Подробнее Запомнить город


Здавалося б, до чого тут ЄВРО-2012?…

размер текста:

Виноват не кризис, а маразм…

Нужно иметь вместо головы футбольный мяч, чтобы считать непрекращающиеся злоключения ЕВРО-2012 в Украине проблемами исключительно "спортивно-организационного" порядка. В судорогах подготовки украинских городов к ЕВРО-2012 красноречиво проявляются все дефекты нынешней административно-политической системы Украины, основанной на центр-периферической асимметрии в отношениях между центром и регионами.

Давайте наконец-то откроем глаза на очевидные факты.

Факт первый: по окончании десятилетия гигантских строек и дешевых денег, в крупнейших городах Украины, включая столицу, так и не появилось достаточного количества комфортабельных отелей, качественных дорог, современных стадионов и развитой жизненной инфраструктуры.

Виноват в этом не глобальный финансовый кризис, а отечественный вертикально-интегрированный маразм.

Факт второй: государство оказалось неспособным решать не то что масштабные, но и даже точечные модернизационные задачи. То, что вопросы строительства стадионов в нашей стране решаются едва ли не на уровне СНБОУ, говорит о неспособности чиновников руководить серьезными проектами.

Факт третий: на примере подготовки украинских городов к ЕВРО-2012, существующая модель отношений между центром и регионами продемонстрировала свою откровенную ущербность и полную исчерпанность.

Поручение президента мэрам городов "сформулировать предложения, связанные с фискальной политикой государства, чтобы города получили преференции на 2010-2012 годы в части изъятия (средств) из местного бюджета в госбюджет" – это пролог и эпилог ко всему выше сказанному.

Если воспринимать все происходящее исключительно в "спортивном" ключе и думать о краткосрочной эйфории иностранных болельщиков, а не о депрессивных условиях жизни своих сограждан, то можно "пустить на футбол" какой-нибудь очередной транш МВФ, пережить позор до окончания чемпионата и спокойно жить дальше, выплачивая проценты.

Но если подходить к проблеме критически и основательно, то нужно делать далеко идущие выводы – необходим серьезный пересмотр всей системы управления развитием. Начиная с конституционно-политического уровня и заканчивая бюджетным.

На центральном уровне существует отраслевая статистика и несколько десятков отвечающих за нее чиновников, в то время как настоящая жизнь миллионов людей и реальные социально-экономические процессы проходят на местах. Думать сегодня нужно в первую очередь о ремонте этого рушащегося фундамента и первых этажей системы.

Не надо забывать, что кроме футболистов в Украине должны нормально жить и работать учителя, врачи, ученые и простые рабочие, которые все это торжество европейского футбола увидят в лучшем случае по телевизору.

По моему убеждению, любые изменения в Конституцию и любые "дорожные карты" реформ являются бессмысленными, если они не направлены на децентрализацию власти, модернизацию системы местного самоуправления и повышение эффективности экономик городов.

То есть если они ничего не меняют в повседневной и непосредственно воспринимаемой жизни простых людей на местах.

"Спецстатусом" по бездорожью и разгильдяйству…

Подготовка украинских городов к ЕВРО-2012 показала, что любой национальный модернизационный проект должен начинаться с пересмотра статуса и отношения к крупнейшим украинским городам.

Именно на них сегодня держатся целые экономические регионы Украины. Именно в них создается основное национальное богатство и национальные возможности. Я убежден, что акцент на развитии украинских мегаполисов Киева, Харькова, Донецка, Днепропетровска, Одессы и Львова может заложить основу новой модели национального роста.

Если говорить о необходимости форсированной модернизации, а не о "поселенческом коммунизме", то административные и финансовые инвестиции в эти города дадут наибольший мультипликационный эффект для экономики и повышения конкурентных показателей страны.

К тому же, период экономического роста, где основные акценты делались на дозагрузку простаивающих мощностей, перепродажу земельных участков и открытие офисов крупных компаний в Киеве, закончился безвозвратно.

Возможности для дальнейшего роста нужно искать в крупных городах с высоким экономическим потенциалом.

Пусть не покажется это дискриминацией жителям других городов, но обеспечение перехода "середняков" в лидеры, перепланирование географии продуктивных сил и реанимация депрессивных территорий – это отдельные вопросы, которые в рамках действующей административно-политической системы, не меняя ее, решить невозможно.

Чтобы не деградировать всем вместе, нужно попробовать "прорываться" хотя бы группами. Главное – начать движение к регионально- и качественно ориентированной системе управления развитием.

Депутатское объединение "За Харьковщину!" в Верховной Раде Украины VI созыва инициировало обращение к лидерам крупнейших политических сил с предложением – в рамках внесения изменений в Конституцию, курса на децентрализацию власти и реформу системы местного самоуправления – рассмотреть вопрос о предоставлении "особого статуса" крупнейшим городам Украины – Харькову, Львову, Донецку, Одессе, Днепропетровску.

Подобные конституционные нововведения будут соответствовать и реализуют на практике положения Европейской Хартии местного самоуправления и Рекомендации Совета Европы №48 (1998), 102 (2001) относительно местной и региональной демократии в Украине.

Идея состоит в предоставлении такого статуса крупнейшим городам Украины на основании комплекса объективных характеристик: стратегическое значение для национальной экономики и обороны, демографические показатели, высокая доля местных предприятий в ВВП, культурно-историческое значение, географическое положение.

За городами с "особым статусом" закрепляется право на исполнение отдельных административных функций, связанных с размещением официальных резиденций премьер-министра и президента государства, отдельных органов власти, штаб-квартир международных экономических проектов и интеграционных объединений с участием Украины.

Конкретные особенности социально-экономического развития городов с "особым статусом" должны быть определены в рамках отдельных законов по каждому из городов. Сама категория "особый статус" на этапе принятия этих законов может иметь различное практическое наполнение, в зависимости от глубины курса на децентрализацию власти и соображений экономической стратегии.

Можно ограничиться возложением дополнительных обязанностей на руководителей местной власти по обеспечению функций, связанных с исполнением отдельных административных функций, предусмотрев дополнительные статьи госрасходов на развитие и поддержание соответствующей инфраструктуры.

Можно пойти дальше и закрепить за экономиками этих городов отдельные адресные стимулы и преференции в межбюджетных отношениях.

Львов в рамках такой модели, как крупнейший культурно-исторический центр и приграничный мегаполис на границе с Евросоюзом, мог бы получить значительные экономические выгоды, связанные облегчением режима пересечения границы, концентрацией таможенных сервисов, стимулами для открытия представительств европейских компаний.

Харьков, как первая столица Украины, крупнейший город на границе с Россией, второй по численности город страны, крупнейший после Киева центр науки, образования, культуры и высокотехнологичного производства, мог бы получить преференции для стимулирования инновационной деятельности, объединения науки, образования и производства.

Донецк – "индустриальное сердце" Украины – мог бы получить большую долю самостоятельности в вопросах модернизации местных предприятий, решении экологических и социальных проблем.

Днепропетровску, как центру машиностроения и ракетно-космической отрасли, жизненно необходимы стимулы, связанные с финансированием профильной науки, трансфера технологий и производства.

Что касается Одессы, то, кроме стимулирования ее портового и курортного потенциала, городу в экстренном порядке нужны ресурсы для решения острейших проблем в системе ЖКХ.

Это предложение не имеет никакого отношения к пресловутому "ПИСУАРному сепаратизму". Практика предоставления "особого статуса" крупнейшим портовым, приграничным, культурно-историческим и промышленно-инновационным центрам имеет широкое распространение в Европейских странах.

Подобный статус, со своей спецификой и местными особенностями, имеют сегодня такие города как Санкт-Петербург, Бонн, Мюнхен, Кельн, Франкфурт-на-Майне, Лейпциг, Нюрнберг, Гамбург, Милан, Венеция, Генуя, Болонья, Неаполь и многие другие.

Если коротко, то в "старой" Европе, по мере урбанизации, многие крупные города становились самостоятельными территориальными единицами с особым статусом, едиными органами власти и дополнительными полномочиями.

Так, в Швеции Гетеборг и Мальме сочетают в своей компетенции права коммуны и округа. В Италии в 1990 году были расширены административные права Турина, Милана, Венеции, Генуи, Болоньи, Флоренции, Неаполя и других городов, что поставило их между коммунами и провинциями.

Законодательство ФРГ выделяет в особую административную категорию "внеокружные города", сочетающие в своих полномочиях элементы прав городов и земель. Казалось бы, причем здесь футбол?Ноименно с футболом, стадионами и прочей инфраструктурой в этих городах почему-то нет никаких проблем...

От полумер к новой модели…

В независимости от того, будут услышаны наши конституционные инициативы или нет, в ближайшее время я планирую зарегистрировать в парламенте законопроект, в соответствии с которым, на период 2009-2012 состоится частичное перераспределение бюджетных средств между центральным бюджетом и бюджетами Донецка, Львова, Киева и Харькова.

Если в этих городах будет оставаться 100% налогов с доходов физических лиц, 100% поступлений от административных штрафов с нарушителей ПДД, 43% единого налога с субъектов малого предпринимательства (юридических лиц), 100% сбора за загрязнение окружающей среды и 100% налога с собственников транспортных средств, 100% налога с земли, 50% налога на прибыль – это позволит хоть как-то свести "концы с концами" городам, продолжающим подготовку к ЕВРО-2012.

Прекрасно понимаю, что это только временная полумера. Но если украинский чиновник больше трепещет перед "уефой", чем перед собственной совестью, то нужно пробовать пробивать стену футбольным мячом.

Хотелось бы включить в этот список еще Одессу и Днепропетровск, где проблем не стало меньше после известного решения УЕФА, а также многие другие города и городки. Но это уже тема для других законов и для отдельной дискуссии.

Хотелось бы, чтобы ЕВРО-2012 не прошло для Украины даром и в конвульсиях подготовки украинских городов к чемпионату начала зарождаться новая модель экономического самоуправления.

 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Пока министр был в командировке, Кабмин отменил два постановления, предполагающих реформу ГФС.
Назначение Якова Смолия главой НБУ может стать положительным сигналом для западных кредиторов, но не повлияет на экономический курс Нацбанка.
Цена российского газа является привлекательной для Украины благодаря решению Стокгольмского арбитража - Коболев.
19.01.18
Якову Смолию придется решить немало проблем во всех сферах, которые касаются полномочий Нацбанка.
19.01.18, ubr.ua
Казначеи говорят о новом подорожании валюты, но затем обещают откатить ее курс.
Общий финансовый риск результатов Стокгольмского арбитража на данный момент составляет для "Нафтогаза", а следовательно, и для платежного баланса страны - более $3 млрд в 2018 г. и $1 млрд в 2019-м.
19.01.18, Сегодня
Госстат стал учитывать в расчетах инфляции больше товаров. Эксперты: цифры будут реальнее.
Во время отпора вооруженной агрессии в зонах безопасности, прилегающих к району боевых действий, разрешается ограничениe прав человека.
18.01.18
Запровадження податку на виведений капітал схвалили уряд і президент. Втім, у перший рік дії нового податку можуть суттєво зменшитися надходження до бюджету. Як бути уряду, і про що свідчить міжнародний досвід?
18.01.18, ubr.ua
Единственные, кто позволит себе держать проценты на текущем уровне, — это небольшие финучреждения.
17.01.18
16.01.18
15.01.18
13.01.18


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!