Подробнее Запомнить город


Миллионы вылетают в трубу

Экономические известия

Для осуществления перспективных проектов в топливно-энергетическом комплексе украинские власти и компании делают ставку на услуги зарубежных консалтинговых компаний, которые зарекомендовали себя на международном рынке. Но это не гарантирует скорой реализации амбициозных планов даже в случае положительных выводов технико-экономического обоснования (ТЭО).

Немалые государственные и частные вложения в консалтинговые услуги рискуют быть потрачены впустую из-за превалирующего в энергетике политического фактора или отсутствия поддержки со стороны инвесторов. Но это не мешает активной работе украинской стороны с западными консультантами даже в условиях финансового кризиса. Секретариат президента делает ставку на британскую компанию Mott MacDonald, которой в свое время «Укртранснефть» доверила составление ТЭО по строительству нового высокотехнологического нефтеперерабатывающего завода в Украине.

«Компания Mott MacDonald намерена способствовать привлечению инвестиций для модернизации газотранспортной системы Украины в соответствии с общим заявлением по модернизации украинской ГТС от 23 марта. Соответствующее намерение представители Mott MacDonald огласили во время встречи с уполномоченным президента по вопросам энергобезопасности Богданом Соколовским, отметив готовность к продолжению сотрудничества с Украиной в газовой сфере. Стороны также обсудили перспективы предоставления консалтинговых услуг компании на энергетическом рынке Украины, проведения маркетинговых исследований»,— говорится в сообщении пресс-службы Виктора Ющенко.

В нем также отмечается, что британские консультанты ознакомлены с позицией президента, который настаивает на том, что «украинская власть должна стать ключевым игроком на внутреннем рынке нефтепродуктов и гарантировать надежность и практическую диверсификацию поставок нефти». «В этом контексте стороны отметили целесообразность углубленного изучения экспертами Mott MacDonald экономических и технических возможностей модернизации действующих или строительства нового НПЗ в Украине, перспективы рынков сбыта нефтепродуктов, которые должны соответствовать европейским стандартам, а также содействие со стороны компании привлечению иностранных инвестиций по этим проектам»,— резюмирует пресс-служба.

О затратах, которые может повлечь сотрудничество с Mott MacDonald, в сообщении не упоминается — говорить о его дальнейших масштабах и, соответственно, финансовых расходах пока преждевременно.

При этом не добавляет оптимизма история с неоднократным привлечением западных консультантов для составления ТЭО проекта по транспортировке каспийской нефти в Европу «Одесса — Броды», реализации которого с 2002 г. мешают политические перипетии. Зато каждый раз, когда принималась инициатива об изменении каких-то технических деталей проекта, требовалось новое ТЭО, чтобы доказать потенциальным инвесторам их экономическую целесообразность. Всего на данный момент по Одесса — Броды составлены пять ТЭО. Стоимость консалтинговых услуг по каждому из них, если базироваться на официальных заявлениях чиновников,— около $2 млн. Являются ли эти затраты окончательными (почти $10 млн.) и когда они окупятся — неизвестно. Реализация проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), составной частью которого является нефтепровод Одесса — Броды, будет продолжаться, очевидно, еще не один год. Поэтому вопрос финансирования услуг по составлению ТЭО, утверждение которых предшествует подписанию окончательных договоренностей, по-прежнему актуален.

Не исключено, что не менее затратной и долгосрочной окажется и идея по привлечению инвесторов для модернизации украинской ГТС. Брюссельская декларация сразу после своего появления столкнулась с мощным противодействием не только со стороны России, но и отдельных политических сил в Украине. Кстати, планы по строительству нового НПЗ в нашей стране также пока далеки от реального осуществления, хотя прошлогодние исследования Mott MacDonald подтвердили их экономическую целесообразность.

Одесса — Броды и ЕАНТК

Идея проекта строительства ЕАНТК, составной частью которого является нефтепровод Одесса — Броды, возникла в середине 1990-х гг. Она предусматривает строительство нового транспортного коридора, который позволит поставлять каспийскую нефть в страны Западной и Центральной Европы. 12 июля 2004 г. в Варшаве создано международное трубопроводное СП «Сарматия». Его участниками стали PERN Przyjazn S.A. и ОАО «Укртранснефть», к которым впоследствии присоединились госнефтекомпании Азербайджана, Литвы и Грузии. 24 апреля 2009 г. на общем собрании акционеров «Сарматии» утверждено ТЭО проекта ЕАНТК, подготовленное консалтинговой компанией Granherne Limited совместно с компаниями Purvin&Gertz и Greengate Llc. В середине июня 2009 г. Украина передала ТЭО экспертам Еврокомиссии для изучения. Стоимость реализации ЕАНТК на базе нефтепровода Одесса — Броды, согласно последнему ТЭО,— $2-8 млрд. в зависимости от объемов и маршрута транспортировки нефти. 23 марта 2009 г. по итогам международной конференции в Брюсселе украинским правительством, Еврокомиссией и европейскими финансовыми институтами подписано совместное заявление по вопросам модернизации украинской ГТС. Стоимость соответствующих проектов может составить от $3 млрд.

Светлана Долинчук

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Дайджест
З 2014 по 2019 залізничні перевезення в України зменшилися на 74 млн тонн або майже на 20%. Усі інші види перевезень за цей час виросли, в т.ч. автомобільні - на ті ж 70 млн тонн. Залізнична інфраструктура деградувала, а УЗ інколи майже зупинялася.
Кабмин предлагает развивать титановую отрасль Украины, а также использование этого металла в промышленности. Благо запасы позволяют. При этом в выигрыше могут оказаться структуры Дмитрия Фирташа
01.10.20, Сегодня
Последний квартал 2020 года ожидается сложным для украинцев. Экономисты прогнозируют, что в полной мере проявятся все негативные факторы, потенциал которых накопился за полгода.
30.09.20
В конце июля Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона "О публичных закупках" о создании предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности", который содержит требование о локализации производства техники в Украине на уровне 25-40%.
29.09.20
Европейский союз может ввести специальный налог на всю продукцию, которая поставляется из Украины. Почему это может произойти.
После колоссальной прибыли в 2019 году "Нафтогаз Украины" получил многомиллиардные потери в первой половине текущего года. И кризис, вызванный эпидемией коронавируса, далеко не единственная причина столь плачевной ситуации.
28.09.20
Евросоюз пойдет на жесткие меры, ограничивающие доступ к европейскому рынку для конкурентов не из ЕС, которые получают государственные субсидии.
28.09.20, Капитал
Если сейчас Украина экспортирует на 20 млрд дол агропродукции, то даже увеличив урожайность вдвое-втрое, а значит и экспорт, то это будет 40-60 млрд. Для сравнения экспорт Польши 259 млрд, а маленькой Словакии — 90 млрд. О каком развитии может быть речь?
25.09.20
В Украине снова планируют существенно повысить ставки экологического налога, но при этом почти не направлять полученные деньги на охрану окружающей среды. Очевидно, задача такого налогообложения – закрывать дыры в бюджете
Спрос на нефть, резко упавший в пандемию, может восстановиться не раньше 2023 года, говорится в исследовании Argus Consulting. В 2020 году сокращение потребления аналитики оценивают в 8,3 млн б/с, или около 8% от уровня 2019 года.
24.09.20
23.09.20
21.09.20
18.09.20
17.09.20
16.09.20
15.09.20
14.09.20
11.09.20
08.09.20
07.09.20
04.09.20
03.09.20
02.09.20
01.09.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!