Подробнее Запомнить город


Кредиты возвращаются: спасение экономики или новый кризис?

12.08.09 , СейЧас
размер текста:

Примерно с середины лета банки вновь начали кредитовать население. Особенно заметно это на автомобильном рынке. За полгода количество банков, которые предоставляют ссуды на покупку авто, увеличилось в 7 раз. Это мгновенно и положительно повлияло на продажи. Некоторое оживление эксперты отмечают и в сфере ипотечного кредитования. Что стоит за этой тенденцией – разовые акции или выход из экономического кризиса – узнавала интернет-газета "СЕЙЧАС".

После нескольких месяцев перерыва банки и автосалоны вернули украинцам возможность купить автомобиль в рассрочку. Правда, кредиты выдают только в гривнах и под довольно высокие проценты. Но даже такое кредитование положительно повлияло на рынок – в июле продажи по сравнению с июнем выросли почти на 16%.

За себя и за того парня

Эксперты AUTO-Consalting и "Простобанк Консалтинг" дружно называют август самым удачным месяцем для приобретения иномарки. Перед началом нового сезона, который ознаменуется отменой 13% ввозной пошлины, дилеры спешат избавиться от старого товара, который с избытком накопился на складах. Для этого устраивают всевозможные распродажи и договариваются с финансовыми учреждениями о совместных программах кредитования. Если в январе только один банк соглашался выдавать ссуды на приобретение авто, то сейчас среди 50-ти лидеров рынка семь готовы давать взаймы на приобретение четырехколесного друга. У банков свои цели – им во что бы то ни стало необходимо увеличить долю "хороших" кредитов в общем портфеле. "Банки оказались в ловушке. Если они сейчас не кредитуют, в то же время имеют депозиты с достаточно высоким процентом, от этого им лучше не становится", - описал ситуацию интернет-газете "СЕЙЧАС" эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Официальный доход претендента на ипотеку должен быть EUR 1000 и выше

Приобрести авто по-прежнему сложно и дорого. Ссуду выдают не более, чем на пять лет, процент колеблется от 22,3 до 29,8% годовых (данные еженедельного обзора АО "Брокбизнесбанк"), к тому же придется внести первоначальный взнос в размере 30% от стоимости покупки. Выбирая заемщика, банкиры предпочитают перестраховаться и тщательно проверят его официальный доход – ведь обладателю нового кредита придется заплатить и за себя, и за того, кто старый кредит не вернул. "Новыми хорошими кредитами банки закрывают дырки, которые у них остались от старых, плохих". Несмотря на все сложности нового автокредитования эксперты отмечают его как положительное последствие стабилизации банковской сферы. В результате – продажи растут.

Кредиты на бумаге

Несмотря на успехи автокредитования, банки не спешат возобновить выдачу ссуд на другие группы товаров. Правда, после автокредитов некоторое оживление заметно и в сфере ипотеки. Но банки, выдающие кредиты на приобретение недвижимости, можно пересчитать на пальцах одной руки. Да и условия кредитования намного более суровы, чем на автомобильном рынке. О тенденциях в сфере ипотеки интернет-газете "СЕЙЧАС" рассказал финансовый директор компании "Простобанк-Консалтинг" Александр Седых: "Ипотечное кредитование возобновилось пару месяцев назад, но условия очень жесткие. Банки в основном дают кредит только на два года, при этом официальный доход заемщика должен быть EUR1000 и выше". Как правило, такие проекты осуществляют совместно с застройщиком.

Банкам сложно найти "качественного" заемщика

Единичные случаи выдачи ипотечных кредитов не сделают погоды на рынке недвижимости, уверен директор по маркетингу компании SV Development Владимир Степенко. "Банки предлагают очень высокий процент, большие первоначальные взносы и небольшие сроки кредитования", - называет он препятствия для возвращения ипотеки в массы в интервью интернет-газете "СЕЙЧАС". Найти заемщика, который отвечал бы всем условиям и при этом хотел бы ввязываться в ипотеку, довольно сложно, потому заявленные кредитные предложения не пользуются спросом. По словам эксперта, даже государственные программы кредитования строительства жилья с высокой степенью готовности, которые внедрялись на протяжении года, останутся на бумаге из-за дефицита бюджета.

Кого заденет второй виток?

Эксперты уверены: в ближайшее время кредиты населению будут скорее исключением, нежели общим правилом. О мелком потребительском кредитовании и вовсе можно забыть на годы. Причина банальна – у банков нет денег. "Причины пассивной политики банков на рынке кредитования прежние: недостаточность ресурсов, а также их высокая стоимость, неопределенность прогнозов на развитие экономической ситуации", - полагает заместитель председателя правления "Брокбизнесбанка" Наталья Синявская. С ней согласен и Владимир Степенко: "Для того, чтобы кредиты наших банков были дешевыми, нужно, чтобы эти банки брали дешевые кредиты у иностранных банков. Эта возможность закрыта".

Процентные ставки по кредитам в этом году не уменьшатся

Несмотря на летнее оживление, кредиты на жилье и автомобили в этом году не станут дешевле, и количество их расти не будет. Скорее наоборот – поскольку многие эксперты предсказывают новую волну кризиса, осенью банки свернут уже существующие кредитные программы. На авторынок кредитование вернется только к весне следующего года - уверен Александр Седых.

Поскольку оживление кредитования вовсе не означает начало конца кризиса, у банков в октябре могут вновь возникнуть проблемы с возвращением кредитов. Но это касается не тех займов, которые выданы во второй половине 2009 года, а прежних – ведь сейчас к выбору должника подходят очень рационально. Но вот небольшое количество новых заемщиков не в состоянии покрыть расходы на старых. "Банки не могут найти достаточное количество "качественных" заемщиков. Многие люди считают опасным делом брать кредит из-за колебаний с курсом и неустойчивости экономики", - говорит Александр Жолудь. Эксперты сходятся во мнении, что дальнейшая судьба кредитов для населения во многом будет зависеть от политики НБУ. А поскольку она бывает очень неожиданной, точную дату возвращения ссуд для всех и каждого назвать сложно.

Елена Павленко

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
30.07.21
После трех проваленных попыток протащить через Раду драконовский законопроект №4167 "поборники экологии" запланировали на осень новый удар по промышленникам.
29.07.21
29.07.21
Додатковою загрозою для зриву опалювального сезону є фінансова розбалансованість ринку. Ще раз наголошую – ціна на ринку електричної енергії не покриває собівартість її виробництва! Це може значно ускладнити проведення ремонтної кампанії та унеможливить формування належних запасів вугілля.
29.07.21
Цены на продовольствие на мировых рынках бьют рекорды. Этим умело пользуются отечественные агрохолдинги, активно вывозя аграрное сырье на экспорт. Государство отказалось контролировать экспорт сельхозпродукции, поэтому уже осенью мы можем получить продовольственный дефицит на внутреннем рынке.
Цены на бензин и дизельное топливо постоянно росли с начала лета, а автогаз, стоимость которого долгое время оставалась стабильной, резко подорожал в июле.
28.07.21
28.07.21
По Раде прошёл слух, что парламентское большинство попытается уже к началу шестой сессии в сентябре рассмотреть все 11 300 правок к законопроекту №5600, который повышает налоги практически для всех отраслей экономики и простых украинцев.
Неофициальное трудоустройство в Украине сокращается, но его уровень все еще очень высок — в тени трудится каждый пятый украинец. Власть начала новый этап борьбы с неформальной занятостью. К чему это приведет?
26.07.21
26.07.21
Украина - одна из беднейших стран в Европе. Наши зарплаты сегодня не сопоставимы с европейскими. Поэтому многие украинцы едут за границу на заработки. Зато мы успешно догоняем Евросоюз по уровню цен на продукты питания. Да что там догоняем: по многим наименованиям цены в наших супермаркетах давно обогнали европейские.
23.07.21
Украине обещают $245 млн и еще помочь привлечь $1 млрд частных инвестиций — это капля в море на фоне проблем с возможным прекращением транзита российского газа.
23.07.21
Министр развития громад и территорий Алексей Чернышов заявил, что Кабмин намерен в ближайшие три года построить инфраструктуру для 25 индустриальных парков. Звучит все это, безусловно, смело и амбициозно. Вопрос в том, насколько можно верить правительству?
22.07.21
22.07.21
Украина обозначила свою позицию по Северному потоку-2, но это вряд ли поможет изменить позиции США и Германии. Поэтому нашей власти следует серьезно задуматься над разработкой альтернативных планов на случай, если загруженность нашей ГТС упадет.
21.07.21
20.07.21
16.07.21
15.07.21
13.07.21
09.07.21
08.07.21
07.07.21
06.07.21
05.07.21
02.07.21
01.07.21
29.06.21
25.06.21
24.06.21
18.06.21
17.06.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!