Подробнее Запомнить город


"Нафтогаз" - игрушка в руках политиков

размер текста:

Без украинского газового монополиста в Европе не было бы российского газа - с ним, правда, тоже он есть не всегда, пишет австрийская Die Presse. Портрет колосса, который объединяет, а подчас разделяет континенты, - в материале Эдуарда Штайнера.

После перебоев с поступлением российского газа в ЕС, случившихся повторно в январе текущего года, Европа стала все сильнее сомневаться в надежности украинского "Нафтогаза" как компании, обеспечивающей транзит. Тогда "Газпрому" удалось повесить на украинский концерн по крайней мере половину вины - и с того момента российский монополист и Европа постоянно бьют тревогу: мол, "Нафтогаз" представляет угрозу бесперебойным поставкам.

"Проблема в том, что каждый хочет решить свои проблемы за счет других", - защищается зампредседателя правления украинского концерна Игорь Диденко, добавляя, что "Нафтогаз" оказался между молотом и наковальней.

По мнению Михаила Гончара, бывшего менеджера концерна, а ныне эксперта исследовательского центра "Номос", политические и экономические турбулентности нигде так явно не проявляются, как в газовом бизнесе. На долю "Нафтогаза" с его 170 тыс. сотрудников приходится одна седьмая украинского ВВП и, помимо собственной добычи, концерн отвечает за всю сеть трубопроводов.

Но, прежде всего, пишет Эдуард Штайнер, будучи государственным концерном, "Нафтогаз" вынужден удовлетворять интересы нескольких сторон. Во-первых, это отечественные потребители, которые сегодня обеспечиваются газом по ценам ниже закупочных. Кроме того, это окончательно рассорившееся руководство страны, сражающееся за сферы влияния в концерне и избегающее в преддверии президентских выборов такой непопулярной меры, как повышение цен на газ, - что обходится "Нафтогазу" в 6,9 млрд евро долгов по кредитам.

В-третьих, продолжает издание, это Россия, которая хочет поставлять свой газ в Европу, одновременно используя его как средство политического давления. И наконец, это Европа, которая получает 80% газа из России через Украину.

Договор, подписанный украинским премьером Тимошенко в Москве и ознаменовавший окончание январского газового конфликта, вызвал недовольство президента Ющенко. Согласно достигнутым соглашениям, цена на газ для Украины поднимается до европейского уровня, кроме того, "Нафтогаз" должен был закупить минимально оговоренный объем газа. "Газпром", со своей стороны, напротив, не гарантирует объемов для транзита, на которых украинский концерн мог бы заработать, а, кроме того, он платит за транзит скромные по сравнению с европейскими тарифами 1,70 долларов за 1 тыс. кубометров и 100 км. Президент Ющенко назвал договор унизительным; он подозревает, что за ним стоит тайный сговор его бывшей соратницы Тимошенко с Москвой.

К неудовольствию "Газпрома", говорится далее в статье, "Нафтогаз" несколько месяцев откладывал покупку газа для газохранилищ, чтобы дождаться снижения цен 1 июля.

"Нам нужен кредит в размере 4,2 млрд долларов", - утверждает Диденко. Платить должен ЕС, уверен "Газпром". ЕС пока не говорит окончательного "нет", однако называет сумму кредита преувеличенной. Кроме того, Европа требует прозрачности концерна, который обвиняют в коррумпированности и теневых налоговых схемах, добавляет автор статьи.

Эдуард Штайнер

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
26.07.21
Украина - одна из беднейших стран в Европе. Наши зарплаты сегодня не сопоставимы с европейскими. Поэтому многие украинцы едут за границу на заработки. Зато мы успешно догоняем Евросоюз по уровню цен на продукты питания. Да что там догоняем: по многим наименованиям цены в наших супермаркетах давно обогнали европейские.
23.07.21
Украине обещают $245 млн и еще помочь привлечь $1 млрд частных инвестиций — это капля в море на фоне проблем с возможным прекращением транзита российского газа.
23.07.21
Министр развития громад и территорий Алексей Чернышов заявил, что Кабмин намерен в ближайшие три года построить инфраструктуру для 25 индустриальных парков. Звучит все это, безусловно, смело и амбициозно. Вопрос в том, насколько можно верить правительству?
22.07.21
22.07.21
Украина обозначила свою позицию по Северному потоку-2, но это вряд ли поможет изменить позиции США и Германии. Поэтому нашей власти следует серьезно задуматься над разработкой альтернативных планов на случай, если загруженность нашей ГТС упадет.
22.07.21
Второе чтение одиозного законопроекта №5600 перенесли на следующую сессию, которая начнется 7 сентября. В нынешней редакции з/п создает непомерную фискальную нагрузку на бизнес и потому не может быть принят. Вопрос в том, смогут ли власть и бизнес найти компромиссное решение за столь короткое время?
21.07.21
21.07.21
Метинвест и ФК "Шахтер" объединились против COVID-19. Первый тайм символического матча сборной прошел на домашнем поле Метинвеста. Играли не на счет, а ради здоровья своих команд.
20.07.21
Уряд планує завершити еру двигунів внутрішнього згоряння вже з 2027 року. Як турбота про екологію вплине на автолюбителів та що буде з бензиновими та дизельними автомобілями?
16.07.21
16.07.21
Сегодня экспортный портфель Украины на 2/3 состоит из сырья. При этом более 50% украинского импорта составляет готовая продукция. Такая диспропорция снижает темпы роста экономики. Они могли быть значительно выше, если бы правительство стимулировало развитие перерабатывающей промышленности.
16.07.21
Декарбонизация в Украине может быть эффективной, если у нас будут современные технологические решения и инвестиции для их внедрения и развития. Заниматься снижением выбросов на уровне установки фильтров сегодня неэффективно, так нам не угнаться за прогрессом и не достичь взятых на себя климатических обязательств.
15.07.21
В Україні є чимало потужностей міжнародних виробників, які працюють на світовий автопром. В іномарках відомих автобрендів, на яких сьогодні пересуваються українці, чимало запчастин і комплектуючих, зроблених саме на українських заводах.
13.07.21
09.07.21
08.07.21
07.07.21
06.07.21
05.07.21
02.07.21
01.07.21
29.06.21
25.06.21
24.06.21
18.06.21
17.06.21
16.06.21
15.06.21
14.06.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!