«Дурные» деньги должны уступить место «разумным»

Точка зору

«На высокой горе стоит он, опоясанный зелеными садами, увенчанный золотыми маковками церквей, будто святой короной, под горой широко распростерлись живые волны Днепра-кормильца. Боже мой, что за роскошь! Слышите, добрые люди, я вам говорю о Киеве», — так писал когда-то Евген Гребинка. Исторически так сложилось, что ландшафт столицы, в частности, исторической части — это невысокие дома, улицы густо засаженные каштанами, акациями, липами и тому подобное, куда ни глянь — клумбы с разнообразными цветами, а улицы — не широкие и не узкие — так, что удобно и тем, кто в авто, и пешеходам.

К сожалению, нынче в столице стало неудобно почти всем — пешеходам и водителям, тем, кто далек от архитектуры и эстетам, туристам и киевлянам, деревьям и цветникам. Удобно, разве что только тем, кто целеустремленно достигает цели, не обращая внимания на то, кто при власти — Александр Омельченко или Леонид Черновецкий, — и строит в центральной части города торговые и развлекательные центры, офисы и гостиницы. В конце концов, не только в исторической части. Таким образом в Киеве образовалось условно три группы людей. Первая, лишенная любого вкуса и совести, скупает метр за метром и, не принимая во внимание многочисленные акции протеста киевлян, строится вверх — то ли на Крещатике, то ли на ул. Институтской, прямо над станцией метро «Театральная», то ли у подножия Андреевской церкви. Вторая группа — тоже малочисленная: это историки, архитекторы, в конечном счете, жители столицы, которые помнят Киев таким, каким он был, у кого болит душа, когда они смотрят на вседозволенность людей, имеющих большие деньги. Третья группа людей — это, очевидно, те, кому безразлично, хотя есть часть людей, которые организовывают общественные слушания и самоорганизуются в общественные объединения ради сохранения Киева, собирают подписи, пикетируют городскую администрацию. Но и у них опускаются руки, когда они видят, как всем в Киеве руководят деньги…

Архитекторы и историки со своим вкусом и эстетикой против застройщиков и инвесторов и их денег — вот такое существует в Киеве противостояние. Но одна группа не слышит другую, одни отрицают действия других, или просто игнорируют… Архитекторы обвиняют власть в безвкусице, безразличии к истории и пропагандировании так называемого историзма в архитектуре — когда на памятнике архитектуры появляется какая-то достройка, когда что-то добавляется или отнимается.

— Это псевдоисторические реминисценции, которые применяют на современных строениях, вместо этого реальное лицо — это динамичная составляющая из разновременных домов, которая нуждается в постоянном мониторинге, постоянных градостроительных программах. Это — историческая культура, живая динамичная культура, — считает кандидат архитектуры, архитектор-практик, лауреат Государственной премии Украины Елена Олейник. Также резко по отношению к современной градостроительной политике Киева обычно выступает эксперт «Дня», доктор архитектуры Лариса Скорик. Все, что происходит в современной архитектуре столицы, она называет субархитектурой. По мнению пани Скорик, в Киеве не осталось ни одного исторического дома, «который бы не был тем или иным образом не обезображен или надстроен, или пристроен, или в нем изменены окна, или определенные детали, или что-то срублено, или добавлено».

Так мы теряем и теряем… Эксперты Украинского общества охраны памятников истории и культуры подсчитали, что Украина ежегодно недосчитывается свыше тысячи исторических памятников: за последние годы их количество сократилось со 150 до 130 тысяч. Как ни печально, но львиная доля этих потерь пришлась именно на столицу. Очевидно, что в стране должны быть какие-то механизмы регулирования отношений между этими двумя различными группами людей — кто строит и кто разбирается в градостроении и архитектуре. Лучше всего, если бы это были законы Украины и распоряжения городской власти — чтобы не допускать ситуации, когда в дела вмешиваются специалисты, например ЮНЕСКО, как это было недавно. Газета «День» писала, что из-за застройки буферных зон вокруг Софии Киевской и вблизи Киево-Печерской лавры, специалисты ЮНЕСКО, которые проверяли состояние сохранения этих национальных и мировых памятников, сделали нам предупреждение — прозвучала фраза, что их могут исключить из списка мирового наследия. Правда, сейчас обошлось замечанием, но учтет ли ошибки и исправит ли их киевская и центральная власть?

О судьбе Андреевской церкви тоже говорится не один год: что копоть от свеч в середине памятника оседает на позолоту, что появились трещины на мраморном полу и на оконном стекле, что холмы, на которых стоит храм, застраиваются (почти вся земля со стороны Боричевого тока уже роздана городской властью) и это приводит к тому, что в фундаменте здания образовываются трещины — церковь вообще может сползти…

Но вчера начался первый этап реконструкции Андреевской церкви, в частности работы по укреплению холма: на это Кабинет Министров выделил из резервного фонда госбюджета 10 миллионов гривен, из них шесть миллионов уже поступили на счет Национального заповедника «София Киевская», которому административно подчинена церковь. Специалисты говорят, что до конца октября укрепления холма завершат. Второй этап работы — это реставрация самой церкви: укрепление фундамента, упрочение стен, прокладка новых инженерно-технических сооружений, а также реставрация интерьера, иконостаса и икон. В целом во исполнение этих работ нужно около 30 миллионов гривен. Если правительство выделит их в полном объеме, реставрация Андреевской церкви будет завершена в конце 2010 года.

Собственно, то, что архитекторы называют «гидрологическим состоянием холма» — это важнейшая часть в спасении Андреевской церкви. Совсем изношены инженерные сети в центральной части города, которые уже не ремонтировались, по данным архитекторов, лет 40, плохо организован слив талой и дождевой воды, разрушение склона со стороны Боричевого тока, а также вибрационные нагрузки и строительство, проходящее вблизи Андреевской церкви — все это разрушает памятник истории и архитектуры, который наши специалисты хотели бы видеть в списке памятников мирового наследия ЮНЕСКО.

— Стабильность холма обсуждается уже на протяжении последних 25 лет. Работы по его укреплению проводились, но в небольших объемах. Учитывая серьезность ситуации, мы срочно начали реставрацию Андреевской церкви. В октябре мы полностью завершим работы по укреплению и после этого с точки зрения сдвигов церкви ничего не будет угрожать, — уверил генеральный директор СП «Основа-Солсіф» Юрий Карпенко.

По его словам, причинами аварийного состояния памятника стало то, что город «постоянно развивается», к тому же увеличивается количество транспорта. Не последнюю роль сыграли осадки, которые участились в последние годы — из-за этого изменилась структура почв на холме и земля постепенно проседает. По словам Юрия Карпенко, особенно это опасно для домов с низко заложенными фундаментами, в том числе и для Андреевской церкви.

История спасения церкви — очень долгая. Но неужели следовало дойти к грани, когда возникла реальная угроза потерять сооружение, чтобы начать что-то делать? Актуализация проблемы по реконструкции Андреевской церкви продолжается еще с 2000 года.

— С нашей стороны было несколько попыток сдвинуть дело с места, в частности, проводились интервью со стороны специалистов относительно состояния Андреевской церкви и холма, на котором она расположена, и несколько раз проект по восстановлению храма вносился в план бюджетного финансирования заповедника и его филиалов, но тогда средств мы так и не получили, — рассказала директор Национального заповедника «София Киевская» Неля Куковальская. — С 2002 по 2007 годы заказывать подобные проекты имело право Главное управление культурного наследия КГГА, которому был подчинен заповедник. Но тут этим вопросом не занимались. С 2007 года эти права получила София Киевская, и уже через год был утвержденный проект по реконструкции Андреевской церкви из бюджетного финансирования. Недавно был проведен тендер и его победителем определено украинско-французское предприятие «Основа-Солсіф», которое уже приступило к работам. Сначала реставрационные работы должны были финансироваться из программы стабилизационного фонда, в которую было заложено 10 миллионов, но, к сожалению, до сих пор ни одной копейки по этой программе мы не получили. А в апреле этого года в соответствии с постановлением Кабинета Министров такая же сумма была выделена из резервного фонда госбюджета.

Конечно, новость относительно Андреевской церкви радует, но у нас еще столько такого богатства, которое следует спасать. Разве это выход, когда одни одновременно разрушают его, а другие — восстанавливают?

Оксана Миколюк

Новини

27 Січня 2024

Експорт брухту з України у 2023 році зріс в 3,4 раза

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

ВСІ НОВИНИ ⇢