Подробнее Запомнить город


С Запада — через Восток

Несмотря на скептическое отношение экспертов к идее строительства нового НПЗ в Украине, премьер Юлия Тимошенко стремится ее реализовать, чтобы улучшить ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов — через снижение его зависимости от импорта и российского влияния.

В правительстве известны потенциальные инвесторы совместного украинско-ливийского проекта по строительству НПЗ в Одесской области. Источник «і» в Кабмине сообщил, что это Korlea Invest Holding AG (Швейцария) и компания Oilinvest B.V. (Нидерланды), которую контролируют ливийские власти через Ливийскую инвестиционную администрацию (Libyan Investment Authority — LIA). В конце 2008 г. эти компании заключили соглашение для анализа проекта по созданию в Украине нового НПЗ и сети автозаправочных станций.

«Рабочая группа, состоящая из представителей Korlea Invest и Oilinvest, в марте текущего года по итогам закрытого тендера решила привлечь международную компанию PFC Energy в качестве консультанта для подготовки технико-экономического обоснования проекта. Компания PFC Energy должна подготовить ТЭО в соответствии с техническим заданием и предоставить этот документ до августа 2009 г. Согласно достигнутым договоренностям, по итогам изучения ТЭО, подготовленного консультантом, компании примут решение о дальнейших шагах по реализации проекта. Скорее всего, если Korlea Invest Holding и Oilinvest решат реализовывать проект, то с этой целью будет учреждено совместное предприятие»,— рассказал собеседник «і», близкий к Юлии Тимошенко.

Официального подтверждения данным подробностям по проекту строительства нового НПЗ в Украине «і» получить не удалось. Президент Korlea Invest Василий Данылив не отрицает своей заинтересованности в развитии сотрудничества с Oilinvest. Но, по его словам, еще рано говорить о каких-то конкретных проектах — переговоры между компаниями ведутся. В консалтинговой компании PFC Energy «і» опровергли свою причастность к разработке ТЭО.

Собеседник «і» в правительстве, который рассказал подробности о проекте нового НПЗ, объясняет скрытость его участников «строгой договоренностью с ливийской стороной о конфиденциальности». Но в случае положительных экономических расчетов, очевидно, всплывут новые подробности о деталях украинско-ливийского инвестиционного сотрудничества в области нефтепереработки.

Замминистра топлива и энергетики Бурзу Алиев обратил внимание, что, несмотря на наличие в Украине шести НПЗ, для внутреннего рынка остается проблемой качество нефтепродуктов, которые они производят, а также зависимость от российских поставок.

В конце 1990-х гг., позволив из политических соображений российским нефтекомпаниям приватизировать большинство украинских НПЗ, Киев взял с инвесторов обещание провести полную модернизацию этих предприятий. Соответствующие работы до сих пор не завершены. «Поэтому без расширения сотрудничества с альтернативными поставщиками нефти Украина рискует остаться единственной страной в Европе, которая, имея шесть НПЗ на своей территории, на 60% обеспечивает свои потребности в качественных нефтепродуктах за счет импортных поставок»,— отметил господин Алиев. По его словам, низкая глубина переработки нефти и относительно небольшой, по сравнению с ведущими странами мира, выход светлых нефтепродуктов, характерный для большинства украинских НПЗ, не дают возможности обеспечить их рентабельную работу.

«Это является серьезным основанием для осуществления программ модернизации предприятий и введения в эксплуатацию объектов глубокой переработки нефти. В перспективе тот, кто первый построит первый современный НПЗ в Украине, и будет в большем выигрыше»,— считает замминистра топлива и энергетики.

Специалисты профильного департамента Минтопэнерго предварительно подсчитали, что объем инвестиций на сооружение НПЗ мощностью 8-12 млн. т в год может составить не менее EUR3 млрд. со сроком строительства шесть-восемь лет. «Требования относительно строительства НПЗ выдвинуты такие: определение соответствующего земельного участка под строительство НПЗ, обеспечение инвестирования; гарантированное снабжение сырьем; глубина переработки нефти не меньше 95%; отбор моторного топлива — не меньше 70%; обеспечение качества нефтепродуктов под требования европейских стандартов; соответствие европейским требованиям относительно охраны окружающей среды. В случае позитивного решения по строительству нового НПЗ в Украине при его проектировании особое внимание надо уделить включению в схему производства нефтехимических продуктов из побочных продуктов переработки нефти»,— говорится в аналитических материалах Минтопэнерго.

Маркетинговым исследованием строительства нового НПЗ в Украине для глубокой переработки низкосернистой нефти уже занималась консалтинговая компания Mott MacDonald. Исследование было представлено на Энергетическом форуме в Киеве 22 мая 2008 г. В рамках этого исследования консультанты обратили внимание, что коэффициент использования украинских НПЗ снижается, начиная с 2004 г. В целом НПЗ используют только около 30% своих возможностей, поскольку ухудшилась инфраструктура, а импорт нефти не надежен и постоянно снижается. «Объемы переработанной нефти покрывают потребности украинского рынка на 80%, при этом наблюдается значительный дефицит самой продукции. Украина производит недостаточное количество бензина и дизтоплива, в то время как мазутом рынок перенасыщен. Ресурсы украинских НПЗ должны использоваться на 40% активнее для того, чтобы покрыть существующие потребности. В Европе наблюдается тенденция по увеличению потребностей на импортные нефтепродукты, прогнозируется в перспективе высокий спрос европейских стран на дизель и керосин. На основе общего анализа предлагается построить НПЗ производительностью 10,5 млн. т в год (30 тыс. т в день). Ориентировочные капитальные затраты на проект — около $3-4 млрд. Строительство займет около трех-пяти лет»,— подсчитали консультанты из Mott MacDonald.

По их мнению, Украина получит на международном рынке такие важные преимущества при реализации стратегии по строительству нового современного НПЗ: уменьшение зависимости от российского влияния; повышение надежности поставок; снижение импорта нефтепродуктов; снижение импорта продуктов нефтехимии, если будет налажено их производство; укрепление позиций Украины как страны-экспортера; увеличение внутренних инвестиций; региональное развитие и создание новых рабочих мест.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
З 2014 по 2019 залізничні перевезення в України зменшилися на 74 млн тонн або майже на 20%. Усі інші види перевезень за цей час виросли, в т.ч. автомобільні - на ті ж 70 млн тонн. Залізнична інфраструктура деградувала, а УЗ інколи майже зупинялася.
Кабмин предлагает развивать титановую отрасль Украины, а также использование этого металла в промышленности. Благо запасы позволяют. При этом в выигрыше могут оказаться структуры Дмитрия Фирташа
01.10.20, Сегодня
Последний квартал 2020 года ожидается сложным для украинцев. Экономисты прогнозируют, что в полной мере проявятся все негативные факторы, потенциал которых накопился за полгода.
30.09.20
В конце июля Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона "О публичных закупках" о создании предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности", который содержит требование о локализации производства техники в Украине на уровне 25-40%.
29.09.20
Европейский союз может ввести специальный налог на всю продукцию, которая поставляется из Украины. Почему это может произойти.
После колоссальной прибыли в 2019 году "Нафтогаз Украины" получил многомиллиардные потери в первой половине текущего года. И кризис, вызванный эпидемией коронавируса, далеко не единственная причина столь плачевной ситуации.
28.09.20
Евросоюз пойдет на жесткие меры, ограничивающие доступ к европейскому рынку для конкурентов не из ЕС, которые получают государственные субсидии.
28.09.20, Капитал
Если сейчас Украина экспортирует на 20 млрд дол агропродукции, то даже увеличив урожайность вдвое-втрое, а значит и экспорт, то это будет 40-60 млрд. Для сравнения экспорт Польши 259 млрд, а маленькой Словакии — 90 млрд. О каком развитии может быть речь?
25.09.20
В Украине снова планируют существенно повысить ставки экологического налога, но при этом почти не направлять полученные деньги на охрану окружающей среды. Очевидно, задача такого налогообложения – закрывать дыры в бюджете
Спрос на нефть, резко упавший в пандемию, может восстановиться не раньше 2023 года, говорится в исследовании Argus Consulting. В 2020 году сокращение потребления аналитики оценивают в 8,3 млн б/с, или около 8% от уровня 2019 года.
24.09.20
23.09.20
21.09.20
18.09.20
17.09.20
16.09.20
15.09.20
14.09.20
11.09.20
08.09.20
07.09.20
04.09.20
03.09.20
02.09.20
01.09.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!