Подробнее Запомнить город


В Украине строят ядерный могильник: есть несколько опасных моментов

размер текста:

В Чернобыльской зоне начато строительство "ядерного могильника", куда, как предполагается, уже с 2019 года будет свозиться отработанное топливо с трех украинских АЭС. Наличие собственного хранилища избавит Украину от необходимости вывозить ядерные отходы в Россию, что сегодня обходится нашей стране довольно дорого, не говоря уже о политической стороне вопроса. Насколько безопасным для людей и окружающей среды будет строящийся могильник и какие риски он несет, выяснял "Апостроф".

В зоне отчуждения Чернобыльской АЭС началось строительство централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ). В его сооружении, официальный старт которому был дан 9 ноября, принимает участие американская компания Holtec.

Соглашение о строительстве ЦХОЯТ было подписано между "Энергоатомом" и Holtec еще в 2005 году, однако дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 2014-м, когда в зоне отчуждения под хранилище были выделены земельные участки. Ожидается, что строительство ЦХОЯТ будет завершено в 2019 году. После этого туда будет вывозиться отработанное топливо с трех украинских атомных станций – Южно-Украинской, Хмельницкой и Ровенской.

Как отметила посол США Мари Йованович, которая приняла участие в церемонии начала строительства ЦХОЯТ, Украина с 2005 года потратила $2 млрд на вывоз и хранение отработанного ядерного топлива в РФ.

Безопасность превыше всего

Главный вопрос, который возникает в связи с сооружением "ядерного могильника", это безопасность для людей и окружающей среды.

"В реализации такого проекта, как строительство ЦХОЯТ, самым важным моментом является система радиологического контроля. То есть необходим постоянный мониторинг фона и температуры блоков, в которых будет храниться отработанное ядерное топливо. Кроме того, необходимо понимать, что накопление радиоактивных отходов в любом случае будет незначительно повышать радиационный фон. Это показывает опыт Запорожской АЭС, где уже более 10 лет хранят радиоактивное топливо", - сказал "Апострофу" заведующий лабораторией радиоэкологической безопасности и радиационного мониторинга Украинского научно-исследовательского института экологических проблем (Харьков) Григорий Коваленко.

Начальник отдела радиационной защиты Государственного научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности Владимир Богорад, который предоставлял консультации по поводу проекта ЦХОЯТ, отмечает риски, связанные с тем, что ядерное топливо имеет тенденцию к самопроизвольному нагреву.

"Именно при нагреве до определенных температур может произойти разгерметизация [контейнеров для хранения], - сказал эксперт "Апострофу", добавив, что этот риск предусмотрен проектировщиками. – Топливо все равно не вытечет в почву, система защиты предусматривает такие ситуации, и они предупреждены".

В целом, по его словам, в проекте ЦХОЯТ учтены различные рисковые ситуации. "Угроз этот объект не несет, и подвергать сомнению безопасность его эксплуатации не стоит. Главная угроза этого объекта в том, что на нем действительно будут храниться основные опасные радионуклиды – цезий, стронций, плутоний и уран", - сказал Богорад.

По словам заместителя директора по научной работе Института геохимии окружающей среды НАН Украины Юрия Ольховика, особенно опасным является хранение плутония.

"Плутоний очень "ползучий" и легко может проникать в окружающую среду. В сборках, которые будут храниться на ЦХОЯТ, это вещество присутствует в том числе, но, безусловно, не в чистом виде, поскольку оно участвует в ядерных реакциях при работе АЭС", - пояснил он "Апострофу".

В то же время директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко отмечает, что на сегодня до конца неизвестно, каким образом ведет себя отработанное ядерное топливо во времени.

"Это значит, что оценка экологической угрозы очень условна", - сказал он "Апострофу".

Главная угроза

Однако основным риском является не технический и не экологический, а человеческий фактор.

"Каким образом будет гарантирована безопасность транспортировки и охрана этого объекта? С учетом того, что в Японии, которая значительно опережает Украину, произошла такая серьезная авария на станции "Фукусима", слишком большая ответственность - прогонять через Дарницкий или Киевский вокзалы эшелоны с отработанным ядерным топливом", - заявил Владимир Борейко. Особые риски, по его мнению, будут при выгрузке отработанного топлива из вагонов и в период, когда оно будет храниться на открытом воздухе.

Эксперты отмечают, что для минимизации влияния человеческого фактора должна быть выстроена система контроля и реагирования на любые ситуации.

"В случае каких-либо повреждений бетонных блоков топливо можно перегрузить в другой без существенных угроз для окружающей среды, но сделать это нужно вовремя. Что касается осадков, которые будут выпадать на эту открытую площадку, и пыли, которая там будет образовываться, необходимы исправно работающие системы смыва, очистки и все так же – контроль за этим", - отметил Григорий Коваленко.

Еще одна потенциальная угроза – это террористические акты. "В условиях, которые сложились в Украине, – это основная опасность, которую станет представлять ЦХОЯТ как стратегический объект", - заявил Владимир Богорад.

Временное решение

Вместе с тем альтернатив по обращению с отработанным ядерным топливом у Украины немного.

"Теоретически вывоз украинского ядерного топлива – это проблема исключительно политическая и процесс договорных отношений. Но, во-первых, утилизировать топливо в странах Европы или дальше – это процесс очень дорогостоящий, даже в части транспортировки через страны ЕС. Во-вторых, экологические организации и "зеленые" очень активны в странах ЕС", - сказал Юрий Ольховик, высказав сомнение, что Германия или Франция, например, захотят принимать у себя украинское ядерное топливо.

При этом специалисты подчеркивают, что хранение отработанного топлива – это временное решение.

"Ровно до того момента, пока не появится новая технология и возможности в Украине для переработки этого ядерного топлива. И нужно сказать, что переработка топлива – это по-настоящему самая грязная и сложная часть процесса в обращении с отработанным ядерным топливом", - подчеркнул Григорий Коваленко.

"Топливо будет храниться до того времени, пока уже наши потомки не найдут нужное решение через 50 или 100 лет. Сейчас выбор состоит в следующем: найдут ли наши внуки способ переработки этого отработанного топлива и будет ли экономически выгодно его использовать либо же появится технология его безопасного захоронения", - резюмировал Юрий Ольховик.

 


Комментарии
комментариев: 2
14:06 | 15.11.2017
Г-ну Ивашину
Внимательнее читай. Украина с 2005 года потратила $2 млрд на вывоз и хранение отработанного ядерного топлива в РФ, а не за 5 лет. Т. е. примерно 90 млн долл в год.Столько стоит безопасность Киева и окрестностей. Но, как говорится, скупой платит дважды. Кстати Импорт угля из России в денежном выражении в январе-июне 2017 года увеличился с $446,3 млн до $631,1 млн. и Украина в январе-сентябре увеличила импорт каменного угля и антрацита в денежном выражении в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до $1,89 млрд. Такие данные приводит Государственная фискальная служба Украины.
Основным поставщиком за этот период была Россия (54,9%), поставки из которой составили $1,04 млрд.
Т. е. за2017 год на уголек расходы составят около 1,3 млрд долл. Пора отказываться от мордорского угля, баклан.
Во где экономия будет!
14:13 | 15.11.2017
поправка
Т. е. примерно170 млн долл в год

...
Новости партнеров


Дайджест
Пока министр был в командировке, Кабмин отменил два постановления, предполагающих реформу ГФС.
Назначение Якова Смолия главой НБУ может стать положительным сигналом для западных кредиторов, но не повлияет на экономический курс Нацбанка.
Цена российского газа является привлекательной для Украины благодаря решению Стокгольмского арбитража - Коболев.
19.01.18
Якову Смолию придется решить немало проблем во всех сферах, которые касаются полномочий Нацбанка.
19.01.18, ubr.ua
Казначеи говорят о новом подорожании валюты, но затем обещают откатить ее курс.
Общий финансовый риск результатов Стокгольмского арбитража на данный момент составляет для "Нафтогаза", а следовательно, и для платежного баланса страны - более $3 млрд в 2018 г. и $1 млрд в 2019-м.
19.01.18, Сегодня
Госстат стал учитывать в расчетах инфляции больше товаров. Эксперты: цифры будут реальнее.
Во время отпора вооруженной агрессии в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, разрешается ограничениe прав человека.
18.01.18
Запровадження податку на виведений капітал схвалили уряд і президент. Втім, у перший рік дії нового податку можуть суттєво зменшитися надходження до бюджету. Як бути уряду, і про що свідчить міжнародний досвід?
18.01.18, ubr.ua
Единственные, кто позволит себе держать проценты на текущем уровне, — это небольшие финучреждения.
17.01.18
16.01.18
15.01.18
13.01.18


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!