Раду завременило

Точка зору

Саму идею этого проекта преследует какой-то злой рок. Планы построить газопровод «Набукко» зародились в Брюсселе еще в 2004 году. Планировалось, что по этому газопроводу газ из Прикаспийского региона и Ближнего Востока будет доставляться в Европу через Турцию, Румынию, Болгарию, Венгрию и Австрию. Но сначала Брюссель никак не мог решить, нужен ему все-таки этот проект или не нужен. Затем долго и упорно пытался «затянуть» в этот проект Турцию. Анкара упиралась, в ответ на свое участие в этом проекте требуя позитивного решения относительно своего членства в ЕС. Теперь же, после очередной газовой войны между Россией и Украиной, стараниями руководства Чехии – страны, председательствующей сегодня в Евросоюзе, практически все «но» удалось устранить. На прошедший в начале мая в Праге саммит по вопросам развития «Южного коридора» (коридора поставок энергоресурсов из Каспия в ЕС, частью которого является проект «Набукко») к обсуждению будущего этого газопровода Брюссель пригласил всех планируемых поставщиков энергоресурсов и страны-транзитеры.

В результате встречи была подписана декларация о строительстве «Набукко», подпись под которой поставили Азербайджан, Грузия и Египет. Даже строптивая Анкара согласилась уже в ближайшее время завершить переговоры о своем участии в строительстве газопровода. Казалось бы – наконец-то победа. Но как только была решена эта проблема, перед организаторами конференции возникла еще одна – подписать документ отказались все среднеазиатские страны – Туркменистан, Казахстан и Узбекистан. А между тем именно они, согласно планам, должны были стать основными «газовыми спонсорами» «Набукко».

Что теперь? Какие шансы на выживание у проекта?

Неопределившиеся

Отказ Туркменистана поставить свою подпись – не сиюминутный каприз, а диагноз. У Туркмении есть слишком много причин, чтобы не участвовать в этом проекте. Пока это невыгодно. Ни экономически, ни политически. Участие страны в проекте может серьезно подпортить отношения с Москвой. Кроме того, сегодня у Туркмении есть договоренности о выкупе практически всего добываемого там газа по цене, рассчитанной из европейской формулы. При этом договор о поставках газа в Россию эта страна заключила до 2028 года. Наконец, на данный момент низкие цены на газ, экономическая нестабильность, недоступность заемных и сложность с наличными ресурсами делают строительство газопровода экономически невыгодным. Поэтому участие в подобных пражскому мероприятиях Туркменистану интересно главным образом с точки зрения игры на нервах. Прежде всего – московских. Так эта среднеазиатская страна пытается выторговать у своих нынешних и потенциальных партнеров как можно более высокую цену на газ.

Что касается возможности участия в проекте Казахстана, так тот и вовсе, отказавшись ставить подпись под декларацией о проекте «Набукко», через неделю принял закон о строительстве нового газопровода в Россию.

Другими словами, шансы участия среднеазиатских государств в наполнении газопровода «Набукко» стремятся к нулю. И это уже дало поводы прессе – особенно российской – говорить о том, что представители ЕС в Праге поспешили с оптимистичными прогнозами относительно реализации этого проекта. Между тем у «Набукко» все же есть шанс.

Темная газовая лошадка

Изюминка в том, что туркменский газ для Европы станет критичным только после 2018 года. До этого времени наполнять его можно будет за счет запасов других государств. Прежде всего – Азербайджана. И президент этой страны свою подпись под декларацией поставил. А к 2018 году в политической ситуации на континенте многое может измениться, и, возможно, свое согласие на участие в проекте дадут новые игроки.

Уже в Праге, кроме Азербайджана, газопровод получил в качестве дополнительного энергоресурсного «донора» Египет, и может получить еще одного. Им – сдержите возгласы удивления! – может оказаться Иран. По крайней мере, подобную идею высказал не кто иной, как спецпредставитель президента США Ричард Морнингстар. Правда, нынешний градус напряженности, существующий между Тегераном и Западом, вряд ли дает повод говорить о том, что Иран с радостью поучаствует в реализации планов ЕС по диверсификации поставщиков энергоресурсов. Но у ЕС есть обходной путь для решения этой проблемы – возможность поставлять иранский газ транзитом через Азербайджан. «Еще в середине 1970-х годов, во времена дружбы между СССР и шахским Ираном, между Ираном и Азербайджаном был построен газопровод, по которому, как предполагалось, иранский газ по схемам замещения будет поставляться в Европу, – говорит Михаил Гончар, директор энергетических программ центра НОМОС. – Правда, на полную мощность этот газопровод никогда не эксплуатировался, но находится в работоспособном состоянии, и при минимальных капитальных вложениях может поставлять в год до 10 млрд. куб. метров газа».

Таким образом, если Брюссель сможет запустить такую систему поставок, в выигрыше останутся все. Иран сможет продавать газ в Европу, усилив тем самым степень лояльности Брюсселя к себе, а ЕС сможет получать иранский газ, не делая перед Тегераном дипломатических «па». А российская монополия на поставку газа в Европу окажется под вопросом.

Новини

26 Січня 2024

У минулому році турецькі металурги виробили 33,71 млн тонн сталі

В Україні завершили монтаж першої вітротурбіни

Уряд розробляє пільгові програми оренди житла для українців

На ЗАЕС може виникнути нова загроза ядерній безпеці

УЗ охоронятиме інфраструктуру за допомогою дронів

Попередньо всі держави ЄС погодили виділення 50 млрд євро Україні

Система бронювання працівників потребує якісного оновлення – Наталуха

Автогаз у мережах АЗС продовжує дешевшати

Вартість фрахту суден з портів Одеси продовжує падати 

США витратить 254 млн дол на декарбонізацію промисловості

Українська промисловість збільшує споживання електроенергії

УГД запустила в експлуатацію нову свердловину

Україна через потепління скоротила споживання електрики

Аграрний комітет Ради схвалив ліквідацію багатомільярдного корупційного ринку – Кисилевський

Tata Steel отримає від Лондону меншу допомогу на декарбонізацію у порівнянні з європейськими компаніями

Підприємства Ostchem збільшили виробництво міндобрив на 19,5% 

ВСІ НОВИНИ ⇢