Подробнее Запомнить город


С Запада — через Восток

Несмотря на скептическое отношение экспертов к идее строительства нового НПЗ в Украине, премьер Юлия Тимошенко стремится ее реализовать, чтобы улучшить ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов — через снижение его зависимости от импорта и российского влияния.

В правительстве известны потенциальные инвесторы совместного украинско-ливийского проекта по строительству НПЗ в Одесской области. Источник «і» в Кабмине сообщил, что это Korlea Invest Holding AG (Швейцария) и компания Oilinvest B.V. (Нидерланды), которую контролируют ливийские власти через Ливийскую инвестиционную администрацию (Libyan Investment Authority — LIA). В конце 2008 г. эти компании заключили соглашение для анализа проекта по созданию в Украине нового НПЗ и сети автозаправочных станций.

«Рабочая группа, состоящая из представителей Korlea Invest и Oilinvest, в марте текущего года по итогам закрытого тендера решила привлечь международную компанию PFC Energy в качестве консультанта для подготовки технико-экономического обоснования проекта. Компания PFC Energy должна подготовить ТЭО в соответствии с техническим заданием и предоставить этот документ до августа 2009 г. Согласно достигнутым договоренностям, по итогам изучения ТЭО, подготовленного консультантом, компании примут решение о дальнейших шагах по реализации проекта. Скорее всего, если Korlea Invest Holding и Oilinvest решат реализовывать проект, то с этой целью будет учреждено совместное предприятие»,— рассказал собеседник «і», близкий к Юлии Тимошенко.

Официального подтверждения данным подробностям по проекту строительства нового НПЗ в Украине «і» получить не удалось. Президент Korlea Invest Василий Данылив не отрицает своей заинтересованности в развитии сотрудничества с Oilinvest. Но, по его словам, еще рано говорить о каких-то конкретных проектах — переговоры между компаниями ведутся. В консалтинговой компании PFC Energy «і» опровергли свою причастность к разработке ТЭО.

Собеседник «і» в правительстве, который рассказал подробности о проекте нового НПЗ, объясняет скрытость его участников «строгой договоренностью с ливийской стороной о конфиденциальности». Но в случае положительных экономических расчетов, очевидно, всплывут новые подробности о деталях украинско-ливийского инвестиционного сотрудничества в области нефтепереработки.

Замминистра топлива и энергетики Бурзу Алиев обратил внимание, что, несмотря на наличие в Украине шести НПЗ, для внутреннего рынка остается проблемой качество нефтепродуктов, которые они производят, а также зависимость от российских поставок.

В конце 1990-х гг., позволив из политических соображений российским нефтекомпаниям приватизировать большинство украинских НПЗ, Киев взял с инвесторов обещание провести полную модернизацию этих предприятий. Соответствующие работы до сих пор не завершены. «Поэтому без расширения сотрудничества с альтернативными поставщиками нефти Украина рискует остаться единственной страной в Европе, которая, имея шесть НПЗ на своей территории, на 60% обеспечивает свои потребности в качественных нефтепродуктах за счет импортных поставок»,— отметил господин Алиев. По его словам, низкая глубина переработки нефти и относительно небольшой, по сравнению с ведущими странами мира, выход светлых нефтепродуктов, характерный для большинства украинских НПЗ, не дают возможности обеспечить их рентабельную работу.

«Это является серьезным основанием для осуществления программ модернизации предприятий и введения в эксплуатацию объектов глубокой переработки нефти. В перспективе тот, кто первый построит первый современный НПЗ в Украине, и будет в большем выигрыше»,— считает замминистра топлива и энергетики.

Специалисты профильного департамента Минтопэнерго предварительно подсчитали, что объем инвестиций на сооружение НПЗ мощностью 8-12 млн. т в год может составить не менее EUR3 млрд. со сроком строительства шесть-восемь лет. «Требования относительно строительства НПЗ выдвинуты такие: определение соответствующего земельного участка под строительство НПЗ, обеспечение инвестирования; гарантированное снабжение сырьем; глубина переработки нефти не меньше 95%; отбор моторного топлива — не меньше 70%; обеспечение качества нефтепродуктов под требования европейских стандартов; соответствие европейским требованиям относительно охраны окружающей среды. В случае позитивного решения по строительству нового НПЗ в Украине при его проектировании особое внимание надо уделить включению в схему производства нефтехимических продуктов из побочных продуктов переработки нефти»,— говорится в аналитических материалах Минтопэнерго.

Маркетинговым исследованием строительства нового НПЗ в Украине для глубокой переработки низкосернистой нефти уже занималась консалтинговая компания Mott MacDonald. Исследование было представлено на Энергетическом форуме в Киеве 22 мая 2008 г. В рамках этого исследования консультанты обратили внимание, что коэффициент использования украинских НПЗ снижается, начиная с 2004 г. В целом НПЗ используют только около 30% своих возможностей, поскольку ухудшилась инфраструктура, а импорт нефти не надежен и постоянно снижается. «Объемы переработанной нефти покрывают потребности украинского рынка на 80%, при этом наблюдается значительный дефицит самой продукции. Украина производит недостаточное количество бензина и дизтоплива, в то время как мазутом рынок перенасыщен. Ресурсы украинских НПЗ должны использоваться на 40% активнее для того, чтобы покрыть существующие потребности. В Европе наблюдается тенденция по увеличению потребностей на импортные нефтепродукты, прогнозируется в перспективе высокий спрос европейских стран на дизель и керосин. На основе общего анализа предлагается построить НПЗ производительностью 10,5 млн. т в год (30 тыс. т в день). Ориентировочные капитальные затраты на проект — около $3-4 млрд. Строительство займет около трех-пяти лет»,— подсчитали консультанты из Mott MacDonald.

По их мнению, Украина получит на международном рынке такие важные преимущества при реализации стратегии по строительству нового современного НПЗ: уменьшение зависимости от российского влияния; повышение надежности поставок; снижение импорта нефтепродуктов; снижение импорта продуктов нефтехимии, если будет налажено их производство; укрепление позиций Украины как страны-экспортера; увеличение внутренних инвестиций; региональное развитие и создание новых рабочих мест.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Мы, белорусы, — мирные люди — говорится в первой строчке белорусского гимна. Но при этом небольшая северная соседка Украины с конца 90-х входит в число крупнейших торговцев оружием и военной техникой.
21.02.19, Сегодня
Сегодня выяснила, что творится на таможнях перед концом льгот.
Контрольні органи стверджують, що детінізація зарплат відбулася завдяки їх перевіркам та штрафам. Насправді адміністративний тиск лише погіршує становище бізнесу. Без цих органів нічого поганого не станеться.
В Украине успешно закончился период суперльготной растаможки автомобилей
21.02.19, Deutsche Welle
Утверждение инициативы о распространении Газовой директивы ЕС на Северный поток-2 выходит на финишную прямую. DW выясняла, возможны ли исключения для газопровода из России.
21.02.19, ubr.ua
Все вакансии загонят в общий реестр, и запустят трудовые субсидии.
21.02.19, Financial club
Ініціатива Мінсоцполітики взяти під трудовий контроль нелегальних працівників і фізосіб-підприємців виявилася суперечливою.
21.02.19, Вести
В феврале часть жителей Киева получило сразу две платежки за электроэнергию. В квитанциях указаны две разные фирмы с разными реквизитами.
21.02.19, Сегодня
Доля коммуналки в расходах народа выросла почти в два раза.
Многомиллионый долг Укрзализныцы хотят продать кулуарно.
20.02.19
19.02.19
18.02.19


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!