Подробнее Запомнить город


Парламент услужил МВФ

Собравшись на внеочередное заседание в пятницу, парламент принял один из законов, который нужен для получения очередного транша кредита МВФ. В повторном втором чтении депутаты большинством голосов одобрили законопроект №4630 «О дополнительных мерах по финансовому оздоровлению банков».

В пятницу парламент принял закон о финансовом оздоровлении банков. Голосование по документу сопровождалось скандалом. Первый зампред финансового комитета Станислав Аржевитин (НУНС) попросил не голосовать по законопроекту. «Я и народный депутат Геннадий Самофалов (ПР.— «i») подали предложения к повторному второму чтению, но комитет их не рассмотрел и в эту таблицу не включил. А также есть очень серьезные замечания, существенные замечания Главного юридического управления и Научно-экспертного управления, которые отмечают, что в законопроекте есть немало нарушений Конституции»,— заявил он. Следом коммунист Адам Мартынюк заявил, что финкомитет просто «схимичил», чтобы Станислав Аржевитин не смог внести свои поправки.

Основной докладчик, секретарь финансового комитета Юрий Полунеев (БЮТ) очень удивился такому заявлению и сказал, что господин Аржевитин вообще не явился на рабочее заседание комитета и свои поправки не вносил. Дескать, все, кто хотел, уже внесли свои предложения. Возникли шум и взаимные обвинения. В конечном итоге спикер Владимир Литвин начал зачитывать поправки с голоса и голосовать по каждой из них. В итоге законопроект прошел.

Впечатление от документа двоякое. С одной стороны, законопроект затрагивает важные вопросы — например, по реорганизации банков, передаче их активов, пассивов, особенности действий временного моратория на выполнение обязательств перед кредиторами, роли НБУ в финансовом оздоровлении банков. К слову, теперь Нацбанк имеет право вводить мораторий на выполнение требований кредиторов не на полгода, а всего на квартал.

«Всего было рассмотрено 170 поправок. Часть поправок была отклонена, поскольку они преимущественно касались одной и той же темы — нераспространения временного моратория на вклады физических лиц. Также некоторые отклоненные предложения предусматривали ограничение доступа иностранных инвесторов в банковскую систему Украины и как такие противоречили обязательствам, взятым Украиной перед ВТО»,— сказал господин Полунеев.

Он отметил, что отрицательные явления в банковской системе набирают силу — продолжается рост проблемной кредитной задолженности и продолжаются сложности с привлечением средств.

«Закон упрощает процедуру рекапитализации банков, наделяет дополнительными полномочиями временных администраторов в вопросах выполнения программ финансового оздоровления банка. Закон является позитивным для клиентов банков и в первую очередь вкладчиков, поскольку дает дополнительные шансы на возврат средств из проблемного банка. В то же время в законе предусмотрено право временного администратора уменьшать сумму уставного капитала банка в некоторых случаях без согласования с акционерами банка. Это ущемляет права владельцев банка. В целом закон конструктивен во время финансового кризиса»,— отметил финансовый аналитик Astrum Investment Management Ярослав Стецик.

С другой стороны, законопроект оказался полон вещей «для галочки» — для МВФ. Например, не произошло реального ужесточения ответственности владельцев, которые довели свой банк до банкротства или вывели из него деньги. Напомним, именно такое поведение акционеров привело к скандалам вокруг Укрпромбанка, банка «Надра» и «Родовід Банка».

Это не значит ровным счетом ничего, потому что и сейчас никто не запрещает привлекать за подобные вещи к ответственности. Тем не менее нет ни одного уголовного дела по рухнувшим банкам.

Есть также нормы, которые потенциально могут никогда не сработать. Например, парламент предусмотрел возможность создания так называемого санационного банка. По замыслу, это своеобразный сливной бачок, в который банки продают свои проблемные активы. Создавать его сможет Кабмин по представлению Нацбанка, и он же обязан обеспечить его финансированием. В начале кризиса именно такой банк предлагался для быстрого избавления банков от «токсичных» активов.

«Регламентация создания санационного банка осуществлена в первую очередь согласно требованиям МВФ и не означает его обязательное создание. Мы считаем маловероятным создание такого банка в нынешних условиях и полагаем, что дискуссии на эту тему могут активизироваться только в случае серьезного обострения проблем в банковской сфере. На основе данного закона невозможно оценить все детали возможного создания и функционирования санационного банка. Исходя из мировой практики создания таких банков, на государство ложатся обязательства по выкупу проблемных активов за счет выпуска ОВГЗ. Это, безусловно, позитивно для банковской системы, однако может привести к значительному росту денежной массы, что повлечет за собой инфляцию»,— считает господин Стецик.

После заседания Владимир Литвин отметил, что принятые в тот день нормативные акты могут быть ветированы президентом. Очевидно, это касалось и законопроекта 4630. Впрочем, этого может и не быть. Принятие документа практически сразу поприветствовал МВФ. Именно он настаивал, что принятие законов об упрощении процедуры финансового оздоровления банков и увеличении независимости НБУ станут условием выделения стране третьего транша в рамках кредита stand by.

«Мы приветствуем ряд реформ, касающихся законодательной базы для решения проблем банков, который был принят сегодня Верховной Радой. Эти реформы знаменуют значительный прогресс в направлении восстановления финансовой стабильности, поскольку они создают крепкую основу для решения проблем банков в соответствии с общепринятой международной практикой. Указанные изменения в законодательство существенно расширят инструментарий решения проблем банков, будут способствовать разрешению проблем наименьшими средствами и стимулировать привлечение частных инвесторов, что соответствует основной цели обеспечения защиты вкладчиков. Принятие этих реформ поможет укрепить доверие и стимулировать стабильное развитие банковского сектора, что является залогом возвращения на путь экономического роста и процветания»,— заявила в пятницу пресс-служба МВФ, ссылаясь на главу миссии МВФ в Украине Джейлу Пазарбазиоглу.

Автор: Сергей ЛЯМЕЦ

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Нынешняя власть уже вполне четко расставила приоритеты: фискальное давление на малый бизнес, ужесточение "верификации" субсидий. Теперь на очереди и доходы простых украинцев, а также все то, что они построили и обустроили в бурные 90-е и нулевые годы, естественно не уплачивая налоги.
21.09.19, ZN.UA
В ситуации с "Мотор Січ", активно обсуждаемой в отечественных СМИ, почему-то абсолютно выпала из поля зрения фигура таинственного "китайского инвестора", который может оказаться новым "лыжным инструктором" для предыдущей украинской власти.
21.09.19, Сегодня
Эксперты прогнозируют, что обострение противостояния между хуситами и саудитами может спровоцировать серьезный экономический кризис
20.09.19
Если Украина сможет провести анбандлинг НАК «Нафтогаз» до нового года, то у нее есть шансы выторговать у «Газпрома» долгосрочный контракт на транзит. В противном случае Москва будет настаивать на заключении лишь короткого контракта
Ринок землі насувається на Україну семимильними кроками. Нова влада дає зрозуміти, що не збирається звертати з наміченого шляху і мораторій незабаром буде скасовано. Раніше в Офісі президента та Кабінеті міністрів обмежувались загальними заявами про те, що ринок неодмінно буде впроваджений у 2020 році, не вдаючись у деталі. А напередодні команда Зе! у повному складі, за участі президента, прем'єра і профільних міністрів, представила свій план дій.
20.09.19, Сегодня
Госбюджет Украины на 2020 год может серьезно измениться ко второму чтению, намеченному на ноябрь. Об этом заявил премьер Алексей Гончарук, и с ним согласны финансовые аналитики. Главная причина грядущих изменений — слишком мало времени у нового Кабмина было на подготовку главной сметы страны, поэтому пришлось использовать консервативные наработки предыдущего правительства.
20.09.19, Сегодня
Допускать или не допускать иностранцев к рынку земли, который откроется в октябре следующего года? Этот вопрос вызывает наибольшую дискуссию среди заинтересованных лиц. А порой, как сыронизировал президент Украины Владимир Зеленский, даже перерастает в мифотворчество "про китайцев, арабов или инопланетян".
Президент и премьер много говорят об открытии рынка земли, но не говорят однозначно, позволят ли покупать землю иностранцам. Возможно, потому, что народ все еще против продажи земли как таковой.
19.09.19
19.09.19, Сегодня
Украинские предприниматели жалуются на налоговые новации, которые могут убить коммерцию в стране. Увеличения рентных платежей, налог на прибыль, штрафы за ошибки в документах – это предложения законопроекта № 1210. Как это может повлиять на бизнес и что рискует потерять Украина?
Новый состав Кабинета Министров пошел на примирение с НАК "Нафтогаз Украины". И тому есть сразу несколько причин.
18.09.19
17.09.19
16.09.19
13.09.19


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!