Подробнее Запомнить город


Россияне вне конкуренции

размер текста:

На этой неделе Фонд госимущества (ФГИ) Украины снова выставил на продажу Одесский припортовый завод (ОПЗ), приватизация которого была заблокирована президентом Ющенко год назад. Если в 2008-м стартовая цена пакета была заявлена на уровне 3 млрд. грн., что в тот момент соответствовало примерно 600 млн. долл., то сейчас официально названная цена – 4 млрд. грн., что по нынешнему курсу равняется около 500 млн. долл. Однако год назад эксперты предполагали увеличение цены покупки в четыре-пять раз, а сейчас считают, что в результате торгов она может снизиться в два раза: кризис выбил из игры украинских покупателей, значительно уменьшив конкуренцию и усилив позиции российских компаний.

Планируется, что приватизационный конкурс состоится в сентябре, когда Верховная Рада как раз займется повышением жизненного уровня рядовых граждан накануне президентских выборов.

Аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Тамара Левченко пояснила украинским СМИ, что экономические показатели работы крупнейшего предприятия за время кризиса значительно ухудшились: «Первый квартал ОПЗ закончил с убытками, доходы от продаж снизились почти вдвое». По мнению эксперта, рыночная стоимость завода в таких условиях может составлять всего 250 млн. долл. Вероятно, покупатели попытаются торговаться с украинским правительством относительно цены сделки, поскольку в условия приватизационного конкурса еще с прошлого года внесены тяжелые для инвестора пункты. Речь идет о значительных капиталовложениях для технической модернизации одесского комплекса, а также для социальной защиты многотысячного рабочего коллектива.

Дополнительным преимуществом для покупателя является решение правительства выставлять ОПЗ на продажу в виде целостного комплекса. Как ранее писала «НГ», завод состоит из двух технологических цепочек: крупнейшего в СНГ производства аммиака и карбамида и уникального трубопровода по перегрузке химической продукции в одесском порту «Южный». Трубопровод ОПЗ является составной частью аммиакопровода Тольятти–Горловка–Одесса, он соединяет крупнейшего мирового производителя аммиака российский «ТольяттиАзот», украинский химический концерн «Стирол» (Горловка, Донецкая область) и непосредственно ОПЗ. Через порт «Южный» продукция этих заводов отправляется на экспорт.

В Украине с 2003 года ведутся споры о том, насколько экономически и экологически безопасно передавать в частные руки стратегический аммиакопровод. Окружение президента Ющенко в прошлом году добилось запрета на приватизацию, мотивируя это решение необходимостью оставить в госсобственности перевалочный комплекс и аммиакопровод. Однако чиновники правительства заявили, что в таком случае завод как химическое предприятие потеряет привлекательность с точки зрения инвестора. Юлия Тимошенко год назад пояснила, что разумнее выставить на продажу весь комплекс, но жестко контролировать деятельность нового владельца аммиакопровода. В частности, предполагалось обязать покупателя принимать, транспортировать и перегружать в одесском порту продукцию всех заводов, которые обратятся с соответствующей заявкой. Причем стоимость этих услуг должно было устанавливать украинское Министерство экономики, а контролировать – Антимонопольный комитет Украины. «То есть не будет монопольного права кого пускать, а кого не пускать для транспортировки аммиака», – пояснила в тот момент Тимошенко. Сейчас в обнародованных ФГИ условиях конкурса содержатся те же требования. По состоянию на вчера реакции президентской стороны не было.

В ФГИ Украины «НГ» пояснили, что официальных заявок от покупателей пока нет, но сотрудники допускают, что украинские бизнес-группы, ранее претендовавшие на покупку ОПЗ, в условиях кризиса не смогут конкурировать с российскими. Среди заинтересованных компаний в прошлом году назывались ОАО «Черниговское химволокно» (Украина), АО «Азот» (Украина), ОАО «Днепроазот» (Украина), ОАО «Акрон» (Россия), ОАО «МХК Еврохим» (Россия), ОАО «Ренова-Украина», ОАО «Сибур Холдинг» (Россия), норвежская компания Yara International ASA, американская IBE Trade. Источник в украинском правительстве подтвердил, что в условиях кризиса и из-за подорожания газа украинские химпредприятия уже не смогут конкурировать с иностранными, в первую очередь российскими. В ФГИ подтвердили, что представители «Сибура» и «Еврохима» готовы подавать заявку на участие в конкурсе.

Хотя экономисты считают неоправданной продажу одного из последних стратегических объектов в столь неблагоприятный период, но допускают, что у правительства нет иных финансовых источников для выполнения социальных программ. Вчера Верховная Рада отложила до осени рассмотрение вопроса о повышении прожиточного минимума и минимальной зарплаты, на чем ранее настаивала оппозиция. Правительство по-прежнему заявляет, что для выполнения такого решения в казне нет денег, но депутаты от Партии регионов убеждены, что проблема кроется только в неэффективной работе команды Юлии Тимошенко. Так, член оппозиционной фракции Михаил Папиев отметил: «Нынешнее правительство наивно полагает, что, засекретив данные о состоянии экономики, сможет скрыть от граждан реальное положение дел в стране». По его словам, неконтролируемые внешние заимствования не улучшили экономическую ситуацию в стране, но привели к тому, что уже сейчас «каждая украинская семья должна около 10 тысяч гривен по внешним обязательствам страны». Он считает опасной тенденцией, что с начала года уровень ВВП снизился на 20,3%, реальная заработная плата сократилась более чем на 10%, а реальные доходы украинцев снизились за первый квартал на 12,9%. В таких условиях правительству негде взять несколько миллиардов долларов для повышения социальных стандартов, но и продажа ОПЗ не поможет решить эту проблему, считают эксперты.

Татьяна Ивженко

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
26.07.21
Украина - одна из беднейших стран в Европе. Наши зарплаты сегодня не сопоставимы с европейскими. Поэтому многие украинцы едут за границу на заработки. Зато мы успешно догоняем Евросоюз по уровню цен на продукты питания. Да что там догоняем: по многим наименованиям цены в наших супермаркетах давно обогнали европейские.
23.07.21
Украине обещают $245 млн и еще помочь привлечь $1 млрд частных инвестиций — это капля в море на фоне проблем с возможным прекращением транзита российского газа.
23.07.21
Министр развития громад и территорий Алексей Чернышов заявил, что Кабмин намерен в ближайшие три года построить инфраструктуру для 25 индустриальных парков. Звучит все это, безусловно, смело и амбициозно. Вопрос в том, насколько можно верить правительству?
22.07.21
22.07.21
Украина обозначила свою позицию по Северному потоку-2, но это вряд ли поможет изменить позиции США и Германии. Поэтому нашей власти следует серьезно задуматься над разработкой альтернативных планов на случай, если загруженность нашей ГТС упадет.
22.07.21
Второе чтение одиозного законопроекта №5600 перенесли на следующую сессию, которая начнется 7 сентября. В нынешней редакции з/п создает непомерную фискальную нагрузку на бизнес и потому не может быть принят. Вопрос в том, смогут ли власть и бизнес найти компромиссное решение за столь короткое время?
21.07.21
21.07.21
Метинвест и ФК "Шахтер" объединились против COVID-19. Первый тайм символического матча сборной прошел на домашнем поле Метинвеста. Играли не на счет, а ради здоровья своих команд.
20.07.21
Уряд планує завершити еру двигунів внутрішнього згоряння вже з 2027 року. Як турбота про екологію вплине на автолюбителів та що буде з бензиновими та дизельними автомобілями?
16.07.21
16.07.21
Сегодня экспортный портфель Украины на 2/3 состоит из сырья. При этом более 50% украинского импорта составляет готовая продукция. Такая диспропорция снижает темпы роста экономики. Они могли быть значительно выше, если бы правительство стимулировало развитие перерабатывающей промышленности.
16.07.21
Декарбонизация в Украине может быть эффективной, если у нас будут современные технологические решения и инвестиции для их внедрения и развития. Заниматься снижением выбросов на уровне установки фильтров сегодня неэффективно, так нам не угнаться за прогрессом и не достичь взятых на себя климатических обязательств.
15.07.21
В Україні є чимало потужностей міжнародних виробників, які працюють на світовий автопром. В іномарках відомих автобрендів, на яких сьогодні пересуваються українці, чимало запчастин і комплектуючих, зроблених саме на українських заводах.
13.07.21
09.07.21
08.07.21
07.07.21
06.07.21
05.07.21
02.07.21
01.07.21
29.06.21
25.06.21
24.06.21
18.06.21
17.06.21
16.06.21
15.06.21
14.06.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!