Подробнее Запомнить город


Хозяин нефти и доходов

Премьер Юлия Тимошенко, с энтузиазмом разрушив монополию RosUkrEnergo на газовом рынке, не может помешать Игорю Коломойскому навязывать свои условия при управлении госкомпанией «Укрнефть», через которую Кабмин пытается реализовывать политику в сфере отечественной нефтедобычи.

Третья попытка в этом году НАК «Нефтегаз Украины» получить дивиденды от участия в капитале «Укрнефти» оказалась безуспешной. Несмотря на то что госхолдингу принадлежит 50%+1 акция крупнейшей нефтедобывающей компании, собрание ее акционеров в минувшую пятницу не состоялось по вине регистратора — компании «Укрнефтегаз», подконтрольной группе «Приват». «Представители НАК «Нефтегаз Украины» прибыли для участия в собрании акционеров, но в связи с отсутствием реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО «Укрнефть» и, соответственно, невозможностью осуществить регистрацию акционеров, прибывших для участия в собрании, общее собрание акционеров не состоялось»,— говорится в сообщении пресс-центра «Нефтегаза».

Нераспределенная прибыль «Укрнефти» за три года превышает 5 млрд. грн. В Кабмине надеялись, что дивиденды (примерно 1 млрд. грн.) помогут «Нефтегазу» рассчитаться с «Газпромом» в сентябре за поставленный в августе газ. Но Игорь Коломойский, менеджмент которого осуществляет оперативный контроль над деятельностью «Укрнефти», развеял такие надежды. Они, как традиционно отмечают эксперты, могут оправдаться только в случае наличия соответствующих договоренностей правительства с частными акционерами «Укрнефти».

В повестке дня несостоявшегося собрания акционеров значились также другие вопросы, в рассмотрении которых был незаинтересован нынешний менеджмент «Укрнефти»: смена членов правления и наблюдательного совета, смена регистратора, продажа «Нефтегазу» добытого в предыдущие годы газа. Очевидно, они также стали поводом для торга между Кабмином и «Приватом». И поскольку Юлия Тимошенко и Игорь Коломойский не смогли к 14 августа найти взаимопонимания, то собрание акционеров «Укрнефти» в который раз было перенесено на более поздний срок.

Ситуация с управлением «Укрнефтью» мешает реализации госполитики в сфере нефтедобычи. К такому выводу пришли авторы исследования «Прозрачность доходов нефтегазового сектора Украины», проведенного в 2007-2008 гг. центром «Номос» при поддержке фонда «Возрождение». «Размер источников финансирования инвестпрограмм «Укрнефти» в последние годы составлял от 2,4 до 3 млрд. грн. Инвестпланы «Укрнефти», главным образом, предусматривают осуществление проектов для повышения прибыльности предприятия в краткосрочном периоде, что в большей степени соответствует интересам частных собственников компании. Долгосрочные проекты по разведке и разработке новых месторождений нефти, в чем заинтересованы государство и общество, отсутствуют»,— говорится в исследовании. Эксперты также отмечают, что «Укрнефть» недополучает доход, а бюджет Украины, как следствие,— налоги и сборы от псевдорыночных условий реализации нефти отечественной добычи на внутреннем рынке (ограниченное количество потенциальных потребителей нефти, в т.ч. вследствие ограничения экспорта нефти украинской добычи, невозможность участия в аукционах иностранных компаний).

«Из-за существования непрозрачности часть финансовых потоков может проходить мимо бюджета или свободно перераспределяться вне бюджета и корпоративных рамок. Это служит одним из источников формирования коррупционных коммуникаций, что теневым образом влияет на развитие политических и экономических процессов в обществе»,— говорится в исследовании центра «Номос».

ОАО «Укрнефть» — крупнейшая нефтедобывающая компания Украины, которая добывает 75% нефти и газового конденсата общего объема добычи в стране. 50%+1 акция «Укрнефти» принадлежит НАК «Нефтегаз Украины», 42% акций контролирует группа «Приват».

На прошлой неделе «Привату» удалось утвердить своего менеджера на должность главы правления компании «Укртранснефть» (дочка «Нефтегаза Украины», которая управляет магистральными нефтепроводами). Им стал Александр Лазорко, ранее возглавлявший НПЗ «Галичина», подконтрольный «Привату». До назначения главой «Укртранснефти» господин Лазорко несколько месяцев был одним из зампредправления этой госкомпании.
Таким образом, группа «Приват» имеет возможность влиять не только на государственный сегмент украинской нефтедобычи, но и на транспортировку нефти магистральными нефтепроводами.
Инвестпланы «Укрнефти», главным образом, предусматривают осуществление проектов для повышения прибыльности предприятия в краткосрочном периоде, что в большей степени соответствует интересам частных собственников компании.

Светлана Долинчук

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
26.07.21
Украина - одна из беднейших стран в Европе. Наши зарплаты сегодня не сопоставимы с европейскими. Поэтому многие украинцы едут за границу на заработки. Зато мы успешно догоняем Евросоюз по уровню цен на продукты питания. Да что там догоняем: по многим наименованиям цены в наших супермаркетах давно обогнали европейские.
23.07.21
Украине обещают $245 млн и еще помочь привлечь $1 млрд частных инвестиций — это капля в море на фоне проблем с возможным прекращением транзита российского газа.
23.07.21
Министр развития громад и территорий Алексей Чернышов заявил, что Кабмин намерен в ближайшие три года построить инфраструктуру для 25 индустриальных парков. Звучит все это, безусловно, смело и амбициозно. Вопрос в том, насколько можно верить правительству?
22.07.21
22.07.21
Украина обозначила свою позицию по Северному потоку-2, но это вряд ли поможет изменить позиции США и Германии. Поэтому нашей власти следует серьезно задуматься над разработкой альтернативных планов на случай, если загруженность нашей ГТС упадет.
22.07.21
Второе чтение одиозного законопроекта №5600 перенесли на следующую сессию, которая начнется 7 сентября. В нынешней редакции з/п создает непомерную фискальную нагрузку на бизнес и потому не может быть принят. Вопрос в том, смогут ли власть и бизнес найти компромиссное решение за столь короткое время?
21.07.21
21.07.21
Метинвест и ФК "Шахтер" объединились против COVID-19. Первый тайм символического матча сборной прошел на домашнем поле Метинвеста. Играли не на счет, а ради здоровья своих команд.
20.07.21
Уряд планує завершити еру двигунів внутрішнього згоряння вже з 2027 року. Як турбота про екологію вплине на автолюбителів та що буде з бензиновими та дизельними автомобілями?
16.07.21
16.07.21
Сегодня экспортный портфель Украины на 2/3 состоит из сырья. При этом более 50% украинского импорта составляет готовая продукция. Такая диспропорция снижает темпы роста экономики. Они могли быть значительно выше, если бы правительство стимулировало развитие перерабатывающей промышленности.
16.07.21
Декарбонизация в Украине может быть эффективной, если у нас будут современные технологические решения и инвестиции для их внедрения и развития. Заниматься снижением выбросов на уровне установки фильтров сегодня неэффективно, так нам не угнаться за прогрессом и не достичь взятых на себя климатических обязательств.
15.07.21
В Україні є чимало потужностей міжнародних виробників, які працюють на світовий автопром. В іномарках відомих автобрендів, на яких сьогодні пересуваються українці, чимало запчастин і комплектуючих, зроблених саме на українських заводах.
13.07.21
09.07.21
08.07.21
07.07.21
06.07.21
05.07.21
02.07.21
01.07.21
29.06.21
25.06.21
24.06.21
18.06.21
17.06.21
16.06.21
15.06.21
14.06.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!