Подробнее Запомнить город


Дружба против здравого смысла

При поддержке Кремля Турция может потеснить позиции Украины как транзитного государства, играющего стратегическую роль в энергобезопасности ЕС. Осуществление таких планов будет стоить России более $50 млрд. инвестиций, в экономической целесообразности которых сомневаются эксперты. Но вложения помогут Анкаре не только усилить сотрудничество с Россией, но и сохранить позиции по вступлению в Евросоюз.

Спустя месяц после того, как европейские страны подписали в Турции соглашение о строительстве газопровода Nabucco, который должен обеспечить поставки газа в ЕС, альтернативные российским, премьер России Владимир Путин добился от Анкары поддержки в реализации более амбициозных совместных энергетических проектов.

По итогам визита российской делегации в Турцию, который завершился в минувшую пятницу, была достигнута договоренность не только об участии Анкары в проекте «Южный поток», но и о строительстве в Турции крупных подземных хранилищ газа, терминала по приему сжиженного природного газа и расширении поставок российского голубого топлива.

«Мы знаем, что каждую зиму турецкие потребители испытывают проблемы с газом. Создание резервов и хранилищ, конечно, будет способствовать стабильности в сфере энергетики для растущих энергетических потребностей страны... Турецкая сторона заинтересована в увеличении объемов поставок российского газа. Мы договорились, что мы это сделаем»,— отметил господин Путин. Таким образом, сказал он, Турция становится весьма крупным транзитным государством. «А если учитывать, что «Южный поток» пройдет в особой экономической зоне Турции, то и для Европы Турция становится важным стратегическим центром в сфере энергетики»,— подытожил премьер России.

В перспективе, по мнению экспертов, Турция может превратиться в гигантский энергетический узел, где сходятся множество нефте- и газопроводов, благодаря работе которых объемы перевалки нефтетерминалов будут измеряться сотнями миллионов тонн в год, а совокупный объем транзита газа через Турцию превысит сотню миллиардов кубометров в год. Впрочем, существенной прибыли расширение сотрудничества в нефтегазовой сфере с Турцией России не принесет.

Михаил Корчемкин, директор консалтинговой компании East European Gas Analysis, подсчитал, что обход континентального шельфа Украины при строительстве «Южного потока» через Турцию удлиняет подводный маршрут примерно на 100 км. В денежном выражении это означает удорожание проекта на $1,3-1,5 млрд. Общая стоимость строительства за пределами России оценивается в $25-30 млрд., из которых доля «Газпрома» составит более половины. Кроме того, «Газпром» должен будет затратить $20-22 млрд. на строительство газопроводов для подачи в «Южный поток» газа из Бованенковского месторождения, а в случае остановки проекта Nabucco (конкурент «Южного потока», инициированный Брюсселем) — еще несколько миллиардов долларов на Прикаспийский газопровод.

«В случае реализации в полном объеме проектов Nord Stream и South Stream, транзит российского газа через Украину сократится до 25-50 млрд. куб. м в год. Соответственно, расходы «Газпрома» на украинский транзит уменьшатся с $3,0-3,5 млрд. (без «Южного потока») до $1,0-2,0 млрд. в год. Операционные расходы на новых газопроводах, поставляющих газ в «Южный поток», будут выше указанной «экономии». Других выгод от вложения $35-40 млрд. «Газпром» не получит»,— отмечает Михаил Корчемкин.

Эксперт также считает, что «Газпрому» не следует рассчитывать на получение маржи в закупочной цене на среднеазиатский и азербайджанский газ: «Азербайджан, Казахстан, Туркмения и Узбекистан могут получить полную европейскую цену без посредничества «Газпрома», экспортируя газ напрямую. Любое упоминание маржи вызовет естественное требование свободы транзита газа через территорию России. «Газпром» может притормозить процесс прямого выхода среднеазиатских экспортеров через Россию в Европу только путем закупок газа по полновесной европейской цене и без прибыли для себя».

Председатель Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль также считает, что для России среднеазиатский газ имеет больше геополитическое, нежели сугубо экономическое значение. Он отметил, что в значительной мере из-за того, что существующие мощности газопроводов заняты среднеазиатским газом, «Газпром» всеми правдами и неправдами сдерживает добычу газа в Сибири независимыми производителями — такими, например, как компания «Итера».

Михаил Корчемкин обращает внимание, что газопровод «Южный поток» предназначен лишь для диверсификации поставок, то есть для экспорта тех же самых объемов газа другим маршрутом (минуя Украину.— «і»). «Из этого следует, что проект не увеличит прибыль «Газпрома», но зато увеличит затраты. Но, несмотря на все отрицательные характеристики, у «Южного потока» есть большое преимущество перед Nabucco — российскому проекту не нужно экономическое обоснование. Он включен в правительственный план и потому будет построен любой ценой. Это совсем не означает, что Евросоюз откажется от Nabucco»,— подытожил директор East European Gas Analysis.

Светлана Долинчук

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
26.07.21
Украина - одна из беднейших стран в Европе. Наши зарплаты сегодня не сопоставимы с европейскими. Поэтому многие украинцы едут за границу на заработки. Зато мы успешно догоняем Евросоюз по уровню цен на продукты питания. Да что там догоняем: по многим наименованиям цены в наших супермаркетах давно обогнали европейские.
23.07.21
Украине обещают $245 млн и еще помочь привлечь $1 млрд частных инвестиций — это капля в море на фоне проблем с возможным прекращением транзита российского газа.
23.07.21
Министр развития громад и территорий Алексей Чернышов заявил, что Кабмин намерен в ближайшие три года построить инфраструктуру для 25 индустриальных парков. Звучит все это, безусловно, смело и амбициозно. Вопрос в том, насколько можно верить правительству?
22.07.21
22.07.21
Украина обозначила свою позицию по Северному потоку-2, но это вряд ли поможет изменить позиции США и Германии. Поэтому нашей власти следует серьезно задуматься над разработкой альтернативных планов на случай, если загруженность нашей ГТС упадет.
22.07.21
Второе чтение одиозного законопроекта №5600 перенесли на следующую сессию, которая начнется 7 сентября. В нынешней редакции з/п создает непомерную фискальную нагрузку на бизнес и потому не может быть принят. Вопрос в том, смогут ли власть и бизнес найти компромиссное решение за столь короткое время?
21.07.21
21.07.21
Метинвест и ФК "Шахтер" объединились против COVID-19. Первый тайм символического матча сборной прошел на домашнем поле Метинвеста. Играли не на счет, а ради здоровья своих команд.
20.07.21
Уряд планує завершити еру двигунів внутрішнього згоряння вже з 2027 року. Як турбота про екологію вплине на автолюбителів та що буде з бензиновими та дизельними автомобілями?
16.07.21
16.07.21
Сегодня экспортный портфель Украины на 2/3 состоит из сырья. При этом более 50% украинского импорта составляет готовая продукция. Такая диспропорция снижает темпы роста экономики. Они могли быть значительно выше, если бы правительство стимулировало развитие перерабатывающей промышленности.
16.07.21
Декарбонизация в Украине может быть эффективной, если у нас будут современные технологические решения и инвестиции для их внедрения и развития. Заниматься снижением выбросов на уровне установки фильтров сегодня неэффективно, так нам не угнаться за прогрессом и не достичь взятых на себя климатических обязательств.
15.07.21
В Україні є чимало потужностей міжнародних виробників, які працюють на світовий автопром. В іномарках відомих автобрендів, на яких сьогодні пересуваються українці, чимало запчастин і комплектуючих, зроблених саме на українських заводах.
13.07.21
09.07.21
08.07.21
07.07.21
06.07.21
05.07.21
02.07.21
01.07.21
29.06.21
25.06.21
24.06.21
18.06.21
17.06.21
16.06.21
15.06.21
14.06.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!