Подробнее Запомнить город


Заправщики хватились газа

Дефицит сжиженного газа на отечественном рынке спровоцировал новую волну поставок импортного ресурса, которой, впрочем, не удалось сдержать резкий скачок розничных цен, как это уже было в мае этого года.

В результате с начала июля в отдельных регионах стоимость пропан-бутана перескочила черту 4 грн./л.

В июне цены на сжиженный газ на заправочных станциях возобновили лихорадочный рост — за месяц его стоимость выросла в среднем на 1 грн./л, а в западных, южных, большинстве центральных областей страны и в Киеве перешагнула отметку 4 грн./л. Для сравнения: если в мае на АГЗС можно было заправиться пропан-бутаном по 2,80 грн./л (в среднем по стране), то в начале июля — уже по 3,75 грн./л, а на прошлой неделе — в среднем по 3,92 грн./л.

Наблюдатели рынка связывают этот ценовой шторм исключительно с нехваткой ресурса на рынке из-за действий основных его производителей: Кременчугский НПЗ приостановил отгрузки на свободный рынок, «Укрнефть» выставляла очень маленькие лоты, поддерживаемая в этой практике «Укргаздобычей». Участники рынка не исключают, что этот дефицит в значительной мере создан искусственно для раскачки рынка структурами, контролирующими первых двух из упомянутых украинских производителей пропан-бутана (группа «Приват») и попутно являющимися владельцами самой широкой сети АГЗС после покупки заправок «Альфа-Нефти» (сеть под брендом ANP).

В итоге законтрактовать нужные объемы розничным операторам в июне стало кране сложно, что и привело к взвинчиванию цен: «Дефицит газа на рынке привел к обострению борьбы за ресурс и как следствие — к росту цен. Стоимость пропан-бутана на украинских аукционах на условиях автовывоза достигла в среднем 6050 грн./т, тогда как уже растаможенный импортный продукт, поставленный по железной дороге, обошелся бы по 5300 грн./т»,— констатирует аналитик консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн. В то же время, отмечает эксперт, транспортные пути поставок импортного газа еще не проторены, как в случае с нефтепродуктами, и сроки доставки его в страну больше. Поэтому торговцы, закупившие импортный ресурс по адекватной на тот момент цене, рискуют привезти его, когда цены на украинском рынке уже уйдут вниз. Напомним, что дефицит сжиженного газа уже спровоцировал рост цен в середине мая этого года, который был погашен, хотя и ненадолго, импортными поставками из России, Казахстана и в особенности Беларуси, испытывающей сейчас его профицит. Отметим, что ранее потребности украинского рынка полностью удовлетворялись отечественными производителями, а на экспорт шли только излишки.

Но участники рынка и эксперты настроены оптимистично — они предполагают, что, несмотря на разгар сезонного пика потребления, цены на сжиженный газ все же пойдут на спад в ближайшее время: «Кременчуг должен нарастить объемы производства пропан-бутана. К тому же, по нашим оценкам, в Украину сейчас идет около 6-8 тыс. т сжиженного газа, с их приходом ценовой ажиотаж потихоньку спадет»,— прогнозирует президент Украинской ассоциации сжиженного газа Сергей Пивень. По его словам, первые импортные поставки начнут заходить в страну 20 июля и устранят наблюдаемый дисбаланс — согласно золотому правилу рынка, стоимость пропан-бутана не должна превышать 50% цены бензина А-95, а ввиду продолжающегося удешевления высокооктана (сейчас уже 6,67 грн./л в среднем по стране) это соотношение нарушено.

В подтверждение этого отметим, что на последних аукционах сжиженный газ уже успел немного подешеветь — появление налаженного канала импортных поставок вряд ли входит в планы приватовцев.

Наталья Давыденко

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Ближче до опалювального сезону ціни на газ для населення почали стрімко зростати. Чому вартість палива продовжить підвищуватися і до чого тут ринок газу?
29.10.20
29.10.20, Дело
Украинская экономика продолжает нуждаться в законе о налоге на выведенный капитал и в стимулах для развития индустриальных парков.
28.10.20
Не стоит ограничивать использование вагонов, которые прошли капитальные ремонты и таким образом получили продленные сроки службы. Недопустимо, чтобы компании понесли колоссальные убытки только потому, что по паспорту эти вагоны не проходят.
Сегодня украинцы пересылают в Украину около $12 млрд, но при этом декларируют только 11 млрд грн. И государство вновь увидело резерв для наполнения бюджета в переводах трудовых мигрантов.
Предоставляемое регулятором рефинансирование способствует стабилизации банковской системы Украины в условиях коронакризиса, однако далеко не все выделяемые банкам средства направляются в реальный сектор экономики.
27.10.20
Запасы золота в Украине невелики – если говорить о добыче в промышленных масштабах. Реально можно поднимать на-гора пару тонн в год. Куда большую ценность представляют сопутствующие металлы.
США вновь заблокировали назначение новых судей в апелляционную инстанцию Всемирной торговой организации. Одновременно Вашингтон подал апелляцию на решение арбитров, признающее необоснованным повышение американских пошлин на китайский импорт.
26.10.20
26.10.20, Сегодня
В "Укртрансбезопасности" заявляют: число железнодорожных аварий в Украине растет, и почти 90% случаев происходят из-за неудовлетворительного содержания путей.
Якщо податки на газ зростуть, ми отримаємо різке зростання вартості скрапленого газу в середньому на 4-5 гривень за 1 літр. Це матиме негативні соціально-економічні наслідки. Источник: https://biz.censor.net/m3223502
26.10.20, Дело
За прошедшую неделю (19-23 октября) курс продажи наличного доллара в банках практически не изменился, на других же сегментах валютного рынка курс доллара к гривне незначительно снизился на 0,1-0,3%
23.10.20
21.10.20
20.10.20
19.10.20
16.10.20
15.10.20
13.10.20
12.10.20
09.10.20
08.10.20
06.10.20
05.10.20
02.10.20
01.10.20
30.09.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!