Подробнее Запомнить город


Завод плывет в Евросоюз

Очередной этап борьбы за энергетическую независимость страны может закончиться неожиданно — очень долгие колебания власти между выбором «ТВЭЛ» или Westinghouse в качестве партнера по строительству завода могут разрушить весь проект.

Как ранее сообщали «і», Украина до 15 июля намерена подписать контракт на сооружение завода по фабрикации ядерного топлива с одним из двух потенциальных партнеров — российской корпорацией «ТВЭЛ» или американской Westinghouse. Подготовительная работа энергетических ведомств страны по выбору партнера для реализации проекта успела вызвать неоднозначные реакции.

В частности, на прошлой неделе тема обеспечения отечественных АЭС ядерным топливом была рассмотрена на заседании СНБО. Президент Виктор Ющенко в ходе заседания выразил обеспокоенность угрозой монополизации поставок топлива в страну, а также заявил о том, что традиционные для Украины российские партнеры якобы «активно осуществляют мероприятия по монополизации рынка услуг по обогащению изотопного урана».

Виктор Ющенко напомнил, что в соответствии с Энергетической стратегией Украины на период до 2030 г. Украина должна располагать не менее чем тремя источниками поставок тепловыделяющих сборок (ТВС) на АЭС. «К сожалению, украинские должностные лица не сделали необходимых выводов и повторяют, на мой взгляд, свои ошибки уже в вопросах ядерной энергетики. Единственным ориентиром поставок топлива на украинский рынок является реализация принципа диверсификации»,— сказал президент.

По словам замминистра топлива и энергетики Наталии Шумковой, «собственный завод по производству ядерного топлива, собственно, и станет не чем иным, как третьим источником поставок ТВС отечественным атомным станциям», что полностью соответствует целям Энергетической стратегии. Как считает госпожа Шумкова, Украина для возможности сооружения такого завода должна проявить единую политическую волю и определиться с выбором партнера.

«Наиболее важно, чтобы контракт был наконец-то подписан, даже независимо от того, с «ТВЭЛ» или с Westinghouse. Оба варианта являются по-своему привлекательными для Украины. Самое главное, чтобы процесс сдвинулся с мертвой точки, и мы что-то начали делать»,— сказал «і» президент НАЭК «Энергоатом» Юрий Недашковский.

Как ранее сообщали «і», украинские эксперты-атомщики считают более выгодным для Украины сооружение завода именно с «ТВЭЛ», поскольку российское топливо более предпочтительно по цене и качеству, при этом «ТВЭЛ» постоянно улучшает его характеристики. К тому же топливо Westinghouse, которое сейчас эксплуатируется в режиме квалификации на третьем энергоблоке на Южно-Украинской АЭС, пока не лицензировано.

«Проще и строить, и эксплуатировать, и разбираться в чертежах с красноярцами, чем с оклахомцами»,— сказал директор компании «ЭФЭН-Киев» Михаил Ватагин. По его мнению, сооружение завода по фабрикации ТВС, наряду с наличием в стране природного урана, усилит позиции Украины в атомной энергетике. «Из четырех стадий производства топлива нам останется закупать только два передела: конверсию и обогащение»,— сказал эксперт.

Комментируя слова Виктора Ющенко о монополизации Россией рынка обогащения урана, господин Ватагин отметил, что не понимает, «о какой монополизации идет речь, если Украина будет участвовать в доле» в международном центре по обогащению урана в Ангарске (МЦОУ). По его словам, услуги по обогащению урана можно закупить у шести стран, а выбор партнера Украины объясняется экономическими соображениями. «Если я участвую в прибыли в Ангарске, то мне нет смысла везти уран для обогащения во Францию»,— сказал господин Ватагин.

По мнению директора научно-инженерного центра систем контроля и аварийного реагирования Людвига Литвинского, обогащение урана в других странах «будет гораздо дороже, чем по действующей схеме» в России. Как считает господин Литвинский, участие Украины в МЦОУ усилит гарантии по выполнению Россией своих обязательств перед Украиной.

Однако пока в Украине продолжаются дискуссии, «ТВЭЛ» продолжает разрабатывать стратегию создания региональных заводов по производству ядерного топлива за рубежом, рассматривая в качестве возможных площадок для размещения производства другие страны, в частности, Чехию и Словакию. «Однако нужно четко понимать, что инвестиционный ресурс хоть и есть, но он ограничен. Вначале мы будем строить один завод, а дальше посмотрим, где еще нужно построить. Мы не устраиваем соревнования, но что касается Украины, решение нужно принимать как можно быстрее»,— сказал вице-президент корпорации «ТВЭЛ» Василий Константинов.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
26.07.21
Украина - одна из беднейших стран в Европе. Наши зарплаты сегодня не сопоставимы с европейскими. Поэтому многие украинцы едут за границу на заработки. Зато мы успешно догоняем Евросоюз по уровню цен на продукты питания. Да что там догоняем: по многим наименованиям цены в наших супермаркетах давно обогнали европейские.
23.07.21
Украине обещают $245 млн и еще помочь привлечь $1 млрд частных инвестиций — это капля в море на фоне проблем с возможным прекращением транзита российского газа.
23.07.21
Министр развития громад и территорий Алексей Чернышов заявил, что Кабмин намерен в ближайшие три года построить инфраструктуру для 25 индустриальных парков. Звучит все это, безусловно, смело и амбициозно. Вопрос в том, насколько можно верить правительству?
22.07.21
22.07.21
Украина обозначила свою позицию по Северному потоку-2, но это вряд ли поможет изменить позиции США и Германии. Поэтому нашей власти следует серьезно задуматься над разработкой альтернативных планов на случай, если загруженность нашей ГТС упадет.
22.07.21
Второе чтение одиозного законопроекта №5600 перенесли на следующую сессию, которая начнется 7 сентября. В нынешней редакции з/п создает непомерную фискальную нагрузку на бизнес и потому не может быть принят. Вопрос в том, смогут ли власть и бизнес найти компромиссное решение за столь короткое время?
21.07.21
21.07.21
Метинвест и ФК "Шахтер" объединились против COVID-19. Первый тайм символического матча сборной прошел на домашнем поле Метинвеста. Играли не на счет, а ради здоровья своих команд.
20.07.21
Уряд планує завершити еру двигунів внутрішнього згоряння вже з 2027 року. Як турбота про екологію вплине на автолюбителів та що буде з бензиновими та дизельними автомобілями?
16.07.21
16.07.21
Сегодня экспортный портфель Украины на 2/3 состоит из сырья. При этом более 50% украинского импорта составляет готовая продукция. Такая диспропорция снижает темпы роста экономики. Они могли быть значительно выше, если бы правительство стимулировало развитие перерабатывающей промышленности.
16.07.21
Декарбонизация в Украине может быть эффективной, если у нас будут современные технологические решения и инвестиции для их внедрения и развития. Заниматься снижением выбросов на уровне установки фильтров сегодня неэффективно, так нам не угнаться за прогрессом и не достичь взятых на себя климатических обязательств.
15.07.21
В Україні є чимало потужностей міжнародних виробників, які працюють на світовий автопром. В іномарках відомих автобрендів, на яких сьогодні пересуваються українці, чимало запчастин і комплектуючих, зроблених саме на українських заводах.
13.07.21
09.07.21
08.07.21
07.07.21
06.07.21
05.07.21
02.07.21
01.07.21
29.06.21
25.06.21
24.06.21
18.06.21
17.06.21
16.06.21
15.06.21
14.06.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!