщили в пресс-службе корпорации.

В AUTO-Consulting в этом году ожидают продолжения роста продаж, но какого можно будет сказать лишь по итогам первого квартала. "На рынок будут влиять состояние экономики и стабильность гривны по отношению к другим валютам. Кроме того, немаловажным фактором будет то, как правительство будет формировать свою политику относительно машин с еврономерами, и какой их объем в результате зайдет в страну", – ожидает Олег Омельницкий.

В "Укравто" прогнозируют в 2018 году рост рынка до 100 тыс. новых легковых автомобилей. Подобные ожидания и у компании Hyundai Motor Ukraine. "По нашим методикам оценки, в этом году будет продано порядка 100 тысяч новых легковых автомобилей. План Hyundai Motor Ukraine на 2018 год базируется на этой цифре. Согласно имеющейся у нас информации, прогнозы многих импортеров также находятся в пределах 100-110 тысяч", – комментирует генеральный директор Hyundai Motor Ukraine Геннадий Четверухин.

В "АИС" не так оптимистичны. По прогнозу Сергея Боровика, в 2018 году рынок новых легковых автомобилей составит 80-87 тыс. единиц. "Темпы экономического роста снижаются, гривна девальвирует, покупательская способность больше не будет расти такими темпами из-за высокой инфляции. Плюс огромное давление на рынок будет со стороны официального и неофициального б/у импорта", – заключает он.

Дмитрий Уляницкий

Новини

28 Грудня 2023

Держборг України досяг рекордних 140,8 млрд доларів

Металурги Франції збільшили виробництво сталі 

Уряд збільшив компенсації бізнесу за працевлаштування переселенців

27 Грудня 2023

Кабмін залишив до травня діючий тариф на е/е для населення

Австралійська група GWR продає залізорудний проект Wiluna West

Казахстан планує у 2025 році запустити феросплавний завод

Франція за рік скоротила викиди парникових газів на 4,6%

Україна відкладе виплату пенсій та зарплат, якщо США та ЄС не дадуть допомогу – Свириденко 

Українці стали більш скептично оцінювати економічну ситуацію в країні

Нафтогаз забрав у Фірташа ліцензії на розподіл газу у Рівненській та Закарпатській областях

Загальні викиди в металургії Китаю зросли на 5,9% 

Вантажівки на кордоні з Польшею стоять у черзі по три тижні

США оголосили остаточні антидемпінгові мита на OCTG-труби Інтерпайпа

Китайська Baowu почне отримувати залізну руду з Ліберії

Bahrain Steel витратить 250 млн дол на декарбонізацію

Окупанти вивозять крадений металобрухт з Бердянського порту

ВСІ НОВИНИ ⇢