Бесстрашный парламент – безденежный бюджет?

Точка зору

Главным политическим событием недели, несомненно, стало решение Верховной рады от 27 января признать Россию страной-агрессором, а «ДНР» и «ЛНР» – террористическими организациями. Правда, последнее будет утверждено после принятия соответствующего закона во втором чтении.

Чтобы дать оценку этому – во многом эмоциональному – решению, ставшему результатом «соревнования» в патриотизме внутри парламентской коалиции, необходимо обратиться к контексту этого события.

Кредиты-миротворцы

Буквально накануне, на Всемирном экономическом форуме в Давосе, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард очень четко высказалась по поводу возможности новой программы кредитования Украины. Г-жа Лагард, вернувшись к «истокам», напомнила, что программа stand-by рассматривалась в апреле 2014 года, исходя из того, что «конфликт на востоке» завершится осенью.

«Сегодня эти предположения потеряли смысл. Теперь мы работаем над другими сценариями, с продлением до четырех лет периода, в ходе которого Украина может провести реформы, и с немного увеличившимся финансированием, чем предполагалось ранее. Но данные условия предполагают, что ситуация стабилизируется – это приоритет. Связь между экономической ситуацией и военной очевидна», – цитирует главу МВФ издание Le Monde.  

Одна фраза директора-распорядителя открывает весьма интересную ретроспективу событий. Обещание Киева миссии МВФ закончить в кратчайшие сроки начавшуюся 15 апреля прошлого года антитеррористическую операцию (АТО) открыло возможность для окончательного согласования с Фондом кредитной программы stand-by в размере около $17 млрд и получения первого транша 7 мая 2014 года в размере почти $3,2 млрд.

Явное затягивание конфликта и отклонение от согласованных параметров привело в июле к отказу МВФ от выдачи второго транша ($1,4 млрд) и переносу его на начало сентября – время, изначально намеченное для третьего транша. При этом, по информации, заслуживающей доверия, позитивное решение со стороны совета директоров МВФ было активно пролоббировано Вашингтоном как главным акционером Фонда. Однако необходимо понимать, что подобного рода политические решения принимаются в виде исключения и не могут повторяться с частотой запланированных траншей. 

К концу года, когда разрыв между ожидаемыми и реальными макроэкономическими параметрами стал катастрофическим, что не давало шансов на получение очередного транша stand-by, возникла идея перейти к программе расширенного кредитования – EFF, которая стала предметом обсуждения на встрече Петра Порошенко с Кристин Лагард.


Справка

Согласно прогнозу МВФ, падение ВВП должно было составить 5%, инфляция – 16%, государственный долг достичь 57% ВВП. В качестве экономически обоснованного МВФ считал курс в 10,5-11 грн/$, пессимистический сценарий предполагал 12-13 грн/$. Реально же падение ВВП составило 8,2% (оценка Всемирного банка), инфляция – 25%, госдолг перевалил за 70% от ВВП. Реальный курс – не менее 20 грн/$.


Судя по заявлениям и действиям Кристин Лагард, переход к программе EFF для Украины возможен и, предварительно, будет рассмотрен на совете директоров Фонда в феврале. Но тут вступили в силу законы «бюрократического айкидо»: Киев в качестве основной причины срыва действующей программы stand-by называет вооруженный конфликт – МВФ требует мирного урегулирования в качестве главного условия получения программы EFF.

И теперь, вернувшись из макроэкономических экскурсов к геополитическим реалиям, мы можем дать оценку решениям ВР от 27 января – приблизили ли они мирное урегулирование на Донбассе (как и получение макроэкономической помощи) или нет?

Здесь важно отметить, что de facto отношение и Брюсселя, и Вашингтона к роли России в конфликте на Донбассе не сильно отличается от позиции Киева, материализованного в постановлении ВР. Но de jure Запад предпочитает говорить о внутреннем конфликте, одну из сторон которого поддерживает Москва. Исходя из «золотого правила» – «дипломатия – это искусство возможного», Запад представляет конфликт в той форме, которая дает возможности для более быстрого и менее драматического урегулирования. 

Постановление ВР в этом плане «контрпродуктивно»: во-первых, оно фиксирует конфликт как межгосударственный, во-вторых, затрудняет внутриукраинский переговорный процесс. Это значительно затягивает мирный процесс в ситуации, когда время играет против Украины, отчаянно нуждающейся в крупных финансовых вливаниях.


Справка

Программа EFF МВФ с ориентировочным объемом в $17 млрд на 4 года откроет для Украины возможность получить целый ряд других заемных средств.

Речь идет о $2 млрд кредитных гарантий США, 1,8 млрд евро (на 2 года) от Евросоюза, 500 млн евро от Германии, $500 млн от Всемирного банка, до 100 млн евро от Польши  $300 млн от Японии.

Согласно оценке международного рейтингового агентства Standard & Poor's, Украине в 2015 году для выплаты внешних долговых обязательств потребуется порядка $11 млрд.


Уже на следующий день, 28 января, президент Украины сделал заявление, несколько диссонирующее с решением ВР признать РФ агрессором, а «ДНР» и «ЛНР» – террористическими организациями. В эфире польского телеканала TVN24 BIS Петр Порошенко заявил: «Военными силами мы не завершим этого конфликта. Россия имеет миллион солдат, является крупнейшей и самой сильной армией в мире, мы не можем ей противостоять». И в тот же день в телефонном разговоре с президентом Франции Франсуа Олландом и канцлером Германии Ангелой Меркель украинский президент согласился с необходимостью продолжить переговоры в форме трехсторонней контактной группы («минский формат»). Которая de facto рассматривает конфликт как внутриукраинский, и «агрессор» РФ выступает, наряду с ОБСЕ, посредником между Киевом и «террористами» из «ДНР» и «ЛНР».

Кстати, вскоре после голосования, интерпретируя и смягчая позицию ВР, спикер МИД Украины Евгений Перебийнис заявил, что переговоры с террористами все-таки возможны.  (Предполагается, видимо, что сами представители «ДНР» и «ЛНР» согласны на переговоры даже в статусе «террористов».)

Понятно, что смена риторики с 27 до 28 января произошла под внешним воздействием. К слову сказать, даже наиболее лояльная к Украине европейская организация – Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) поправку, de facto признающую «ДНР» и «ЛНР» террористическими организациями, отклонила – все остальные украинские поправки к резолюции ПАСЕ прошли.

Война – войной, а реформы – по расписанию

В отличие от Киева, который видит первопричину нарастания экономических проблем в продолжающемся конфликте на Донбассе, Запад все чаще и все жестче указывает на отсутствие в стране реальных реформ. Причем, в самом широком смысле – в том числе и борьбу с коррупцией.

Так, в один день с судьбоносными решениями ВР посол США в Украине Джеффри Пайетт заявил, что США готовы финансово помогать Украине в случае проведения государством реальных реформ. «Что касается макрофинансовой помощи и инвестиций, то здесь все, в первую очередь, зависит от действий Украины, все зависит от последовательного развития в вопросах реформ, о приверженности которым заявляют и президент Петр Порошенко, и премьер-министр Арсений Яценюк». То есть утром реформы – вечером деньги, вечером реформы – утром деньги. Можно ли наоборот? Можно! Но сначала – реформы!

Многозначительное заявление посла США было своеобразно подкреплено в тот же день опубликованным ежегодным рейтингом стран по уровню экономической свободы, которые провели эксперты из американского исследовательского центра The Heritage Foundation и газеты The Wall Street Journal. Согласно новому Индексу экономической свободы, Украина в рейтинге экономических свобод за год… опустилась со 155-го на 162-е место из 178 стран. В отчете указано, что страна ухудшила свои позиции по 8 из 10 показателей, наихудшая ситуация с гарантиями прав собственности, инвестициями, управлением государственными расходами.

Украину не просто поставили на последнее место из 43 стран Европы, ее определили в число 25 стран мира с «несвободной» («репрессивной») экономикой! Соседи Украины в рейтинге – Бирма и Боливия; Россия, относящаяся к числу стран с «преимущественно несвободной» экономикой, находится на 19 позиций выше – на 143-м месте.

Справедливости ради необходимо отметить, что Всемирный банк ранее поднял Украину в ежегодном рейтинге ведения бизнеса за 2015 год сразу на 16 позиций; наша страна вышла в первую сотню стран, заняв 96-е место из 189.

И в завершение, вернемся к позиции Кристин Лагард, которая, сожалея об ухудшении военной ситуации, отметила, что «впервые перед нами собеседники, производящие впечатление людей, которые твердо намерены проводить реформы и обладают политической смелостью их осуществлять». Так вот, под «политической смелостью» на языке финансовой бюрократии понимается готовность принимать непопулярные экономические решения, а не популистские политические.

Дмитрий Джангиров
политический консультант

Новини

19 Квітня 2024

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

ВСІ НОВИНИ ⇢