5 причин, почему бензин в Украине не подешевеет вместе с нефтью

Точка зору

Многие украинцы следят за падением цен на нефть (марка Brent уже свалилась ниже $30 за баррель), и предвкушают скорое падение экономики страны-агрессора. При этом часто подсознательно возникает надежда, что и бензин в Украине хоть немного, но подешевеет. Нет, не надейтесь, говорят нефтетрейдеры. И на это есть пять причин.

1. ПОВЫШЕНИЕ НАЛОГОВ

Каждые 6-10 грн в цене литра топлива — это налоги, составляющие до 40% в стоимости нефтепродукта. Еще недавно в Украине взималась фиксированная ставка акциза в 202 евро за тонну бензина и 98 евро за тонну дизельного топлива. Но уже с 1 января, по новому Налоговому кодексу, акциз на нефтепродукты повысился на 13% — до 228 евро на бензин и 113 евро на дизтопливо. Верховная Рада повысила его на полгода. Акциз же на альтернативное моторное топливо повышен на постоянной основе с 99 до 141 евро за тонну. Позиция трейдеров такова: если бы не увеличение акциза, бензин мог бы подешеветь, но государство привыкло брать с продавцов бензина в несколько раз больше, чем они сами зарабатывают.

2. УДОРОЖЕНИЕ ДОЛЛАРА

Стоимость топлива напрямую зависит от курса гривны, ведь оно практически полностью импортное. А нацвалюта за два года подешевела в три раза, так что компенсировала троекратное удешевление нефти. Курс продолжает расти: в сентябре доллар стоил 22,7, а сейчас — уже более 25 грн. Причем, есть обидная связь девальвации с обвалом стоимости нефти: она ведь падает не сама, а тянеть за собой остальные виды сырья, в том числе и основу украинского экспорта – металлургическую и химическую продукцию.

«Нефть трейдеры покупают за валюту, потом обязаны продавать ее НБУ – и снова покупать, чтобы оплатить новые партии. При этом они получают валюту уже не по курсу НБУ, а у коммерческих банков, так что доллар обходится на полторы гривны дороже», – говорит директор специальных программ НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.

 

Привязка акциза к курсу евро означает все те же издержки – евро также дорожает.

3. ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

А еще с 1 января не действуют нормы закона «О мерах по стабилизации платежного баланса Украины», которые устанавливали, что светлые нефтепродукты являются товарами критического импорта. Что это значит? То, что долгосрочные контракты на поставку топлива оказались фактически заблокированы, уверяет Ассоциация объединения операторов рынка нефтепродуктов в Украине.

Дело в том, что теперь импортеры бензина и дизтоплива, согласно нормам НБУ, обязаны при импорте использовать аккредитивную форму расчета – оплачивать товар только после формирования окончательной цены. Но зарубежные поставщики нефтепродуктов требуют от наших нефтетрейдеров предоплаты. В результате, последние просят Кабмин вернуть их в "критичную" категорию, иначе они будут вынуждены применять серые схемы, чтобы накормить себя валютой.

4. ЖЕЛАНИЕ ПОВЫСИТЬ МАРЖУ

Трейдеры утверждают, что зарабатывают они сейчас мало.

«Сегодня средняя маржа $130-140 на тонне в зависимости от типа нефтепродуктов. В 2013-м она была от $140 до $185, и объем реализации был больше. Это означает, что доходов хватало и на покрытие постоянных затрат, и на окупаемость инвестиционных проектов. Сейчас покрытие инвестиционной части значительно уменьшилось», – уверяет директор сети АЗК WOG Сергей Корецкий.

 

По всей видимости, продавцы попробуют воспользоваться удешевлением нефти для того, чтобы маржу несколько увеличить. Ведь, по их словам, затраты на содержание тех же автозаправочных станций тоже увеличились: это зарплаты сотрудников, электроэнергию и т.д.

Впрочем, помешать этому может Антимонопольный комитет, который еще осенью направил компаниям обязательные для рассмотрения рекомендации привести цены к экономически обоснованному уровню. Тогда трейдеры ответили, что причин для понижения не видят. Но судя по тому, что правительство вновь «наседает» на АМКУ, требуя разобраться с ценами на бензин, в покое автозаправки тот не оставит.

Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин провел встречу с операторами рынка нефтепродуктов, чтобы разработать формулу ценообразования на нефтепродукты в зависимости от цены нефти на мировом рынке. После этой встречи чиновник сообщил, что будет создана постоянно действующая консультационно-аналитическая группа с участием Минэкономики, ГФС, НБУ.

«Министерство будет отслеживать ценовую политику компаний, при необходимости к анализу цен также будет привлекаться Антимонопольный комитет Украины с соответствующим инструментарием», – сказал Демчишин.

5. ДЕМПИНГ "БОДЯЖНИКОВ"

Многие вопрошают, почему разница в стоимости бензина на разных АЗС достигает 5 гривен. Но, как объясняют владельцы крупных сетей АЗС, более дешевый бензин продают те, кто использует серые схемы. В тени находится треть рынка – операторы АЗС не платят налоги, производят смесевые топлива. В первую очередь бензины, потому что с дизелем это сделать сложнее. Чтобы бороться с таким демпингом, «легалы» просят ввести электронные акцизные накладные на все нефтепродукты и компоненты к ним.

Новини

26 Квітня 2024

ЄС закликають до більш активних дій щодо припинення імпорту російської сталі та ЗРС

Експорт сталевого брухту з Японії знизився на 4,6%

JSW очікує видобуток вугілля у 2024 році на рівні 13,5 млн тонн

Запоріжсталь має намір підвищити якість металопродукції

Уряд зберіг чинний тариф на електроенергію для населення до кінця травня

Індія дозволила російським компаніям страхувати танкери з нафтою, щоб обійти санкції 

Низька інфляція під час війни може нашкодити – економіст

Україна може втратити до 2% ВВП через обстріли енергетичної інфраструктури

Світове виробництво DRI у січні-березні збільшилось на 7,4%

З початку року машинобудівники ДТЕК виготовили п’ять вугільних комбайнів

Vale за результатами I кварталу скоротила чистий прибуток майже на 13%

Tata Steel відхилила план профспілок щодо збереження доменної печі

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

ВСІ НОВИНИ ⇢