Подробнее Запомнить город


Государственные морские порты страдают от частных компаний

07.07.09 , Дело
размер текста:

Частные компании с помощью судов проводят масштабное наступление на финансовые интересы госпортов. Если правительство не вмешается в ситуацию, потери государства могут превысить $1 млрд. в год

16 июня Одесское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) обязало государственный порт «Южный» выплатить штраф 17 тыс. грн. и предоставить скидку в 50% на портовые сборы для компании «Трансинвестсервис» («ТИС») российского предпринимателя Алексея Федорычева. Компании «ТИС» и «ТИС-Руда» обратились с требованием уравнять тарифы портовых сборов для судов, идущих к причалам порта «Южный» и причалам, которые обслуживает «ТИС», еще в 2007 году. 15 ноября 2007 года АМКУ принял сторону «Трансинвестсервиса», пригрозив порту «Южный» штрафом. Порт обжаловал в областном хозяйственном суде решение административной коллегии Одесского отделения АМКУ, но еще до вынесения вердикта, летом 2008 года, решил все же предоставить судам, идущим к 18-му причалу, скидку в размере 30% от тарифа. Несмотря на это, в 2009 году «ТИС» и «ТИС-Руда» вновь обратились в АМКУ, потребовав 50% скидки — как и у судов, обрабатывающихся в порту «Южный».

Директор Международного института приватизации, собственности и инвестиций Александр Рябченко отмечает, что законодательство дает портам право самостоятельно устанавливать скидки до 50% на такие сборы, исходя из экономически обусловленных факторов. При этом, согласно положению о портовых сборах, такое право предоставлено исключительно порту как госпредприятию, реализующему государственную экономическую политику и государственные интересы. Но частной структуре не понравилось, что суда, идущие к их причалу, не получают скидок, предусмотренных для судов, работающих с портом «Южный». При этом в самом порту «Южный» отмечают, что к причалам «ТИСа» идти по акватории порта в два раза дольше, чем к причалам порта «Южный». «Мы считаем данное решение несправедливым и планируем оспорить его в суде», — сообщила пресс-служба порта. «Штраф — не самое худшее. Гораздо хуже то, что порт и государство начнут терять значительные средства от портовых сборов, которые теперь пойдут не в бюджет государства, а в карманы ловких бизнесменов. Поэтому решение АМКУ, который принял сторону не государства, а частной компании, мягко говоря, удивительное», — заключает член комитета Верховной Рады по транспорту и связи Алексей Бабурин. По мнению Александра Рябченко, решение Антимонопольного комитета создает опасный прецедент, который может привести к тому, что арендаторы и владельцы частных причалов будут подавать иски в суд на госпорты, а те лишатся выручки.

Битва за дно

Глава Госкомпредпринимательства Александра Кужель отмечает, что на совместном совещании ее комитета и Минтранса чиновники признали, что, несмотря на конституционный запрет частным компаниям проводить какие-либо работы на акватории, такие случаи имели место. Так, в 2005 году компания «ТИС» без согласования с портом «Южный» провела дноуглубительные работы в районе двух причалов — для того чтобы принимать крупнотоннажные суда. В январе 2009 года «ТИС-Руда» (правопреемник компании «ТИС») подала в Одесский областной хозяйственный суд иск с требованием к порту «Южный» выплатить более 51,3 млн. грн. в качестве компенсации за дноуглубительные работы. «Частная компания очистила акваторию и понесла затраты. Но это их затраты и их проблемы. Земля под водой никогда не будет принадлежать частной компании, и ее расходы не должно компенсировать государство», — резюмирует глава Госкомпредпринимательства. Кужель рассказала, что в ближайшее время Минтранс должен разработать и реализовать план мер, направленных на защиту порта «Южный» и других государственных портов от исков частных компаний.

Потери от аренды

Еще одна линия конфликта — аренда имущества портов частными компаниями. Большинство действующих ныне договоров по аренде заключалось в 2005-2006 годах, когда министром транспорта и связи был Николай Рудьковский. Позже государство выявило желание эти договоры расторгнуть. Так, 24 декабря 2008 года руководитель ГлавКРУ Николай Сивульский в письме на имя премьер-министра Юлии Тимошенко заявил о необходимости возврата двух причалов из аренды «ТИСа» порту «Южный». Ссылаясь на статью 4 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», он подчеркнул, что «объекты государственной собственности, которые имеют общегосударственное значение и не подлежат приватизации, не могут быть объектом аренды». Отметив, что государство теряет десятки миллионов прибыли, он предложил обязать Фонд госимущества прекратить всякие договорные отношения с СП «Трансинвестсервис» и вернуть причалы на баланс порта «Южный».

По оценкам комитета Верховной Рады по транспорту и связи, в общей сложности государственные порты теряют от сотрудничества с частными компаниями более $800 млн. в год. Возможно, что ситуация изменится после прихода нового министра транспорта и связи, на должность которого прочат народного депутата Тариэла Васадзе. Сам парламентарий уже отметил, что все конфликты в портах должны разрешаться с таким условием, «чтобы интересы государства в этом вопросе отстаивались и не пострадали».

Инна Михайловская

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Нынешняя власть уже вполне четко расставила приоритеты: фискальное давление на малый бизнес, ужесточение "верификации" субсидий. Теперь на очереди и доходы простых украинцев, а также все то, что они построили и обустроили в бурные 90-е и нулевые годы, естественно не уплачивая налоги.
21.09.19, ZN.UA
В ситуации с "Мотор Січ", активно обсуждаемой в отечественных СМИ, почему-то абсолютно выпала из поля зрения фигура таинственного "китайского инвестора", который может оказаться новым "лыжным инструктором" для предыдущей украинской власти.
21.09.19, Сегодня
Эксперты прогнозируют, что обострение противостояния между хуситами и саудитами может спровоцировать серьезный экономический кризис
20.09.19
Если Украина сможет провести анбандлинг НАК «Нафтогаз» до нового года, то у нее есть шансы выторговать у «Газпрома» долгосрочный контракт на транзит. В противном случае Москва будет настаивать на заключении лишь короткого контракта
Ринок землі насувається на Україну семимильними кроками. Нова влада дає зрозуміти, що не збирається звертати з наміченого шляху і мораторій незабаром буде скасовано. Раніше в Офісі президента та Кабінеті міністрів обмежувались загальними заявами про те, що ринок неодмінно буде впроваджений у 2020 році, не вдаючись у деталі. А напередодні команда Зе! у повному складі, за участі президента, прем'єра і профільних міністрів, представила свій план дій.
20.09.19, Сегодня
Госбюджет Украины на 2020 год может серьезно измениться ко второму чтению, намеченному на ноябрь. Об этом заявил премьер Алексей Гончарук, и с ним согласны финансовые аналитики. Главная причина грядущих изменений — слишком мало времени у нового Кабмина было на подготовку главной сметы страны, поэтому пришлось использовать консервативные наработки предыдущего правительства.
20.09.19, Сегодня
Допускать или не допускать иностранцев к рынку земли, который откроется в октябре следующего года? Этот вопрос вызывает наибольшую дискуссию среди заинтересованных лиц. А порой, как сыронизировал президент Украины Владимир Зеленский, даже перерастает в мифотворчество "про китайцев, арабов или инопланетян".
Президент и премьер много говорят об открытии рынка земли, но не говорят однозначно, позволят ли покупать землю иностранцам. Возможно, потому, что народ все еще против продажи земли как таковой.
19.09.19
19.09.19, Сегодня
Украинские предприниматели жалуются на налоговые новации, которые могут убить коммерцию в стране. Увеличения рентных платежей, налог на прибыль, штрафы за ошибки в документах – это предложения законопроекта № 1210. Как это может повлиять на бизнес и что рискует потерять Украина?
Новый состав Кабинета Министров пошел на примирение с НАК "Нафтогаз Украины". И тому есть сразу несколько причин.
18.09.19
17.09.19
16.09.19
13.09.19


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!