Подробнее Запомнить город


О новых вызовах и «старых» подходах

29.04.09 , День
размер текста:

Первый заместитель госсекретаря Соединенных Штатов Америки Джеймс Стайнберг является первым высокопоставленным американским чиновником, который посетил Украину после прихода к власти администрации Барака Обамы. Второй по рангу после Хиллари Клинтон американский дипломат провел встречи с главой Украинского государства, премьер-министром и спикером Верховной Рады. Изменились ли подходы в сотрудничестве США с Украиной с приходом администрации Обамы? Прислушивается ли Белый дом к советам американских экспертов, которые считают целесообразным возобновить диалог между Вашингтоном и Киевом на самом высоком уровне? Какую цену готовы заплатить США ради улучшения отношений с Россией? Об этом господин Стайнберг рассказывает в интервью украинским изданиям: «Дню», «Зеркалу недели», «Главреду» и «Комментариям»

— Какие принципы применяет Вашингтон в отношениях с Киевом?

— Мой визит является отражением очень сильной преданности отношениям стратегического партнерства, которое базируется на общих интересах и общих ценностях, очень сильной поддержке демократии здесь в Украине и ярких результатов, которых достигла ваша страна с момента независимости. Мы можем сотрудничать и делать много важных вещей вместе. Конечно, нам необходимо обсудить то, как мы собираемся разобраться с вызовами, возникающими в сфере демократии и экономики.

— Существует ли новая стратегия сотрудничества с Украиной после того, как новая команда собралась в Белом доме?

— Я думаю, что в случае Украины как раз больше имеет место последовательность. Если мы говорим об отношениях с Украиной, то, что было сформировано в отношениях во время администрации Клинтона, продолжалось при администрации Буша и теперь продолжается в период администрации Обамы. С нашими ключевыми друзьями именно так происходит — отношения идут через администрацию, независимо от того, кто находится в администрации.

Что меня особенно поразило в ходе этого визита и я думаю, является важным фактором то, что в наших двусторонних отношениях мы говорим не о том, какие у нас существуют различия или разногласия, а о том, как совместно нам работать над проблемами, которые все вместе осознаем. И это касается политики, экономики, безопасности, отношений между народами. Это ощущение потребности в общей работе является чрезвычайно важным в наших отношениях.

— Не почувствовали ли разочарования со стороны Президента Украины Виктора Ющенко из-за того, что Барак Обама не имел возможности с ним до сих пор встретиться? Когда и где такая встреча может состояться?

— Нет, я не почувствовал никакого разочарования со стороны Президента. Меня очень тепло приняли. Я вообще имел шанс встречаться с паном Ющенко еще когда работал для администрации Клинтона. И теперь он встретил меня и моего коллегу Девида Липтона как хороших друзей и высказал удовлетворение относительно того, что в такой ранний период в работе новой администрации смогла состояться эта встреча, была подчеркнута наша обоюдная преданность и готовность работать вместе. Что касается встречи с президентом на начальном этапе работы новой администрации, то сейчас так много людей, которые хотели бы с нами встретиться. Мы пытаемся немного определяться с этим вопросом. Но пока что я не могу ничего конкретного сказать. А в целом еще раз подчеркиваю, у нас была очень теплая и продуктивная встреча и не только с Президентом Ющенко, а и со всеми, с кем я встречался во время этого визита.

— Ваши слова о поддержке США в Украине воспринимаются как общие позитивные слова. Можно ли ожидать восстановления диалога на высоком уровне между нашими странами, двусторонней комиссии на уровне вице-президента США и Президента Украины, как это было в период президентства Клинтона?

— Мы согласились с тем, что должны искать пути и способы углубления наших отношений и рассматривать различные форматы, которые сделают возможным такой подход. Сегодня мы говорили в основном, как вы можете догадаться, об экономических вопросах. Потому что именно они сейчас занимают мысли людей и здесь, и у нас. Если мы будем говорить о форматах и моделях взаимодействия, то не обязательно мы должны воспроизводить старые модели, которые существовали. Каждая администрация имеет свои подходы и свои возможные форматы. Главное, что мы будем искать пути расширения наших отношений с тем, чтобы сделать их более всеобъемлющими. Мы уже согласились с тем, что будем перестраивать те консультативные органы, которые сейчас существуют между сторонами. Мы будем дальше углублять сотрудничество на основе дорожной карты и перестраивать эту дорожную карту. Мы будем работать на основании Хартии о стратегическом партнерстве.

Я думаю, также важно подчеркнуть уровень интенсивности наших двусторонних консультаций. В течение только последней недели в Вашингтоне побывали ваш вице-премьер-министр и секретарь СНБО. Теперь в Киев приехал я. Таким образом, интенсивность взаимодействия является достаточно высокой.

— Возможно ли возобновление комиссии на уровне президентов, как об этом говорила секретарь СНБО Раиса Богатырева во время визита в Вашингтон?

— Мы соглашаемся с тем, что наше сотрудничество должно быть мощным и иметь разнообразное измерение. Было бы необычным иметь такую структуру на уровне президентов. Даже с нашими ключевыми партнерами мы имеем соответствующие органы на министерском уровне. Важно то, что мы концентрируем свое внимание на отраслях сотрудничества, на рабочих планах. Когда мы определимся, можно будет говорить о структурах, которые должны этим заниматься. Нужно выяснить, что входит в этот пакет — энергетика, торговля, вопрос безопасности, тогда станет понятно, кто должен этим заниматься и в каких структурах. Но наиболее важно то, что мы соглашаемся на необходимости углубления и усиления партнерства.

— Не было ли с украинской стороны просьбы, чтобы Хартия была расширена до более всеобъемлющего договора, который давал бы Украине настоящие гарантии безопасности?

— Нет, такое предложение не звучало. Мы предоставили гарантии безопасности Украине во время обретения ею безъядерного статуса, когда она избавилась от своего ядерного потенциала. Важным элементом в плане безопасности является договоренность, которая была достигнута в Бухаресте на саммите НАТО и где был определен путь, которым Украина может двигаться к присоединению в НАТО. Мы считаем, что такой путь является наилучшим. Нас также привлекают последние признаки углубления сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом, что также является фактором укрепления безопасности Украины.

— Какую цену готовы заплатить США ради улучшения отношений с Россией?

— Ни о какой цене речь не идет. Мы собираемся в отношениях с Россией руководствоваться нашими интересами и считаем, что можно лучше работать в отношениях с Россией. Но мы не собираемся достигать этого улучшения путем обмена чего-то на что-то. Подобная торговля не является тем способом, с помощью которого мы проводим свою внешнюю политику, и я думаю, что это понимает российская сторона.

Кроме того, я должен отметить, что как раз украинские лидеры, с которыми я встречался, не обеспокоены чем-то вроде этого. Они наоборот видят необходимость того, чтобы у нас с Россией были улучшены отношения, и они не рассматривают это как игру с нулевым итогом. Конечно, я слышал, что есть такие переживания среди представителей экспертного общества, но я не слышал этого от официальных представителей украинской власти. Как раз это ободряет, что они видят ценность улучшения отношений именно в таком контексте с сохранением высокого уровня взаимодействия между США и Украиной.

— Господин Стайнберг, вы вспоминали, что во время встреч главной темой было экономическое сотрудничество, а шла ли речь о каких-то конкретных инициативах?

— Мы обсуждали экономические вопросы и, в частности, большинство из них концентрировалось вокруг сотрудничества с МВФ. Нас интересовало, как сделать так, чтобы соглашение, которое Украина имеет с МВФ, отвечало потребностям Украины, и каким образом мы могли бы помочь как раз в этом аспекте. Мы ценим важные решения, которые в последнее время принимались в Украине и которые идут на пользу ее сотрудничеству с МВФ. Эти вопросы обсуждались при участии Девида Липтона, который сейчас работает в Белом доме, но очень хорошо знает Украину со времен своей работы в министерстве финансов США в администрации Клинтона. Тогда он, кстати, также имел контакты с Виктором Ющенко — главой Национального банка. Сейчас мы обсуждали вопрос рекапитализации банков и говорили о том, как сделать так, чтобы все элементы программы сотрудничества с МВФ были адекватными. Чтобы само это соглашение не трактовалось как вычеканенное на камне и являющееся неизменным, а наоборот, чтобы его можно было адаптировать, чтобы оно больше отвечало потребностям Украины в стабилизации ее национальной валюты, в обеспечении необходимых валютных резервов, в разрешении некоторых бюджетных трудностей, которые возникают в Украине. Мы пытались дать общий, всеобъемлющий обзор экономики в контексте сотрудничества Украины с МВФ. В целом должен сказать, что мы видим развитие в позитивном направлении. Достижения пока что являются слишком хрупкими. Поэтому очень важно тщательно следить за выполнением достигнутых договоренностей и быть твердыми в этих усилиях.

— Будут ли изменения в позиции Вашингтона относительно признания Абхазии и Южной Осетии?

— Наш вице-президент в своем выступлении в Мюнхене несколько месяцев тому назад дал четко понять, что мы отбрасываем независимость Абхазии и Южной Осетии и не собираемся их признавать. Мы считаем необходимым уважать территориальную целостность всех государств. Мы выступаем за то, чтобы возобновить работу как миссии наблюдателей ООН, так и ОБСЕ в Грузии. Мы всячески поддерживаем независимость Грузии. Как вам известно, мы будем проводить обучения в Грузии и считаем, что это очень ценные занятия. Если россияне не удовлетворены этим, мы можем только сказать, что это не направлено против них, а скорее всего отражает понимание ценности этих обучений с теми странами, которые в них задействованы. Мы настаиваем на том, что каждая страна имеет право самостоятельно выбирать организации и союзы, к которым она хочет принадлежать. Это принципиальная позиция, которая зафиксирована в Хельсинских договоренностях, Хартии ОБСЕ, и мы ее намерены придерживаться.

Мы не торгуем интересами других народов во имя лучших отношений с Россией. Мы просто видим возможные сферы, где можем сотрудничать с Россией. Это касается выработки нового соглашения по стратегическому вооружению, которое продолжило бы договор START. Речь идет о борьбе с терроризмом, об Афганистане. Мы считаем, что Россия также могла занять более активную и конструктивную позицию по вопросу ядерной программы Ирана, но все это не путем обмена чего-то на что-то. Мы не собираемся заключать соглашения на этой основе. Мы считаем, что в интересах россиян сотрудничество в названных выше отраслях. Это при том, что мы признаем, существующие между нами разногласия, которые будут существовать и в дальнейшем. И об этом сказал президент Обама, встречаясь с президентом Медведевым. И это отражено в их двустороннем заявлении. Но в то же время существует потенциал в отраслях, в которых можно сотрудничать.

— Но ведь пока что восстановление сотрудничества НАТО с Россией не дает результата. Не так ли?

— Слишком рано говорить, что получится из нового подхода к отношениям с Россией. Но я вижу отрасли, в которых уже есть позитивные признаки. В первую очередь, речь идет о продолжении договоров START. Уже назначена встреча в Риме, на которой начнутся эти переговоры. Это не гарантия того, что из этого что-то получится. Но мы видим прогресс в этой отрасли по истечении ряда лет, когда этого продвижения не было. Я вижу в вопросах Афганистана некоторые позитивные признаки с российской стороны. Следовательно мы имеем позитивы. Конечно, в то же время существуют очень глубокие разногласия в некоторых сферах. Одна из них — Грузия и обучения в Грузии. Россияне сказали, что они не согласны с этим. Мы сказали, что мы не соглашаемся с их аргументами. Здесь все остаются на своих позициях. Но мы готовы сотрудничать.

Еще одна отрасль, где есть определенное взаимопонимание — это вопрос Северной Кореи. Потому что с запуском южнокорейской баллистической ракеты у нас вместе с россиянами и китайцами вышли достаточно серьезные критические заявления, в которых однозначно говорится, что в случае продолжения этой линии будут применены серьезные санкции.

— Господин Стайнберг, возможно вы привезли с собой имя нового американского посла?

— Что касается этого вопроса, то я понял за время своей работы в Государственном департаменте и Белом доме, что здесь первый шаг должен сделать Белый дом. То есть, они в администрации должны объявить номинацию. Поэтому необходимо их спрашивать.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
24.05.18, Дело
Рассказываем, как выбрать бойлер, потому что (спойлер) горячей воды не будет до осени.
Російському Газпрому доведеться зберегти транзит газу через українську ГТС навіть після запуску двох газопроводів в обхід України.
24.05.18, ubr.ua
Украинцев хотят перевести на электронные квитанции ЖКХ и сажать за карточное мошенничество.
24.05.18, Сегодня
В прошлом году проверили 4873 субъектов хозяйствования, а нарушения обнаружили у 1984 из них.
24.05.18, Deutsche Welle
Українському агентству боротьби з корупцією НАБУ за останній рік було мало чим дорікнути. Утім, і результатів його діяльності громадськості особливо не видно, лійшли висновку експерти і називають головну проблему: суди.
МВФ категорически против идеи депутатов и президента блокировать решения международных экспертов при отборе судей антикоррупционного суда.
24.05.18, ubr.ua
Корпорации не перестают надеяться на выплаты по НДС, и собираются под них поднять валютные цены.
24.05.18, Сегодня
Сейчас на 100 работающих украинцев приходится 95 пенсионеров.
23.05.18
23.05.18, ubr.ua
Аграрный сектор, технологические компании и проблемные активы – новые фавориты для вложений.
22.05.18
21.05.18
19.05.18
18.05.18


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!