Подробнее Запомнить город


Украина и Россия могут подарить европейский рынок газа Катару и Ирану

размер текста:

В ближайшем будущем Украина и РФ могут быть уверены, что европейцы никуда не денутся без их газа и трубы. Но в стратегическом смысле политика запугивания партнера бесперспективна. Страны ЕС заключают договора с Катаром на поставки сжиженого газа.

Европейский совет уже на ближайшем заседании собирается рассмотреть вопрос о финансовой помощи Украине для оплаты ею российских энергоносителей. Особой надежды на то, что дадут деньги, нет. Да и сама Украина не обращалась с такой просьбой. Зато идею помочь ей деньгами озвучил итальянский премьер-министр Сильвио Берлускони, известный своими близкими личными отношениями с российским коллегой Владимиром Путиным. Заявление Берлускони может расцениваться как реакция на постоянные предупреждения российских представителей (а среди них были и сам Путин, и президент России Дмитрий Медведев, и руководители Газпрома) — если Украине не дадут денег, Европу может ждать новая холодная зима.

На последней встрече с представителями Евросоюза в Хабаровске Дмитрий Медведев в самой жесткой форме отказался давать гарантии бесперебойных поставок газа из России в Европу. «С чего бы это?» — вопрошал глава российского государства на пресс-конференции, вновь и вновь напоминая европейцам, что в их бедах виновна Украина. В это же время премьер-министр России Владимир Путин в самых элегантных выражениях объяснял прибывшей в Астану Юлии Тимошенко, что у Украины нет особого выбора, кроме как соглашаться с российскими условиями поставок газа. Более того, по мнению Путина, никаких особых возможностей для повторения прошлогоднего сценария у Украины уже нет, так как в ее подземных хранилищах не будет достаточного объема газа для его реверса в восточные регионы страны. Да и Запад уже достаточно напуган происшедшим минувшей зимой и будет активнее давить на Украину, чтобы не допустить реверс.

Кажется, что никакого иного выхода, кроме как сдаться на милость России, у Украины и даже Европы нет. Но это только на первый взгляд. Российские руководители ведут себя так жестко, потому что нервничают. Потребление газа в мире сокращается с каждым днем, а стоимость его, если и будет расти, то незначительно. Ведь нынешнее увеличение цены на нефть не столь серьезно, чтобы считать, что Россия сможет выручать за привязанный к стоимости нефти газ прежние деньги. Поэтому РФ заинтересована в продаже именно больших объемов газа, а не голубого топлива вообще. И российско-украинское соглашение, в котором подтверждается закупаемое Украиной количество сырья (притом что уже сегодня Украина не нуждается в зафиксированных объемах), — свидетельство того, что теперь Москве придется буквально навязывать товар потребителю.

На практике это означает, что возможности разбрасываться клиентами — ни богатыми, ни бедными — у России и Газпрома нет. Утверждать, что никаких альтернатив российскому газу нет, тоже было бы неосмотрительно. Трубному — да, сегодня нет, хотя завтра может появиться. Но есть еще и сжиженный газ. Пока он был дорогим, а Россия поставляла газ исправно, особого внимания к нему не проявляли и торговали этим видом топлива в других регионах мира. Но вот недавно Польша подписала с Катаром долгосрочное соглашение о поставках сжиженного газа. Крупнейший в Европе терминал по приему СПГ был открыт в Уэльсе, церемонию посетили королева Великобритании и эмир Катара. К строительству аналогичного терминала приступила Хорватия. Возможно, даже в нынешних условиях сжиженный газ будет немного дороже трубного, но зато он всегда будет. И зимой европейским странам не нужно будет зависеть от того, смогут ли Россия и Украина договориться.

Это, кстати, важный вызов и для Киева, и для Москвы. Россия заинтересована в том, чтобы сохранить своих покупателей газа, а Украина — собственный транзитный маршрут. Если европейские страны найдут новые пути поставки энергоносителей и новых продавцов, Россия будет интересовать их куда меньше как продавец, а Украина — как транзитер. Поэтому двум странам крайне невыгодно играть друг против друга.

Но Россия, похоже, все еще мыслит категориями прошлого века, когда контроль над бывшими советскими республиками и их газотранспортными системами считался главной целью ее внешней политики. И когда российские СМИ рассказывают о переговорах Путина и Тимошенко, они вновь и вновь задаются вопросом: получит ли РФ контроль над украинской ГТС или нет? А что будет, если в конце концов получит, но только объемы газа, которые будут по этой газотранспортной системе транспортироваться, уже не обеспечат российскому Газпрому процветания?

Но в этом направлении думать не хотят — ни в Москве, ни в Киеве. В Украине убеждены, что монопольное положение страны как транзитера российского газа заставит и европейцев, и россиян прислушиваться к ее мнению. А россияне уверены, что без российского газа европейцы не проживут. Но на самом деле поиск возможностей альтернативных поставок будет продолжаться. И если в ближайшем будущем Москва и Киев могут быть уверены, что европейцы никуда не денутся без их газа и трубы, то в стратегическом смысле политика запугивания партнера бесперспективна.

Когда российский президент вопрашает: «С чего бы это?» на вполне логичный вопрос о гарантиях поставок, он должен понимать, что тем самым увеличивает состояние правящей семьи Катара, а возможно, и иранских аятолл, которые тоже начинают задумываться об экспорте сжиженного газа. И если еще недавно казалось, что Ирану вряд ли удастся конкурировать на этом рынке с Катаром, то сегодня становится возможным появление все новых и новых игроков, которые смогут удовлетворить потребность европейцев в спокойном тепле.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
26.07.21
Украина - одна из беднейших стран в Европе. Наши зарплаты сегодня не сопоставимы с европейскими. Поэтому многие украинцы едут за границу на заработки. Зато мы успешно догоняем Евросоюз по уровню цен на продукты питания. Да что там догоняем: по многим наименованиям цены в наших супермаркетах давно обогнали европейские.
23.07.21
Украине обещают $245 млн и еще помочь привлечь $1 млрд частных инвестиций — это капля в море на фоне проблем с возможным прекращением транзита российского газа.
23.07.21
Министр развития громад и территорий Алексей Чернышов заявил, что Кабмин намерен в ближайшие три года построить инфраструктуру для 25 индустриальных парков. Звучит все это, безусловно, смело и амбициозно. Вопрос в том, насколько можно верить правительству?
22.07.21
22.07.21
Украина обозначила свою позицию по Северному потоку-2, но это вряд ли поможет изменить позиции США и Германии. Поэтому нашей власти следует серьезно задуматься над разработкой альтернативных планов на случай, если загруженность нашей ГТС упадет.
22.07.21
Второе чтение одиозного законопроекта №5600 перенесли на следующую сессию, которая начнется 7 сентября. В нынешней редакции з/п создает непомерную фискальную нагрузку на бизнес и потому не может быть принят. Вопрос в том, смогут ли власть и бизнес найти компромиссное решение за столь короткое время?
21.07.21
21.07.21
Метинвест и ФК "Шахтер" объединились против COVID-19. Первый тайм символического матча сборной прошел на домашнем поле Метинвеста. Играли не на счет, а ради здоровья своих команд.
20.07.21
Уряд планує завершити еру двигунів внутрішнього згоряння вже з 2027 року. Як турбота про екологію вплине на автолюбителів та що буде з бензиновими та дизельними автомобілями?
16.07.21
16.07.21
Сегодня экспортный портфель Украины на 2/3 состоит из сырья. При этом более 50% украинского импорта составляет готовая продукция. Такая диспропорция снижает темпы роста экономики. Они могли быть значительно выше, если бы правительство стимулировало развитие перерабатывающей промышленности.
16.07.21
Декарбонизация в Украине может быть эффективной, если у нас будут современные технологические решения и инвестиции для их внедрения и развития. Заниматься снижением выбросов на уровне установки фильтров сегодня неэффективно, так нам не угнаться за прогрессом и не достичь взятых на себя климатических обязательств.
15.07.21
В Україні є чимало потужностей міжнародних виробників, які працюють на світовий автопром. В іномарках відомих автобрендів, на яких сьогодні пересуваються українці, чимало запчастин і комплектуючих, зроблених саме на українських заводах.
13.07.21
09.07.21
08.07.21
07.07.21
06.07.21
05.07.21
02.07.21
01.07.21
29.06.21
25.06.21
24.06.21
18.06.21
17.06.21
16.06.21
15.06.21
14.06.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!