Трое из ларца

Точка зору

В Украине официально стартовал процесс рекапитализации отечественных банков. Государство уже переплатило за контроль над Укргазбанком, Родовид Банком и банком «Киев», но есть ли шансы вернуть вложенные средства?

Свершилось. На прошлой неделе правительство окончательно приняло решение выделить 9,47 млрд. грн. на пополнение капитала трех банков. В числе «счастливчиков» представители первых трех групп банковских учреждений по классификации НБУ: из группы крупнейших – Укргазбанк , 81,58% которого будут принадлежать государству в обмен на 3,1 млрд. грн., группу крупных банков представляет Родовид Банк , который получит 2,81 млрд. грн. в обмен на 99,97%. И третий представитель из категории средних банков – «Киев » – получит помощь в размере 3,56 млрд. грн. за 99,93%. Согласно постановлению об участии государства в капитализации этих банков, в уставные капиталы финучреждений Кабмин планирует внести облигации внутреннего государственного займа с погашением в 2017-2019 годах и доходностью 9,5% годовых. Пока еще механизм рекапитализации определен не до конца. Предполагается, что руководить этими банками назначат новых управляющих. По некоторым данным, ими могут стать успешные в прошлом, но безработные сегодня экс-председатели правлений банковских учреждений. Неясным остается и вопрос, когда банки смогут получить реальные деньги. По словам премьер-министра Юлии Тимошенко – как только их работоспособность будет восстановлена и они смогут выполнять свои обязательства перед клиентами. Однако эксперты сомневаются, что это может произойти в ближайшие полгода.

Дорогие покупки

Приобретенные в банках доли обошлись государству не так уж и дешево. И хотя аналитики не решаются оценивать сегодня финучреждения исходя из размеров их капиталов на первое апреля этого года, государство приобрело Укргазбанк и Родовид Банк с мультипликаторами 2,5 и 2,3 соответственно. Ситуация с банком «Киев» сложнее. По результатам первого квартала активы банка упали ниже его обязательств. Для сравнения: в свое время российский Внешторгбанк купил банк «Мрия» с коэффициентом 1,6, а австрийская Erste Groop приобрела украинский «Престиж» с мультипликатором 1,75.

Участники рынка не рекомендуют сегодня использовать соотношение полученных средств с капиталами финучреждений. Ведь за последние три года украинские банки от самых высоких мультипликаторов продаж скатились до цен «с дисконтом». По словам директора аналитического департамента Foyil Securities Агшина Мирзазаде, сегодня вопрос о переоценке или недооценки банков не стоит. Речь идет только о спасении этих трех банков для того, чтобы дать им пережить кризис и удовлетворить требования вкладчиков. «Поэтому сумма рассчитывалась исходя из нужд банков, а не их рыночной стоимости. Нынешние котировки на акции Укргазбанка и Родовил Банка просто символичны. А стоимость в нынешних условиях можно рассчитать, отталкиваясь от капитала банка за вычетом ожидаемых убытков и списаний», – отмечает г-н Мирзазаде. Судя по всему, размер убытков и списаний может достичь 30%. И если банку «Киев» даже при таком пессимистическом прогнозе выделенных средств будет достаточно, то Родовид Банку и Укргазбанку, возможно, придется обращаться за помощью повторно.

Так, общая сумма обязательств банка «Киев» перед юридическими и физическими лицами равна 3,6 млрд. грн., что фактически может быть перекрыто полученными деньгами. В Укргазбанке и Родовид Банке ситуация сложнее. Из общих обязательств Укргазбанка перед клиентами полученная помощь составляет всего 43%, в Родовид Банке картина не намного лучше – государственные средства покрывают только половину. Фактически получается, что если за рекапитализируемые банки даже переплачено, государственных средств может оказаться мало, не говоря уже об эффективности их использования. Ведь, скорее всего, эти средства уйдут на погашение задолженности перед клиентами. С другой стороны, считается, что эти деньги должны стать «подушкой ликвидности» на случай необходимости списания безнадежных кредитов. Именно второй фактор сможет восстановить нормальную работу рекапитализируемых финучреждений. Однако, судя по заявлениям политиков, вероятность использования средств на погашение депозитов все же выше. Таким образом, государственные вливания могут оказаться неэффективными.

Между тем аналитик компании «Ренессанс Капитал» Анастасия Головач считает, что в данном случае рассматривать рекапитализацию банков за счет государства как государственные инвестиции, которые в будущем должны окупиться, некорректно. «Государство вынужденно прибегло к этой мере во избежание банкротства банков, которые имеют значительную долю депозитов населения. А объем средств, на которые был увеличен их капитал, определялся не на основе справедливой стоимости активов (которую в сложившихся условиях определить довольно сложно), а исходя из потребности банка. В данном случае основной задачей было возвращение доверия населения к банковской системе», – уверяет г-жа Головач. По ее мнению, можно дискутировать, насколько эти меры могут быть эффективными для экономики в целом. Поскольку даже если ситуация в национализированных банках стабилизируется и они смогут рассчитываться со своими вкладчиками, для того чтобы они смогли восстановить кредитование экономики, еще необходимо обеспечить приток новых депозитов в эти финучреждения. А это в случае с отдельными банками может быть задачей довольно сложной из-за репутационных потерь.

«Поэтому с позиции эффективности таких государственных инвестиций правомерно, на наш взгляд, ставить вопрос о стоимости альтернативных мер. Например таких, как банкротство проблемных банков по упрощенной процедуре, когда государственные ресурсы направлялись бы в фонд гарантирования вкладов для обеспечения быстрого возмещения средств вкладчикам. Однако такой вариант мог бы оказаться для государства более затратным, поскольку только общий размер депозитов трех национализированных банков превышает 15 млрд. грн., тогда как на их рекапитализацию суммарно было направлено 9,5 млрд. грн. С другой стороны, государственная поддержка жизнеспособных банков могла бы оказаться более эффективным инструментом поддержки экономики в целом», – заключает Анастасия Головач.

Что же касается возврата государством инвестированных средств, то, по словам начальника управления финансовых рынков ИНГ Банка Украина Андрея Потапова, здесь много «если». «Если удастся вернуть банки к нормальной операционной деятельности, если фондовый рынок вернется на докризисные уровни и т. д. Это произойдет не ранее чем когда экономики развитых рынков выйдут из рецессии и интересы западных инвесторов не обратятся на Украину вновь», – уверен г-н Потапов.

По заявлениям правительства, после финансового оздоровления рекапитализируемые банки будут выставлены на открытый приватизационный аукцион. В аукционе смогут принять участие и экс-собственники банковских учреждений. «Скорее всего, нынешние владельцы банков будут иметь определенные преференции при продаже их акций в дальнейшем. Сколько будут стоить банки, будет зависеть от ситуации на рынке, как украинском так и глобальном, и от того, удастся ли государству вернуть эти банки на прежние позиции», – уверен г-н Мирзазаде. Если у банков будут убытки, которые «съедят» часть инвестированного капитала, а рыночные коэффициенты (P/Book, P/E) останутся на таких же низких уровнях, как сейчас, отбить вложенные средства не удастся. Однако если аукцион состоится при стабилизации ситуации – не только в Украине, но и во всем мире, – круг потенциальных инвесторов может значительно расшириться и нынешние инвестиции могут окупить себя с лихвой.

Продолжение следует

По словам старшего аналитика ИК «Тройка Диалог Украина» Евгения Гребенюка, более интересной может оказаться судьба двух других кредитных организаций (Надра Банка и Укрпромбанка), возможность рекапитализации которых рассматривается уже в течение нескольких месяцев. Основная проблема заключается в том, что данные финучреждения больше обременены долговыми обязательствами, нежели троица получивших средства. Так, суммарный внешний долг Надра Банка и Укрпромбанка составляет порядка $1,4 млрд. Пока иностранные кредиторы не желают идти на уступки украинским финучреждениям в части реструктуризации их долгов. Между тем это является обязательным условием для получения банками помощи от государства. По словам заместителя председателя правления НБУ Анатолия Шаповалова, объем средств, необходимых для рекапитализации этих двух банков, составляет около 14 млрд. грн. ($1,8 млрд.).

Новини

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

Нацбанк фіксує відновлення на ринку нерухомості

ДТЕК бачить великий потенціал у розвитку малих модульних реакторів

ВСІ НОВИНИ ⇢