Подробнее Запомнить город


«Укрзалізниця» сходит с рельсов

Руководство «Укрзалізниці» заявляет о необходимости приостановить реформу на железнодорожном транспорте на время кризиса. Тем временем скорейшие преобразования в отрасли являются основным условием дальнейшего сотрудничества «Укрзалізниці» с Европейским банком реконструкции и развития: банк ставит под сомнение платежеспособность предприятия из-за отсутствия прогресса в проведении структурных реформ.

Как заявил вчера гендиректор Госадминистрации железнодорожного транспорта «Укрзалізниця» Михаил Костюк, реформирование отрасли в условиях экономического кризиса нецелесообразно. «Реформу нужно планировать тогда, когда для этого есть благоприятные экономические и технологические условия. Приостановка данного процесса, сохранение центрального управления, четких хозяйственных и финансовых отношений дают железным дорогам возможность достойно переживать кризис»,— сообщил гендиректор.

Отметим, такие суждения главы железнодорожного ведомства кажутся сегодня согласованными с позицией главы Кабмина Юлии Тимошенко, которая до сих пор не предпринимала активных действий в направлении проведения железнодорожной реформы. С приходом ее на премьерский пост процесс затормозился: в 2006 г. правительство Виктора Януковича утвердило «Концепцию Государственной программы реформирования железнодорожного транспорта на 2007-2015 гг.». Следующим этапом должно было стать принятие самой госпрограммы, однако до настоящего времени она так и не одобрена Кабмином.

В отношении «Укрзалізниці» премьер заняла позицию борца за справедливость, который не дал своим предшественникам приватизировать стратегическое государственное предприятие. Однако эксперты усматривают в действиях Юлии Тимошенко и другой подтекст: в ее нынешнем статусе и организационно-правовой форме «Укрзалізниця» является важнейшим донором для бюджета страны, надежным источником финансовых ресурсов.

«Любые преобразования невыгодны правительству, так как проведение реформы требует средств и одновременно лишит администрацию ее монопольных хозяйственных функций»,— считает директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава. Действительно, даже во время кризиса монополия не разочаровала премьер-министра: за первое полугодие 2009 г. железные дороги не только выполнили, но и перевыполнили поставленный перед ними план по чистой прибыли и поступлениям в госбюджет (эти показатели составили 0,093 и 2,104 млрд. грн. соответственно). В то же время, по подсчетам замгендиректора «Укрзалізниці» Владимира Корниенко, проведение реформы потребовало бы от бюджета средств в размере от 100 до 150 млрд. грн.

Стагнация процесса реформы создает сегодня реальную угрозу дальнейшему сотрудничеству украинских железных дорог с мировыми финансовыми институциями. Как заявил вчера «i» ведущий банкир ЕБРР Марк Магалецкий, банк не готов продолжать выделение средств «Укрзалізниці» для финансирования программ обновления подвижного состава и инфраструктуры до начала внедрения структурных реформ. «Мы не видим прогресса в корпоратизации железных дорог. Наша согласованная позиция по этому вопросу нашла свое отражение в договоренностях с украинским правительством и «Укрзалізницею» в 2004 г. в рамках предоставления железным дорогам второго кредита ($120 млн. на приобретение путевых машин и реконструкцию Бескидского туннеля в Карпатах.— Авт.)»,— отметил представитель банка.

По его словам, вопрос реформы поднимался во время заключения последнего контракта с «Укрзалізницею» о предоставлении кредита на $62,5 млн. в январе с.г. (на приобретение грузовых вагонов). «Этот заем стал исключением. Дальнейшее сотрудничество находится в прямой зависимости от прогресса реформирования железнодорожного сектора»,— утверждает господин Магалецкий.

Ситуацией в железнодорожной администрации не на шутку обеспокоился и СНБО. В конце июня на заседании совета было принято решение поручить правительству в кратчайшие сроки начать реформу ж/д транспорта. К настоящему моменту это решение не введено в действие указом президента, как того требует законодательство.

«С дня на день документ должен появиться, и тогда мы узнаем, какой путь реформирования выбран — создание госпредприятия или государственной акционерной компании»,— рассказал начальник Главного управления стратегии и реформирования «Укрзалізниці» Николай Снитко.

Напомним: существуют два варианта стратегии, которые отличаются в части первого этапа реформы — создание ГП и подчинение его Минтранссвязи (лоббируется министерством) и создание ГАК (поддерживается «Укрзалізницею»). «Форма управления не имеет решающего значения. Главное, чего ожидают от реформы,— это пересмотра тарифной политики, либерализации рынка перевозок и разделения функций управления и хозяйствования. Это возможно в рамках как одной, так и второй организационно-правовой формы»,— уверен тем временем эксперт, главный экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин.

Екатерина Гребеник

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
18.02.20, Страна
Ложь про Майдан — дело выгодное. Преступники на свободе, за вранье о Майдане и “сотне” платят налогоплательщики, платят меценаты, платит Сорос, и во все это верят и скорбят добросердечные избиратели.
Нафтогаз таки получит свою компенсацию из госбюджета за выполнение функций ПСО в части поставок природного газа населению и предприятиям теплокоммунэнерго. Сколько это будет стоить для страны?
17.02.20
Глава государства ищет способы реализации Минских соглашений.
14.02.20
14.02.20
Подача воды в Крым может иметь непредсказуемые последствия для экологии полуострова.
Решить проблемы украинской газодобычи могут эффективные стимулы для инвесторов.
14.02.20, Страна
Не так давно в светско-политическом словаре столицы появилось новое словосочетание — “котлетные вечеринки” Игоря Коломойского.
14.02.20, Страна
Как Алексей Гончарук сидел среди массовки ток-шоу на “Интере” и ходил на митинги.
13.02.20
Предложение переименовать станцию киевского метро “Дорогожичи” в “Бабий яр” ставит киевскую власть в не очень удобное положение. Отказать — значит рискнуть быть обвиненным в антисемитизме, согласиться — стать антисемитом на самом деле.
Отношения между властью и олигархом ухудшаются.
12.02.20
11.02.20
10.02.20
06.02.20
05.02.20
04.02.20
03.02.20
31.01.20
30.01.20
28.01.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!