Подробнее Запомнить город


Натура не первой свежести

Правительство решило развить сомнительную практику возврата НДС экспортерам зерна запасами из Аграрного фонда. В группу счастливых участников полубартерной схемы планируют включить спиртовиков и экспортеров муки, рассчитываясь с ними рожью прошлых урожаев.

Список предприятий, которые смогут получить долг по возврату НДС зерном из Аграрного фонда, в ближайшее время будет расширен. Проектом постановления Кабмина («О внесении изменений в постановление Кабинета министров Украины «Об утверждении Порядка приобретения в 2009 г. субъектами хозяйствования (экспортерами зерна) зерна из государственного продовольственного резерва»), который разработало Минагро, термин «экспортеры зерна» заменяется на «экспортеры сельхозпродукции», что расширяет перечень субъектов хозяйствования, имеющих право покупать зерно из интервенционного фонда в счет возмещения НДС.

В этом сезоне правительство впервые начало возмещать НДС зернотрейдерам натурпродуктом, параллельно пополняя оборотные средства Аграрного фонда. По данным Минагро, в 2009 г. по такой схеме Аграрный фонд реализовал более 1,3 млн. т зерна (в основном пшеницу). При этом, отмечают специалисты Минагро, спрос на продовольственную рожь, которая есть в Аграрном фонде, отсутствует. «Долгосрочное хранение ржи может привести к ухудшению качественных показателей и увеличению затрат на хранение»,— констатируют в МинАП. Эти запасы могли бы быть направлены в счет НДС компаниям, которые испытывают нужду этой культуре,— спиртовикам и мукомолам. Долг по возврату НДС перед предприятиями спиртовой отрасли — 29,3 млн. грн., экспортерам муки государство должно 80 млн. грн. НДС. Параллельно госоператор освежит запасы и аккумулирует средства для дальнейших закупок, подчеркивают в министерстве.

Механизм остается таким же, как и в случае работы с зернотрейдерами: фонд продает зерно из своих запасов на бирже экспортерам по средневзвешенным ценам, которые сложились на протяжении трех предыдущих торговых сессий на Аграрной бирже и сертифицированных ею аккредитованных товарных биржах, но не ниже цены закупки зерна с учетом затрат, связанных с его хранением. Заключается договор купли-продажи, участники рынка получают зерно, а положенное им возмещение Госказначейство переводит деньгами на счета Аграрного фонда. Участники рынка предпочли подождать с комментариями до принятия постановления на Кабмине.

«В любом случае — все предпочтут живые деньги,— сообщили в компании — экспортере муки.— С другой стороны, наличие этой схемы позволит правительству говорить, что оно дало возможность получить НДС всем желающим». «Возмещение НДС по-правительственному выглядит так: покупай зерно в счет госдолга по НДС на непонятных условиях и по ценам, предлагаемым правительством, поскольку остальные, как выразилась Юлия Тимошенко, «будут получать возмещение НДС пожизненно»,— говорит Николай Верницкий, директор компании «ПроАгро».

Как показал опыт расчета с зернотрейдерами, у этой схемы есть несколько слабых мест — ограниченность ресурса в Аграрном фонде и задержки с перечислением денег на счета фонда. В частности, в июле ГНА Украины притормозила возмещение НДС зернотрейдерам даже по уже заключенным договорам. Президент Аграрной палаты Украины Дмитрий Березовский оценил долг по возврату НДС в 2,5 млрд. грн., что практически соответствует сумме, существовавшей до введения расчетов натурпродуктом. Сами зернотрейдеры отмечают, что зерна в АФ на всех не хватило. «Этой схемой сумели воспользоваться те, кто первым подал заявку»,— отметили в одной из компаний. По словам министра аграрной политики, реализация зерна зернотрейдерам — непрекращающийся процесс. «Например, вчера у него (Аграрного фонда.— «і») было 600 млн. грн., часть зерна продали трейдерам — сегодня уже 730 млн. грн.»,— заявил Юрий Мельник.

В то же время на фоне возведения бартерных хитросплетений не умолкают и радужные обещания. В прошлом месяце правительство потребовало форсировать возврат НДС через Аграрный фонд и пообещало до сентября возместить зернотрейдерам НДС на сумму 1 млрд. грн. (по 500 млн. грн. в июле и августе).

Анна Ковальчук

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
З 2014 по 2019 залізничні перевезення в України зменшилися на 74 млн тонн або майже на 20%. Усі інші види перевезень за цей час виросли, в т.ч. автомобільні - на ті ж 70 млн тонн. Залізнична інфраструктура деградувала, а УЗ інколи майже зупинялася.
Кабмин предлагает развивать титановую отрасль Украины, а также использование этого металла в промышленности. Благо запасы позволяют. При этом в выигрыше могут оказаться структуры Дмитрия Фирташа
01.10.20, Сегодня
Последний квартал 2020 года ожидается сложным для украинцев. Экономисты прогнозируют, что в полной мере проявятся все негативные факторы, потенциал которых накопился за полгода.
30.09.20
В конце июля Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона "О публичных закупках" о создании предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности", который содержит требование о локализации производства техники в Украине на уровне 25-40%.
29.09.20
Европейский союз может ввести специальный налог на всю продукцию, которая поставляется из Украины. Почему это может произойти.
После колоссальной прибыли в 2019 году "Нафтогаз Украины" получил многомиллиардные потери в первой половине текущего года. И кризис, вызванный эпидемией коронавируса, далеко не единственная причина столь плачевной ситуации.
28.09.20
Евросоюз пойдет на жесткие меры, ограничивающие доступ к европейскому рынку для конкурентов не из ЕС, которые получают государственные субсидии.
28.09.20, Капитал
Если сейчас Украина экспортирует на 20 млрд дол агропродукции, то даже увеличив урожайность вдвое-втрое, а значит и экспорт, то это будет 40-60 млрд. Для сравнения экспорт Польши 259 млрд, а маленькой Словакии — 90 млрд. О каком развитии может быть речь?
25.09.20
В Украине снова планируют существенно повысить ставки экологического налога, но при этом почти не направлять полученные деньги на охрану окружающей среды. Очевидно, задача такого налогообложения – закрывать дыры в бюджете
Спрос на нефть, резко упавший в пандемию, может восстановиться не раньше 2023 года, говорится в исследовании Argus Consulting. В 2020 году сокращение потребления аналитики оценивают в 8,3 млн б/с, или около 8% от уровня 2019 года.
24.09.20
23.09.20
21.09.20
18.09.20
17.09.20
16.09.20
15.09.20
14.09.20
11.09.20
08.09.20
07.09.20
04.09.20
03.09.20
02.09.20
01.09.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!