Заводы исключили из формулы

Точка зору

Завтра специалисты экспертно-аналитической группы (ЭАГ) при Минтопе начнут использовать новую формулу для своих расчетов розничных цен на нефтепродукты, которая сделает украинский топливный рынок более чувствительным к тенденциям мирового нефтерынка. К несчастью для отечественных автомобилистов, внедрение нового расчета приведет к более быстрому пересмотру цен на горючее в ответ на всплески котировок на мировых торговых площадках.

Инициатором новой схемы ценообразования на топливо, при которой мировые тенденции будут оперативнее и больше влиять на цену внутри страны, еще в начале марта выступило правительство (см. № от 2.03.2009 г.). Тогда же во время очередного заседания профильной ЭАГ при участии ключевых участников рынка был роздан протокол совещания у премьера Юлии Тимошенко, в котором было изложено пожелание изменить методику расчета розничной стоимости нефтепродуктов. Чиновники предложили операторам три вида изменений, из которых в итоге было обоюдно поддержано лишь одно — исключить из формулы получения экономически обоснованных розничных цен на бензины и дизтопливо одну из трех ее составляющих — среднюю стоимость топлива, отпускаемого украинскими нефтеперерабатывающими заводами в крупном опте. После длительного (даже затяжного) тестирования такой модификации формулы ЭАГ все же утвердила этот вариант. В результате расчеты ценового коридора (на который в большинстве своем оглядываются украинские заправщики) на последнюю декаду мая будут отталкиваться лишь от Platt’s (мировые котировки энергоресурсов), которые будут скорректированы отдельно для бензинов и ДТ с учетом ключевых направлений их поставок в Украину и соответствующего этим видам топлива акциза (см. «і» от 16.03.2009 г., где также изложены плюсы и минусы такой реформы, озвученные чиновниками и представителями ключевых сетей АЗС).

Участники рынка уверены, что ориентация на данные Platt`s снимет все вопросы в отношении объективности ценообразования на внутреннем рынке. «Новая методика расчета коридора рекомендуемых нам цен более прозрачна. Котировки международных торговых площадок — объективный рыночный индикатор, влиять на который участники местного рынка никоим образом не могут»,— резюмируют в компании «ТНК-ВР Коммерс».

Между тем благоприятный момент для введения новой модификации формулы упущен, и сейчас, в разгар возобновившегося роста котировок, не самое лучшее время для такой реформы. Поскольку новый расчет приведет к более оперативному реагированию на ценовые колебания мирового нефтерынка, привычная запоздалая реакция на очередную международную ценовую лихорадку уйдет из практики наших заправщиков. «Конечно, украинские цены теперь будут скорее отзываться на рост мировых котировок. Но, что важно, ранее наши НПЗ были не только своеобразным тормозом на пути вверх, но и на пути вниз. По этой причине падение стоимости топлив в мире находило отражение на стелах отечественных заправок с приличным запозданием»,— объясняет глава консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

В результате украинским автомобилистам придется привыкать к более подвижным ценам на стелах заправок, причем в кратчайшие сроки — 25%-ный рост котировок, наблюдаемый на европейском рынке бензинов (см. график), вскоре отразится на украинских ценах. В частности, на первую декаду июня эксперты ЭАГ пока рассматривают повышение розничной стоимости бензинов на уровне 30 коп. «Но если стоимость бензина на европейских площадках продолжит штурмовать предел в $600/т, думаю, 30 копейками повышения здесь не обойтись»,— констатирует глава одной из столичных сетей АЗС, отмечая, что в то же время рост цен несколько сдержит наметившееся сейчас укрепление гривни.

Новини

26 Квітня 2024

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

ВСІ НОВИНИ ⇢