Подробнее Запомнить город


Какое общество мы хотим построить?

16.06.09 , Дело
размер текста:

Серьезные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, нельзя решать на том уровне мышления, на котором они были порождены.
Альберт ЭЙНШТЕЙН

Кризисное состояние украинского общества является данностью, которую единодушно признают отечественные политики и государственные служащие. Но такого единодушия у них нет в отношении причин этого кризиса. Ю. Тимошенко, В. Янукович, Л. Кравчук, В. Яворивский, Н. Томенко, Б. Колесников, С. Кивалов, М. Чечетов, другие отечественные чиновники и политики причину всех бед видят в том, что президента Украины избирает народ. Президент Украины во всем обвиняет правительство Ю. Тимошенко. Большинство украинцев такой причиной считают рыночную безграмотность и непрофессионализм всех, в том числе и Президента. Эта множественность взглядов на причины болезни общества порождает множество рецептов ее лечения — одни предлагают внести изменения в избирательную систему, другие — избирать президента в парламенте, третьи — заменить всех политических игроков.

Сегодня значительная часть украинского общества связывает оздоровление страны с приходом к власти молодых политиков, например, А. Яценюка. На первый взгляд, такое мнение является правильным и единственно верным. Но это только на первый взгляд. Потому что при более глубоком и детальном исследовании этой проблемы оказывается, что приход молодых к власти не является гарантией оздоровления страны. Не исключено, что будет так, как случилось с В. Ющенко, которого тоже считали молодым политиком. Потому что главной причиной кризиса нашего общества является не возраст политиков, а ошибочность парадигмы, которая определяет и направляет их мышление и практические действия при разработке стратегии и тактики развития общества.

Термин «парадигма» в науку ввел американский физик, историк и философ науки Т. Кун. Он понимал парадигму как набор убеждений, ценностей и техник, которые признаются абсолютно верными и истинными суждениями о мире и процессах в нем, которые через систему образования и воспитания «вкладываются» в сознание людей и благодаря этому обретают способность направлять и регулировать человеческое мышление и человеческие практические действия. Творцами парадигм, как правило, являются известные ученые — И. Ньютон, Ч. Дарвин, А. Эйнштейн и другие, кто формулирует авторское видение определенных явлений и процессов, возлагая на плечи других обосновывать истинность предложенной ими картины мира или его части. Со временем термином «парадигма» начали пользоваться для объяснения регуляторов и направляющих любой практической деятельности общественных индивидов. Сущность и функции парадигмы американский специалист по самоменеджменту С. Кови объяснял при помощи такой жизненной ситуации. Поздно вечером в вагон нью-йоркского метро зашел мужчина с тремя детьми. Людей в вагоне было немного, можно думать, что они возвращались с работы, были утомлены, углубились в свои мысли и переживания. Мужчина сел, обхватил голову руками и не обращал никакого внимания на детей. Дети же бегали по вагону, плакали, кричали, мешали взрослым пассажирам. Те не выдержали и в достаточно жесткой форме попросили отца повлиять на своих детей. Мужчина вышел из оцепенения, попросил прощения и объяснил, что поведение детей вызвано смертью их матери только что в больнице. После этих слов отношение пассажиров к детям резко изменилось: дети оказались на руках у взрослых, им сочувствовали, успокаивали, предлагали подарки детям и помощь отцу.

Значит, парадигма представляет собой субъективную мировоззренческую установку, которая вызывает к жизни систему практических действий индивида в определенной ситуации на основании ее восприятия и понимания. Изменение парадигмы — это переход человека от одной системы восприятия ситуации, мышления о ней и практического действия в ней к другой системе, порожденной получением новых данных и новой информации об этой ситуации. Такое изменение мировоззренческих ориентиров является нормальным явлением — каждый из нас, например, изменит свое отношение к кому-либо, когда узнает, что тот, кого мы считали своим другом, «льет на нас грязь» и пытается «вытирать о нас ноги» за нашей спиной.

Функцию парадигмы при перестройке общества выполняет доминирующая в нем концепция человека. За этими словами просматривается утверждение, что члены любого общества при его перестройке ориентируются на знания о человеке, его сущность, процесс формирования и развития; что, образно говоря, общество во все времена и у всех народов перестраивается по образу и подобию людей, которые живут в нем и его строят. Такую функцию концепции человека на каждом шагу подтверждают практические работники: отрасли народнохозяйственного комплекса сориентированы на удовлетворение потребностей, интересов и вкусов людей, управление этим комплексом осуществляется с учетом требований человеческого фактора, а история человечества трактуется как история реализации человеческих потребностей, интересов, вкусов, способностей. Термином «человек» активно пользуются и отечественные теоретики при попытке объяснить причину тех или иных общественных явлений и спрогнозировать их динамику в пространстве и времени. Для примера можно взять обсуждение на страницах «Дня» проблемы жадности отечественных чиновников — в этом случае почти все эксперты прибегли к использованию термина «человек». Так что у нас есть основания утверждать, что термин «человек» сегодня является основным в отечественном обществоведении. И, следовательно, в педагогике, политике, социологии, менеджменте, других сферах практической жизни людей. Он определяет мышление практических работников этих сфер и этим самым демонстрирует свою способность выполнять функцию парадигмы при перестройке общества.

Сегодня отсутствует общепризнанное и принятое определение человека, поэтому каждое общество выбирает для парадигмы ту теоретическую модель человека, которая является доминирующей в нем. В Украине до и после обретения независимости в роли парадигмы используется концепция человека как живого существа, в которое превратилась обезьяна, в течение тысячелетий сотрудничавшая и общавшаяся с другими обезьянами. В этой концепции человека акцент сделан на природную сущность человека, на решающую роль естественных потребностей и функций в обеспечении существования и развития общества. Именно поэтому абсолютно все учебники по экономике при объяснении общественного производства цитируют слова Маркса и Энгельса о том, что люди, чтобы жить, должны есть, пить, иметь жилье, что из-за отсутствия в природе нужных для них средств существования вынуждены самостоятельно производить необходимые им предметы потребления и средства производства. Такой взгляд на человека можно назвать природным, в его основе лежит отождествление человека с его природным организмом, его потребностями и функциями.

Такое понимание человека выполняло функцию парадигмы общества в Украине в течение десятилетий. Оно нормально воспринималось людьми и казалось им правильным и обоснованным. Обусловлено это тем, что на том этапе своей истории украинское общество решало проблему физического выживания. Голодомор, постоянные очереди даже за хлебом, не говоря уже о молоке и мясе, заставляли смотреть украинцев в сторону удовлетворения своих естественных потребностей и обеспечения своих естественных функций. Обусловлено это и тем, что на том этапе украинской истории решающей производительной силой общества была физическая сила людей, а его девизом — союз серпа и молота.

Сегодня настало время отказаться от марксистской модели человека по нескольким причинам. Во-первых, потому, что ее доминирование в обществе несколько упрощает и обедняет содержание и смысл жизни человека. Чтобы убедиться в этом, достаточно, к примеру, провести объективный анализ и беспристрастную оценку рекламной информации, звучащей с отечественных телеэкранов. Там в каждом эпизоде звучат призывы к борьбе за телесное совершенство и сексуальную привлекательность, пропагандируется материальная обеспеченность и высокая престижность профессий, в основе которых лежит эксплуатация организма и его природных задатков, — спортсменов, моделей, других. Все богатство событий и явлений в культуре на некоторых отечественных телеканалах ограничено изображением убийств, поисков убийц и заказчиков, сценами из фильмов ужасов, актами физических наслаждений в постели и т.д.

Еще более убедительным доказательством того, что в Украине человек сводится к его телу, является отношение власти к труду людей пенсионного возраста: тебе исполнилось 60 лет — не имеешь права работать; «стукнуло» 65 — уходи с руководящей должности (так было недавно). И это при том, что человек физически здоров, хочет работать и владеет самым ценным достоянием современного производства — многолетним опытом профессионального исполнения обязанностей, интеллектом и мудростью.

О решающей роли организма в жизни общества прекрасно знают политики. Сегодня президенты и другие «царствующие особы» любят демонстрировать способность своего организма бороться с неприятелем на борцовском ковре, сидеть на месте второго пилота суперсовременного истребителя, носить бревна на плечах, копать ямку для саженцев и т.д. Кое-кто из них позволяет себе появиться перед журналистами в модных плавках с целью продемонстрировать способность организма держаться на воде и подтягиваться на турнике. Это делается с единственной целью: убедить своих соотечественников, что их тело в состоянии быть президентом или мэром столицы. И люди верят. И отдают голоса на выборах за такие организмы.

Без сомнения, удовлетворение естественных потребностей людей, обеспечение здоровья, совершенства и сексуальности их тела является важной стороной жизни каждого общественного индивида. И пусть ему, как говорится, хочется и можется! Но ведь не хлебом единым жив человек!

Во-вторых, необходимость отказаться от услуг марксистской концепции человека вызвана и тем, что Украина стала на путь строительства общества с рыночной экономикой. Известно, что на этапе интеллектуальной экономики в развитых рыночных странах тон задают носители компетентности и таланта, а не мастера серпа и молота. Сегодня прогресс возглавляют страны, в которых больше творцов инноваций и ноу-хау, коммерческих идей и технологий, интеллектуального капитала и интеллектуальной собственности. Страны, в которых много людей предприимчивых, творческих, самобытных и неповторимых. Наша собственная независимая история свидетельствует, что марксистская концепция человека не способна выполнять функцию парадигмы при строительстве рыночной экономики. Обусловлено это тем, что «человек» является научным понятием.

В понятии, как известно, отображаются общие характеристики познаваемых объектов. Эти признаки составляют содержание понятия. К общечеловеческим признакам человека принято относить прямохождение, большой объем мозга, художественнообразное мышление, нравственность, общественное производство и др. Употребляя термин «человек» для характеристики и оценки поведения отдельного представителя Homo sapiens или группы таких представителей, мы этим самим признаем, что все эти персоны являются носителями названных (и не названных) общечеловеческих признаков, что в фундаменте их деятельности лежат одинаковые механизмы и что при попытке объяснить их действия и поступки следует исходить из факта решающего влияния на них названных (и не названных) общечеловеческих признаков.

В свете современных взглядов на человека, его сущность и его природу понятие «человек» непригодно для объяснения причин действий и поступков конкретных сознательных личностей потому, что в реальной действительности причиной истинно человеческих, творческих и красивых практических действий и поступков индивидов являются их неповторимые, неординарные, индивидуальные и самобытные ( а не общие) признаки и свойства. Настоящие творцы истории не такие, как все люди, — в них помимо общечеловеческих признаков и характеристик есть что-то из того, что делает их неповторимыми и самобытными личностями. Субъектом истории является не человек вообще, а Сократ, Александр Великий, Наполеон, Маркс, Эйнштейн, Моцарт и многие другие всемирно известные личности. Именно благодаря таким общественным индивидам только на нашей памяти появились космические корабли и атомные станции, компьютеры и мобильные телефоны, маркетинг и генная инженерия. Без таких людей человечество и сегодня пребывало бы в Божественному раю вместе с Адамом и Евой.

В свете современной концепции человека общественный индивид предстает пред нами органическим сплавом общечеловеческого и личностного, социального и индивидуального. При этом общечеловеческое более-менее подвергается опознанию, индивидуальное же открывается только самому индивиду, но не всегда, не всем и не полностью. Для обозначения общечеловеческого в этом индивиде мы пользуемся термином «человек», для обозначения органического единства в себе общечеловеческого и индивидуального сам индивид прибегает к услугам местоимения «я». Все это является основанием для вывода, что настоящим субъектом и творцом общества является «Я» общественного индивида, прежде всего та часть этого «Я», которая характеризует его индивидуальность, неповторимость, самобытность, его самость («Я» сам (-а). Это является также основанием для утверждения, что источником и побуждением к практическим действиям и поступкам индивида являются потребности, интересы, вкусы, способности его «Я».

Современные исследования показывают, что решающая роль в энергетическом и информационном обеспечении практических действий и поступков общественного индивида принадлежит энергии его «Я». Эта сила подчиняет себе физико-биологическую и химическую энергию человеческого тела (технологии йогов). Знание человека о своем «Я» (образ «Я») определяет успешность (неуспешность) практических действий и поступков индивида, уровень его физического, интеллектуального и духовного здоровья. Сегодня если не все, то значительная часть исследователей человека убеждена, что совершенное и мудрое «Я» общественных индивидов в состоянии построить здоровое и мудрое общество.

Есть другие причины отказа от нынешней парадигмы обществоведения. Но и упомянутого достаточно для того, чтобы сделать вывод, что парадигмой рыночного общества является «Я» человека. Это значит, что рыночное общество мы не построим до тех пор, пока не обеспечим формирование в стране достаточной массы творческих, предприимчивых, самодостаточных, порядочных, мужественных и мудрых граждан. Это значит также, что выход Украины из кризисного состояния станет реальностью не столько тогда, когда к власти придут молодые политики, сколько тогда, когда политики (молодые и немолодые) найдут в себе мужество отказаться от услуг концепции человека в пользу концепции «Я» (образа «Я») для разработки стратегии вхождения Украины в круг цивилизованных стран Европы.

Первым шагом на этом пути должно стать доведение до сознания тех, кто имеет дело с социализацией молодежи, ее образованием и воспитанием, идеи решающего влияния «Я» человека на общество. Этот шаг в жизни новых парадигм является самым трудным потому, что новые идеи, как «славные маленькие женщины, не отдаются мужчинам с лягушачьей кровью» (Ницше). Понять и взять на вооружение идею «Я» могут только мужественные, творческие и духовно здоровые личности. Это — во-первых. Во-вторых, потому, что новые парадигмы завоевывают мир только после смерти сторонников старых (С. Гроф). Так что можно прогнозировать, что изменение парадигм в нашем обществе будет происходить длительное время и с большими потерями как для страны, так и для сторонников новой концепции человека. По той причине, что у нас есть много людей, которые сделали имя, карьеру и обрели благополучие на эксплуатации старой парадигмы. Но когда-то это будет сделано. Для борьбы с кризисом желательно, чтобы это произошло как можно скорее. Потому что, как говорил Альберт Эйнштейн, серьезные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в жизни, нельзя решать на том уровне мышления, на котором они были порождены. Отечественные политики допустили множество ошибок, руководствуясь знаниями о теле человека. Их можно исправить, руководствуясь знаниями о человеческом «Я».

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Анализ статистических отчетов порой заставляет усомниться в таких базовых принципах мироустройства, как закон сохранения энергии/массы.
Наших граждан выгодно нанимать западному бизнесу.
Для украинских предпринимателей один из главных вызовов 2019-го — возвращение государственных проверок. А также то, как к ним отнесется бизнес-сообщество, которое теперь готово не договариваться, а отстаивать свои интересы, при необходимости — в суде.
22.02.19, Сегодня
Почему газопровод разрушает единство Европы.
В Минсоцполитики разработали исчерпывающий список причин, по которым компании не смогут нанимать на работу физических лиц-предпринимателей, а обязаны будут переводить их на трудовые договоры.
21.02.19
Мы, белорусы, — мирные люди — говорится в первой строчке белорусского гимна. Но при этом небольшая северная соседка Украины с конца 90-х входит в число крупнейших торговцев оружием и военной техникой.
21.02.19, Сегодня
Сегодня выяснила, что творится на таможнях перед концом льгот.
Контрольні органи стверджують, що детінізація зарплат відбулася завдяки їх перевіркам та штрафам. Насправді адміністративний тиск лише погіршує становище бізнесу. Без цих органів нічого поганого не станеться.
В Украине успешно закончился период суперльготной растаможки автомобилей
21.02.19, Deutsche Welle
Утверждение инициативы о распространении Газовой директивы ЕС на Северный поток-2 выходит на финишную прямую. DW выясняла, возможны ли исключения для газопровода из России.
20.02.19
19.02.19
18.02.19


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!