Подробнее Запомнить город


С Запада — через Восток

Несмотря на скептическое отношение экспертов к идее строительства нового НПЗ в Украине, премьер Юлия Тимошенко стремится ее реализовать, чтобы улучшить ситуацию на внутреннем рынке нефтепродуктов — через снижение его зависимости от импорта и российского влияния.

В правительстве известны потенциальные инвесторы совместного украинско-ливийского проекта по строительству НПЗ в Одесской области. Источник «і» в Кабмине сообщил, что это Korlea Invest Holding AG (Швейцария) и компания Oilinvest B.V. (Нидерланды), которую контролируют ливийские власти через Ливийскую инвестиционную администрацию (Libyan Investment Authority — LIA). В конце 2008 г. эти компании заключили соглашение для анализа проекта по созданию в Украине нового НПЗ и сети автозаправочных станций.

«Рабочая группа, состоящая из представителей Korlea Invest и Oilinvest, в марте текущего года по итогам закрытого тендера решила привлечь международную компанию PFC Energy в качестве консультанта для подготовки технико-экономического обоснования проекта. Компания PFC Energy должна подготовить ТЭО в соответствии с техническим заданием и предоставить этот документ до августа 2009 г. Согласно достигнутым договоренностям, по итогам изучения ТЭО, подготовленного консультантом, компании примут решение о дальнейших шагах по реализации проекта. Скорее всего, если Korlea Invest Holding и Oilinvest решат реализовывать проект, то с этой целью будет учреждено совместное предприятие»,— рассказал собеседник «і», близкий к Юлии Тимошенко.

Официального подтверждения данным подробностям по проекту строительства нового НПЗ в Украине «і» получить не удалось. Президент Korlea Invest Василий Данылив не отрицает своей заинтересованности в развитии сотрудничества с Oilinvest. Но, по его словам, еще рано говорить о каких-то конкретных проектах — переговоры между компаниями ведутся. В консалтинговой компании PFC Energy «і» опровергли свою причастность к разработке ТЭО.

Собеседник «і» в правительстве, который рассказал подробности о проекте нового НПЗ, объясняет скрытость его участников «строгой договоренностью с ливийской стороной о конфиденциальности». Но в случае положительных экономических расчетов, очевидно, всплывут новые подробности о деталях украинско-ливийского инвестиционного сотрудничества в области нефтепереработки.

Замминистра топлива и энергетики Бурзу Алиев обратил внимание, что, несмотря на наличие в Украине шести НПЗ, для внутреннего рынка остается проблемой качество нефтепродуктов, которые они производят, а также зависимость от российских поставок.

В конце 1990-х гг., позволив из политических соображений российским нефтекомпаниям приватизировать большинство украинских НПЗ, Киев взял с инвесторов обещание провести полную модернизацию этих предприятий. Соответствующие работы до сих пор не завершены. «Поэтому без расширения сотрудничества с альтернативными поставщиками нефти Украина рискует остаться единственной страной в Европе, которая, имея шесть НПЗ на своей территории, на 60% обеспечивает свои потребности в качественных нефтепродуктах за счет импортных поставок»,— отметил господин Алиев. По его словам, низкая глубина переработки нефти и относительно небольшой, по сравнению с ведущими странами мира, выход светлых нефтепродуктов, характерный для большинства украинских НПЗ, не дают возможности обеспечить их рентабельную работу.

«Это является серьезным основанием для осуществления программ модернизации предприятий и введения в эксплуатацию объектов глубокой переработки нефти. В перспективе тот, кто первый построит первый современный НПЗ в Украине, и будет в большем выигрыше»,— считает замминистра топлива и энергетики.

Специалисты профильного департамента Минтопэнерго предварительно подсчитали, что объем инвестиций на сооружение НПЗ мощностью 8-12 млн. т в год может составить не менее EUR3 млрд. со сроком строительства шесть-восемь лет. «Требования относительно строительства НПЗ выдвинуты такие: определение соответствующего земельного участка под строительство НПЗ, обеспечение инвестирования; гарантированное снабжение сырьем; глубина переработки нефти не меньше 95%; отбор моторного топлива — не меньше 70%; обеспечение качества нефтепродуктов под требования европейских стандартов; соответствие европейским требованиям относительно охраны окружающей среды. В случае позитивного решения по строительству нового НПЗ в Украине при его проектировании особое внимание надо уделить включению в схему производства нефтехимических продуктов из побочных продуктов переработки нефти»,— говорится в аналитических материалах Минтопэнерго.

Маркетинговым исследованием строительства нового НПЗ в Украине для глубокой переработки низкосернистой нефти уже занималась консалтинговая компания Mott MacDonald. Исследование было представлено на Энергетическом форуме в Киеве 22 мая 2008 г. В рамках этого исследования консультанты обратили внимание, что коэффициент использования украинских НПЗ снижается, начиная с 2004 г. В целом НПЗ используют только около 30% своих возможностей, поскольку ухудшилась инфраструктура, а импорт нефти не надежен и постоянно снижается. «Объемы переработанной нефти покрывают потребности украинского рынка на 80%, при этом наблюдается значительный дефицит самой продукции. Украина производит недостаточное количество бензина и дизтоплива, в то время как мазутом рынок перенасыщен. Ресурсы украинских НПЗ должны использоваться на 40% активнее для того, чтобы покрыть существующие потребности. В Европе наблюдается тенденция по увеличению потребностей на импортные нефтепродукты, прогнозируется в перспективе высокий спрос европейских стран на дизель и керосин. На основе общего анализа предлагается построить НПЗ производительностью 10,5 млн. т в год (30 тыс. т в день). Ориентировочные капитальные затраты на проект — около $3-4 млрд. Строительство займет около трех-пяти лет»,— подсчитали консультанты из Mott MacDonald.

По их мнению, Украина получит на международном рынке такие важные преимущества при реализации стратегии по строительству нового современного НПЗ: уменьшение зависимости от российского влияния; повышение надежности поставок; снижение импорта нефтепродуктов; снижение импорта продуктов нефтехимии, если будет налажено их производство; укрепление позиций Украины как страны-экспортера; увеличение внутренних инвестиций; региональное развитие и создание новых рабочих мест.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
26.07.21
Украина - одна из беднейших стран в Европе. Наши зарплаты сегодня не сопоставимы с европейскими. Поэтому многие украинцы едут за границу на заработки. Зато мы успешно догоняем Евросоюз по уровню цен на продукты питания. Да что там догоняем: по многим наименованиям цены в наших супермаркетах давно обогнали европейские.
23.07.21
Украине обещают $245 млн и еще помочь привлечь $1 млрд частных инвестиций — это капля в море на фоне проблем с возможным прекращением транзита российского газа.
23.07.21
Министр развития громад и территорий Алексей Чернышов заявил, что Кабмин намерен в ближайшие три года построить инфраструктуру для 25 индустриальных парков. Звучит все это, безусловно, смело и амбициозно. Вопрос в том, насколько можно верить правительству?
22.07.21
22.07.21
Украина обозначила свою позицию по Северному потоку-2, но это вряд ли поможет изменить позиции США и Германии. Поэтому нашей власти следует серьезно задуматься над разработкой альтернативных планов на случай, если загруженность нашей ГТС упадет.
22.07.21
Второе чтение одиозного законопроекта №5600 перенесли на следующую сессию, которая начнется 7 сентября. В нынешней редакции з/п создает непомерную фискальную нагрузку на бизнес и потому не может быть принят. Вопрос в том, смогут ли власть и бизнес найти компромиссное решение за столь короткое время?
21.07.21
21.07.21
Метинвест и ФК "Шахтер" объединились против COVID-19. Первый тайм символического матча сборной прошел на домашнем поле Метинвеста. Играли не на счет, а ради здоровья своих команд.
20.07.21
Уряд планує завершити еру двигунів внутрішнього згоряння вже з 2027 року. Як турбота про екологію вплине на автолюбителів та що буде з бензиновими та дизельними автомобілями?
16.07.21
16.07.21
Сегодня экспортный портфель Украины на 2/3 состоит из сырья. При этом более 50% украинского импорта составляет готовая продукция. Такая диспропорция снижает темпы роста экономики. Они могли быть значительно выше, если бы правительство стимулировало развитие перерабатывающей промышленности.
16.07.21
Декарбонизация в Украине может быть эффективной, если у нас будут современные технологические решения и инвестиции для их внедрения и развития. Заниматься снижением выбросов на уровне установки фильтров сегодня неэффективно, так нам не угнаться за прогрессом и не достичь взятых на себя климатических обязательств.
15.07.21
В Україні є чимало потужностей міжнародних виробників, які працюють на світовий автопром. В іномарках відомих автобрендів, на яких сьогодні пересуваються українці, чимало запчастин і комплектуючих, зроблених саме на українських заводах.
13.07.21
09.07.21
08.07.21
07.07.21
06.07.21
05.07.21
02.07.21
01.07.21
29.06.21
25.06.21
24.06.21
18.06.21
17.06.21
16.06.21
15.06.21
14.06.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!