Подробнее Запомнить город


Строительная пирамида

размер текста:

Геннадий Цират размышляет о том, станет ли строительная отрасль локомотивом по выведению страны из кризиса.

Строительная отрасль считалась одной из ключевых в экономике Украины последних лет. Треть всего объема строительства в Украине давал Киев. До первой половины 2008 года объем вложенных в строительство инвестиций постоянно рос. Во втором полугодии ситуация стала стремительно меняться, и строительная отрасль немедленно заявила о том, что нуждается в государственной поддержке в условиях финансово-экономического кризиса. И «страна» услышала ее. К концу года Верховная Рада приняла Закон «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства», которым предусмотрено, в частности, что правительство выделит денежные средства на завершение возведения объектов, имеющих высокую степень готовности.

В ожидании заветных «шаровых» денег подавляющее большинство застройщиков приостановили строительство. По данным Госкомстата, строительные предприятия Украины в январе-феврале 2009 года снизили объемы выполненных работ на 57,3% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. Несколько упрощая, можно сказать, что в стране был остановлен как минимум каждый второй объект, каждая вторая новая строительная площадка оказалась законсервированной.

Все это стало возможным под защитой упомянутого закона, которым всем застройщикам была дана охранная грамота в виде запрета инвесторам в течение от полутора до трех лет в одностороннем порядке требовать расторжения договора и возврата вложенных в объект средств, а также требовать от застройщиков выплаты штрафных санкций за ненадлежащее исполнение ими своих обязательств - читай, за просрочку в сдаче объекта в эксплуатацию.

Закон, в преамбуле которого указано, что он принят «с целью повышения платежеспособности населения, обеспечения реализации жилищных прав граждан», в действительности направлен на защиту строительного бизнеса за счет грубого и циничного ущемления прав граждан и других инвесторов. Если спасать или защищать права и деньги украинцев, то необходимо «заставить» застройщиков строить качественное жилье по конкурентным ценам и сдавать его в заявленные сроки. Отсутствие сдачи объекта в заявленные сроки по неуважительным причинам должно иметь следствием лишение таких предприятий строительных лицензий. На сегодня же пока только идут разговоры об ужесточении лицензионных условий.

Между тем обещанных застройщикам денег пока никто не дал, и это вынудило их пересмотреть свои стратегии и продолжать работы или имитировать их продолжение на строительных объектах. Имитация работы была вызвана также и тем, что в апреле активизировались правительство и президент в своем желании действительно выделить денежные средства для достройки объектов незавершенного строительства. Речь идет об 1 млрд. грн. из запланированных 3 млрд. на 2009 год. Одним из условий выделения таких средств является обязательное софинансирование достройки жилья застройщиками.

Мы считаем, что полученные от государства деньги не пойдут на достройку жилищных объектов, которые по документам застройщиков выкуплены инвесторами и профинансированы ими полностью. Застройщикам нужны деньги для латания дыр в финансовых показателях и в так называемых «задельных программах» - ведь часть оплаченных инвесторами средств пошла не на «их» объекты, а на приобретение застройщиками новых земельных участков и разработку новых строительных проектов. Строительная отрасль в Украине давно превратилась в финансовую пирамиду, и сейчас государство, желая того или нет, делает все, чтобы сохранить и эту пирамиду, и ее главных строителей.

Если Верховная Рада, президент и правительство действительно хотят, чтобы строительная отрасль Украины стала главным двигателем экономического роста в ближайшем будущем, то им необходимо устранить такие недостатки отрасли, как непрозрачность выделения земельных участков, плохое качество строительства, сдача в эксплуатацию объектов без внутренних отделочных работ и сантехнического оборудования и многое-многое другое. И помогать реально деньгами и правовой защитой надо не застройщикам, а конечным потребителям. Это, конечно, очень не понравится тем, кто на этом зарабатывал большие и очень большие деньги, а таких много, но, возможно, создаст условия, при которых возникнет действительно растущая и масштабная строительная отрасль, которая потянет за собой и другие отрасли и всю экономику страны в целом.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
26.07.21
Украина - одна из беднейших стран в Европе. Наши зарплаты сегодня не сопоставимы с европейскими. Поэтому многие украинцы едут за границу на заработки. Зато мы успешно догоняем Евросоюз по уровню цен на продукты питания. Да что там догоняем: по многим наименованиям цены в наших супермаркетах давно обогнали европейские.
23.07.21
Украине обещают $245 млн и еще помочь привлечь $1 млрд частных инвестиций — это капля в море на фоне проблем с возможным прекращением транзита российского газа.
23.07.21
Министр развития громад и территорий Алексей Чернышов заявил, что Кабмин намерен в ближайшие три года построить инфраструктуру для 25 индустриальных парков. Звучит все это, безусловно, смело и амбициозно. Вопрос в том, насколько можно верить правительству?
22.07.21
22.07.21
Украина обозначила свою позицию по Северному потоку-2, но это вряд ли поможет изменить позиции США и Германии. Поэтому нашей власти следует серьезно задуматься над разработкой альтернативных планов на случай, если загруженность нашей ГТС упадет.
22.07.21
Второе чтение одиозного законопроекта №5600 перенесли на следующую сессию, которая начнется 7 сентября. В нынешней редакции з/п создает непомерную фискальную нагрузку на бизнес и потому не может быть принят. Вопрос в том, смогут ли власть и бизнес найти компромиссное решение за столь короткое время?
21.07.21
21.07.21
Метинвест и ФК "Шахтер" объединились против COVID-19. Первый тайм символического матча сборной прошел на домашнем поле Метинвеста. Играли не на счет, а ради здоровья своих команд.
20.07.21
Уряд планує завершити еру двигунів внутрішнього згоряння вже з 2027 року. Як турбота про екологію вплине на автолюбителів та що буде з бензиновими та дизельними автомобілями?
16.07.21
16.07.21
Сегодня экспортный портфель Украины на 2/3 состоит из сырья. При этом более 50% украинского импорта составляет готовая продукция. Такая диспропорция снижает темпы роста экономики. Они могли быть значительно выше, если бы правительство стимулировало развитие перерабатывающей промышленности.
16.07.21
Декарбонизация в Украине может быть эффективной, если у нас будут современные технологические решения и инвестиции для их внедрения и развития. Заниматься снижением выбросов на уровне установки фильтров сегодня неэффективно, так нам не угнаться за прогрессом и не достичь взятых на себя климатических обязательств.
15.07.21
В Україні є чимало потужностей міжнародних виробників, які працюють на світовий автопром. В іномарках відомих автобрендів, на яких сьогодні пересуваються українці, чимало запчастин і комплектуючих, зроблених саме на українських заводах.
13.07.21
09.07.21
08.07.21
07.07.21
06.07.21
05.07.21
02.07.21
01.07.21
29.06.21
25.06.21
24.06.21
18.06.21
17.06.21
16.06.21
15.06.21
14.06.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!