Евро-2012. За пять месяцев до момента истины. Часть вторая

Точка зору

9,8 млрд. грн., выделенных Верховной Радой на реализацию украинских проектов Евро-2012, по логике должны были бы вызвать всенародный вздох облегчения. Мол, ура! Наконец-то! Власти расшевелились и решили всерьез заняться самым глобальным проектом за всю историю независимой Украины. Во всяком случае, именно так был окрашен пафос народных избранников, призывавших первого июля голосовать за изменения в бюджет на внеочередном пленарном заседании ВР. Но либо депутаты лукавили, зная, о чем именно идет речь. Либо пиарились, не читая проект закона. Поскольку на самом деле реального рывка в подготовке страны к Евро-2012 новый закон не обеспечит. Во всяком случае, пока.

Поводов для осторожного пессимизма несколько.

Первый подвох кроется в источниках финансирования. Соглас­но решению депутатов, необходимые средства в случае превышения доходов над расходами должен поквартально выделять Нацбанк. Причем из собственной прибыли, которую он имеет, и за счет рефинансирования коммерческих банков из расчета порядка 16 процентов годовых. Что, согласитесь, для такого учреждения, как Нацбанк, не самое приятное известие. Тем более что примеров, когда банкиры хоть добровольно, хоть принудительно делились своей прибылью, не так уж и много. Но, что сделано, то сделано. К тому же дружное голосование в Раде по законопроекту, авторами которого являются депутаты от БЮТ и ПР, стало ассиметричным ответом на заявление Виктора Ющенко о том, что Кабмин жалеет деньги на финансирование Евро-2012. Ставя под угрозу реализацию проекта. Теперь деньги как бы нашли. Но явно не там, где хотелось бы Ющенко. Нацбанк — одна из его последних вотчин. И, как вы помните, в разгар прошлогоднего обвала гривни и прочих новаций Нацбанка глава государства сделал все, чтобы оставить г-на Стельмаха на боевом посту. Хотя обвинений в адрес главного банкира страны (в том числе и по поводу крайне непрозрачной валютной политики) хватило бы на пару-тройку увесистых томов. Ответный ход теперь за президентом. И, надо сказать, что здесь Виктору Андреевичу есть, где развернуться. Не ограничиваясь лишь малоэффективным вето. Во-первых, у Ющенко в руках эмиссионный механизм. Т.е. президент вместе с Правлением Нацбанка в состоянии запустить печатный станок. (Как он это уже сделал в июне, когда нужно было гасить газовые долги.) И обвинить в очередной раз Кабмин в неэффективной экономической политике, приведшей к эмиссии и инфляционному витку. Во-вторых, с помощью Нацбанка можно кулуарно, так сказать, «по знакомству», заблокировать получение очередного транша от МВФ. После чего опять же обвинить Кабмин в том же непрофессионализме. Правда, Тимошенко в долгу не останется. Но проект Евро-2012 от этого все равно не выиграет.

Вторая мина заложена в самом тексте законопроекта, который гласит, что данные изменения в бюджете подразумевают: «Реализацию государственной целевой программы по подготовке и проведению в Украине финальной части чемпионата Ев­ропы 2012 года по футболу, строи­тельство, реконструкцию, развитие и содержание сети автомобильных дорог, в том числе строительство и реконструкцию мостов государственной и коммунальной собственности (включая строительство железнодорожно-автомобильного мостового перехода через р.Днепр в г.Киеве стоимостью 650 млн. грн.), а также строительство метрополитенов в городах Днепропетровске, До­нецке, Киеве и Харькове». Взры­воопасность заключается в том, что по большому счету непосредственно к Евро-2012 данное обоснование расходования бюджетных средств имеет отношение весьма условное. Приорите­тами УЕФА при подготовке страны к финалу чемпионата являются стадионы, аэропорты и гостиницы. А уже после них мосты, дороги и прочие метрополитены. Не говоря уже о том, что в списке каким-то образом оказался Днепропетровск. Вылетевший, как известно, из числа принимающих городов еще 13 мая. Да и озвученная сумма явно не стыкуется с озвученными задачами. В смысле, что все — и дороги, и мосты, и метро — возникнут за 9,8 млрд. грн. Для того чтобы в этом убедиться, даже не нужно включать калькулятор. Судите сами. На строительство метро в Днепропетровске в сентябре 2008 года планировалось выделить 2,6 млрд. грн. В 2007 году Киев оценивал строительство 20 новых станций к Евро-2012 в 15 миллиардов. Согласно проекту, представленному прежним руководством Минтранса, метрополитен в Донецке стоит 5,7 млрд. грн. Ну и, наконец, в сущий пустячок должно обойтись бюджету метро в Харькове — где-то 200 миллионов. Так что даже, если отбросить громадье планов киевских властей, то в остатке уже имеем 8,5 млрд. грн. только на метро. Плюс конкретно обозначенные 650 миллионов на мост через Днепр в Киеве. Оставшиеся 650 миллионов явно не тянут на масштабное «строительство, реконструкцию, развитие и содержание сети автомобильных дорог, в том числе строительство и реконструкцию мостов»…Правда, один из соавторов законопроекта, депутат от ПР Борис Колесников, буквально сразу же после голосования заявил, что строительство метрополитенов в Донецке, Днепропетровске и Харькове пока может подождать. А все усилия, по мнению депутата, нужно сконцентрировать на львовском и донецком аэропортах с аэродромными комплексами и необходимыми дорогами. В том числе на кольцевой дороге вокруг Донецка, части трассы Львов—Киев, а также дорогах, выводящих на Харьков и Ростов-на-Дону. Но почему в таком случае эти объекты не отображены в законопроекте? И почему только аэропорты Львова и Донецка? Взлетно-посадочная полоса в харьковском аэропорту тоже ждет бюджетного финансирования. И для чего (и главное, кому) нужно было городить огород с метро в Днепропетровске? Правда, на сегодня конкретно обозначить все объекты, привязанные к Евро-2012, проблематично. Равно как абсолютно не ясен и механизм распределения пусть пока и виртуальных, но выделенных денег между городами. Плюс к этому абсолютно не понятно, кто именно и как именно будет ими распоряжаться.

А это в свою очередь означает, что вокруг проекта Евро-2012 по-прежнему бродит призрак большого распила.

Что касается Киева, то здесь и без метро отдельная драма. Еще первого июля мэр Киева Леонид Черновецкий и министр по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко должны были доложить Виктору Ющенко о своем видении решения проблемы с девятью гектарами земли возле НСК «Олимпийский». Тех самых, что находятся в частной собственности и без которых не может быть начато обустройство зоны вокруг стадиона. И хотя сам Ющенко уже назвал договоры аренды этой земли неправомочными, похоже, что ни мэр, ни министр пока ничего не придумали. Кроме того, Ющенко посоветовал Черновецкому выступить во вторник в Верховной Раде и попросить вернуть ему 1,13 млрд. грн., изъятых у Киева парламентом в госбюджет. В среду в парламенте Черновецкий замечен не был. Хотя, по его словам, именно эта сумма должна была быть направлена для подготовки столицы к Евро-2012, и без этих денег Черновецкий не видит возможности подготовки транспортной инфраструктуры столицы в 2009 году. В том числе завершения строительства транспортной развязки на Московской площади, а также строительства второй нитки главного канализационного коллектора. Без чего невозможно введение в эксплуатацию НСК «Олимпийский». То есть получается, что даже, если ценой неимоверных усилий и героического труда одни из самых низкооплачиваемых рабочих в мире все же завершат реконструкцию главной спортивной арены, то успешная сдача объекта упрется в канализацию. При этом похоже, что в КГГА (и не только) как-то подзабыли о том, что 13 мая в Бухаресте исполком УЕФА пока не оставил за Киевом права на финальный матч. И 31 августа г-н Черновецкий должен предоставить Мишелю Платини «достаточные доказательства того, что проблемы, отмеченные в докладах обзора проектов стадионов, будут решены с целью проведения финального матча Евро-2012 в Киеве». Если вспомнить эпопею со сносом ТРЦ «Троицкий», то вероятности того, что Платини получит полновесные гарантии, увы, немного. Не менее запутанная ситуация и с аэропортом Борисполь. С одной стороны, Кабмин утвердил план строительства временного терминала F, стоимостью 413 млн. грн. Этот терминал будет использоваться бюджетными авиакомпаниями и планируется к сдаче в 2010 году. Строится он будет исключительно за деньги самого аэропорта. С другой стороны, как минимум на пять месяцев затягивается плановое окончание работ терминала D, назначенное на второй квартал 2011 года. Что касается терминала Е, который планировала строить компания «Аэросвит», то вопрос все еще находится на уровне судебных разбирательств. Но даже если с судами и удастся разобраться, то все равно еще нужно будет искать инвестора…

Теперь на фоне всего этого креатива хотелось бы понять логику подготовки к Евро-2012 в Польше. С одной стороны, польское министерство финансов прогнозирует рост дефицита польского бюджета с 5,7 до
8,4 млрд. долл., и призывает к сокращению бюджетных расходов в условиях кризиса. С другой стороны, министр спорта и туризма Польши Мирослав Джевецкий заявляет, что расходы на подготовку к Евро-2012 ограничиваться не будут и финансирование всех проектов гарантировано. Помимо этого г-н Джевецкий напоминает, что поляки проводят такую тендерную политику, которая позволяет экономить от 25 до 40 процентов бюджета проекта. И добавляет, что, несмотря на рост дефицита госбюджета, не будет сокращаться еще и финансирование программы Orlik-2012, которая предусматривает к 2012 году сооружение стадионов с соответствующей инфраструктурой в каждом районном центре Польши…

Правда, экономией занялись и в Украине. Но специфической. С учетом местного колорита. Видимо, поняв, что бороться с попытками постоянного увеличения смет расходов на объекты к Евро-2012 сил одного Кабмина не хватит, Юлия Тимошенко пошла другим путем. 24 июня был создан общественный экспертный совет, который получит право на общественных началах проверять все сметы всех объектов, строящихся к Евро-2012. Фишка заключается в том, что во главе этого общественного совета поставлен один из заместителей главы КРУ, а в состав экспертов входят представители строительных компаний, конкуренты которых получили подряды на строительство в рамках проекта Евро-2012. Причем проверять будут не просто так, а за деньги. Поскольку, в случае обнаружения обоснованно доказанного завышения сметных расценок, проверяющим обещан один процент от сэкономленной суммы. Механизмы доказательной базы и прочих стыковок с законом пока не озвучиваются. Но теоретически, если допустить, что последняя смета расходов на реконструкцию НСК «Олимпийский» была завышена, скажем, на миллиард, то есть за что бороться. 10 млн. грн. на дороге не валяются. Тем более в условиях кризиса. Главное, чтобы к документам допустили…

Андрей Капустин

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢