«Одесса — Броды» получил новое дыхание

Точка зору

В ближайшее время в Брюсселе будет представлено новое технико-экономическое обоснование Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) на базе нефтепровода Одесса — Броды. Утверждение ТЭО проекта состоялось 24 апреля в Польше на собрании акционеров СП «Сарматия».

ЕАНТК создается на базе нефтепровода Одесса — Броды, построенного Украиной в 2001 г. для обеспечения поставок каспийской нефти в Европу в обход России. Из-за отсутствия ветки в Польшу (на Плоцк и Гданьск) сейчас трубопровод используется Украиной в реверсном режиме для прокачки небольших объемов российской нефти (по условиям договора до 9 млн. т в год).

По мнению директора энергетических программ Центра им. Разумкова Владимира Сапрыкина, важно доказать экономические преимущества проекта. «Это уже шестое ТЭО. Можно сделать еще десять. Но если мы четко не покажем преимущество проекта, то можно говорить и делать политические заявления сколько угодно, ничего не реализуя на практике. Мы должны четко услышать затраты и тарифы. Пока реальных подвижек я не вижу»,— сказал эксперт.

Важным также остается вопрос готовности Азербайджана давать нефть для проекта. «Было много заявлений о поддержке и готовности… Но нужен официальный документ о намерениях Азербайджана и его обязательствах четко поставлять нефть по этому маршруту (объемы, сроки и т.д.) Такого документа на сегодня еще нет»,— сказал господин Сапрыкин.

Впрочем, даже в правительстве к проекту относятся скептически. «Говорить о проекте в условиях кризиса и падения потребления нефти и газа в Европе неактуально. Политически сейчас не лучшее время для того, чтоб браться за такие проекты. Тем более что этим занимается только Секретариат президента,— сказал «i» советник премьера по энергетическим вопросам, депутат фракции БЮТ Александр Гудыма.— Много сложных вопросов с Москвой по газу, есть подписанный меморандум с ЕС, есть проблемы финансового характера. Мы надеемся получить кредит от России, чтобы компенсировать дефицит бюджета. Сегодня иметь еще одну больную точку по вопросу «Одесса — Броды» я считаю лишним для правительства».

Чтобы реализовать проект, необходимы деньги и стабильные отношения между Евросоюзом, Украиной и Россией, которые в вопросах энергетики несколько напряжены. «Если Россия, несмотря на кризис, активно ведет себя в части «Северного потока» и «Южного потока», возможно, реализация ЕАНТК со стороны ЕС — ответная игра. Но я не думаю, что это приведет к конкретным решениям именно сейчас»,— добавил господин Гудыма.

В сентябре 2008 г. «Укрнефть» и азербайджанская государственная нефтяная компания Socar рассматривали возможность создания совместного предприятия в Украине на базе НПЗ «Галичина» (Львовская обл.) и «Нефтехимик Прикарпатья» (Ивано-Франковская обл.) для переработки каспийской нефти. В мае 2008 г. Украина и Азербайджан договорились о поставке 470 тыс. т технологической каспийской нефти для транспортировки через нефтепровод Одесса — Броды с последующей ее переработкой на украинских заводах и реализацией нефтепродуктов на рынке Украины и стран ЕС.

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢