Отголоски газового кризиса: российская ловушка для поляков

Точка зору

Январский газовый кризис уже давно закончился, но для Польши он еще продолжительное время будет иметь серьезные последствия. Поляки до сих пор не получают ту часть газа, которую должна была поставлять компания «РосУкрЭнерго». Теперь эти поставки должен взять на себя «Газпром». Но тот хочет воспользоваться ситуацией, убив двух зайцев: привязать поляков к себе долгосрочными контрактами и одновременно свести на нет польские планы по диверсификации источников энергопоставок.

Кремль использует свое преимущество над Варшавой: ему нет смысла спешить с подписанием контракта, но полякам, берущим недостающий газ из хранилищ, такой контракт очень нужен. До конца 2009 года РУЭ должна была поставить согласно контракту 2,3 млрд. кубометров газа, что составляет 18% от общего его потребления в Польше. Переговоры польской нефтегазовой компании PGNiG с российским «Газпромом» были безрезультатными, и теперь их будут вести на межправительственном уровне. И хотя премьер Дональд Туск и его заместитель министр экономики Вальдемар Павляк назвали это большим успехом, в действительности ситуация с точки зрения Польши не слишком радостная.

Соглашение польского оператора с РУЭ должно было действовать до 2010 года с возможным продлением до 2012-го. И именно на этот короткий срок поляки хотели подписать контракт с «Газпромом». Но российский партнер настаивает на другом: вместо краткосрочного контракта — изменение межправительственного соглашения от 1993 года. Это соглашение предусматривало строительст­во польской части газопровода Ямал—Европа и регулировало поставки большей части газа в Польшу до 2022 года. Россияне хотят, чтобы оплата за транзит газа была изъята из польского законодательства, на чем «Газпром» мог бы зарабатывать несколько сот миллионов долларов ежегодно. Второе предложение россиян, на которое уже предварительно согласилась польская делегация, касается следующего: указать не хватающие 2,3 млрд. кубометров в ямальском контракте.

Подписание контракта на российских условиях означало бы, что поляки могут забыть о диверсификационных проектах, таких как газопорт и газопровод «Сканлед» до Дании. Ведь в этом случае Польша до 2022 года должна была бы покупать у России 10 млрд. кубометров ежегодно. А такое количество российского газа полякам необходимо только до 2014 года, потому что именно тогда должны будут ввести в эксплуатацию альтернативные (нероссийские) маршруты. Если поляки все же согласятся с российскими предложениями (а польская делегация готова это сделать), то газ будет некуда девать, а диверсификационные проекты окажутся нерентабельными или, по крайней мере, невостребованными.

Между тем строительство газового терминала в морском порту Свиноуйсьце, недалеко от Щецина, — это уже не абстрактный, а вполне реальный проект. Несмотря на сомнения, возникавшие поначалу, правительство Дональда Туска все же решило реализовать эту инвестицию, инициированную еще кабинетом Кази­межа Марцинкевича в 2006 году. Также окончательно закрыли вопрос с местом вложения инвестиции, за которую настойчиво и не всегда честно боролись три города: Свиноуйсьце, Гданьск и Гдыня. Это и понятно, поскольку такой терминал — это для местных самоуправляющихся общин неплохой источник поступления средств в виде налогов на недвижимость.

Правительство не только не изменило решения в пользу Гданьска, но и разработало и приняло специальный закон, снимающий большинство бюрократических ограничений и вводящий специальную ускоренную схему при строительстве этого терминала именно в Свиноуйсьце.

За строительство газового терминала отвечает компания «Польское LNG» — дочернее предприятие государственного общества «Газ-Система», связанного с компанией PGNiG. По словам вице-министра казначейства Польши Кшиштофа Жука, терминал должны ввести в эксплуатацию в 2014 году, а проектирование объекта завершится уже в мае 2009-го. Его пропускная способность составит 2,5 млрд. кубометров в год.

Поляки нашли даже поставщиков газа для нового терминала. В соответствии с заключенными недавно рамочными соглашениями, половину сырья должен поставлять Катар. На­цио­нальная газовая компания этой страны Qatargas будет поставлять полякам миллион тонн сжиженного газа (что приблизительно соответствует 1,4 млрд. кубометров газа) ежегодно в течение 20 лет, начиная с 2014 года. Не исключено, что Катар обеспечит также энергетическую независимость соседней с Польшей и Украиной Бела­руси, которая в последние годы все актив­нее реализует политику снижения зависимости от России. Эмир Катара должен был ехать с официальным визитом в Варшаву и Щецин, но вместо этого посетил Минск, где выразил заинтересованность в инвестировании в белорусский нефтегазовый сектор.

Второй диверсификационный проект, реализуемый компанией «Газ-Система», — это газопровод «Балтик Пайп» (другое название — «Сканлед») по дну Балтийского моря. Он должен соединить Датские острова с польским населенным пунктом Реваль-Нехоже на Западном Поморье, недалеко от Щецина. Но для того, чтобы норвежский газ попал по этому пути в Польшу, еще нужно построить трубу, которая соединит Норвегию с Данией. Поскольку этот проект по разным причинам становится все более нереальным, его реализация в ближайшие годы менее возможна, чем газового терминала. Кстати, многие эксперты критикуют одновременную реализацию двух указанных проектов, поскольку они будут составлять в некотором смысле конкуренцию друг другу.

Кроме этого, поляки хотят также построить ряд местных газопроводов между польской и немецкой газовыми сетями. Это помогло бы организовать реверсные поставки газа в случае прекращения поставок российского газа. Дополнением ко всем этим проектам должно стать строительство новых подземных хранилищ газа, поскольку нынешняя инфраструктура обеспечивает хранение только 10% от объема годового потребления в стране. В соответствии с правительственными планами, к 2015 году объем хранящегося в ПХГ газа должен вырасти с нынешних 1,6 млрд. кубометров до 3,8 млрд. Это обойдется полякам в 3,7 млрд. злотых, то есть свыше миллиарда долларов. Для полного обеспечения энергетической безопасности поляки должны будут еще расширить инфраструктуру хранилищ газа и коренным образом модернизировать существующую систему газопроводов, ведь около 30% из них не отвечают современным стандартам.

Но если поляки согласятся с российскими предложениями относительно нового долгосрочного контракта, то о двух самых крупных проектах по диверсификации поставок энергоресурсов можно будет забыть. Газ из танкеров и из Норвегии и так будет значительно дороже, чем «традиционный» российский. Но если с Востока будет поступать то количество газа, которое Польша использует для собственных потребностей, найти покупателей для лишнего, более дорогого газа с Севера будет просто невозможно. На что, пожалуй, и рассчитывают россияне, для которых польские диверсификационные проекты как кость в горле.

Польское правительство и газовики понимают, что при любом варианте диверсификация поставок газа будет означать увеличение количества газа, который будет поступать в Польшу и с которым нужно будет что-то делать. Поэтому поляки уже заранее готовятся к этому, размышляя над возможными путями развития газовой отрасли. А возможности для увеличения потребления газа есть, и немалые, поскольку Польша сегодня — наименее газифицированная страна Центральной Европы, а многие населенные пункты вообще не знают, что такое трубопроводное газоснабжение. По оценкам специалистов, потребление газа могло бы возрасти и на 4 млрд. кубометров в год, если бы этот газ мог успешно конкурировать с пропаном-бутаном и мазутом. Для этого нужно развивать систему газопроводов. Именно это сегодня и происходит, но, учитывая огромные масштабы такого проекта, этот процесс займет несколько десятков лет.

Перспектива увеличения предложения газа привлекла внимание мировых предприятий газоэнергетической отрасли, заявивших о готовности строить новые электростанции. Электростанций, работающих на газе, сейчас в Польше очень мало, поскольку польская энергетика на более чем 90% зависит от угля — единственного энергетического сырья, которое в Польше есть в достаточном количестве. Существующие крупные электростанции на угле наносят огромный вред окружающей природной среде, особенно в Силезии и вокруг электростанции «Белхатув» в Центральной Польше, где можно «любоваться» лунными пейзажами. Но до сих пор все попытки заменить угольную энергетику более безопасными для окружающей среды источниками оказались безрезультатными. Ведь это вызвало массовые протесты шахтеров и их профсоюзов из Силезии, завершившиеся блокированием столицы и сжиганием шин перед зданиями парламента и правительства.

Наученные этим опытом политики решили двигаться в направлении развития так называемых чистых угольных технологий, в том числе газификации угля, добиваясь создания в Катовице одного из еэсовских технологических узлов. Эти вопросы активно лоббирует бывший польский премьер, а нынче — евродепутат, профессор Ежи Бузек. Так что до недавнего времени казалось, что польская энергетика будет развиваться скорее в направлении внедрения технологий «чистого угля», которые дополнят возобновляемая энергетика (прежде всего использование биомассы, энергии ветра и геотермальной энергии), а в перспективе — атомная электроэнергетика. В этом контексте возврат моды на газ является чем-то неожиданным, поскольку еще несколько лет назад такие предложения сразу вызвали волну обвинений в лоббировании интересов «Газпрома» и измене национальных интересов в пользу Москвы.

В свете новых требований Брюсселя, как ни считай, но использовать газ для производства электроэнергии будет необходимо. Движение в направлении внедрения технологий «чистого угля» не будет таким быстрым, как введение каждый раз все более жестких экологических требований ЕС, в частности о сохранении климата. Возобновляемая энергетика с большими трудностями, возможно, и достигнет несколько десятков процентов в общем энергетическом балансе страны, а атомная электростанция (которую планируют построить возле Гдыни) заработает не раньше 2030 года. В общем, остается относительно экологически чистый газ, который и так будет поступать в Польшу с Севера.

Строительству газовых электростанций на Поморье способствует несимметричная структура газификации Польши. Газ поступает в Польшу с юго-востока — на границе с Украиной недалеко от Перемышля (Дроздовичи) и по Ямальскому газопроводу поблизости от Беловежской пущи. К тому же достаточно большое количество газа (4 млрд. кубометров, то есть 30% потребления) добывают на юге страны (в Карпатах, Нижней Силезии и в Великопольше). На юге локализованы угольные шахты и крупнейшие электростанции. Здесь также наиболее развитая сеть газопроводов. Между тем северная часть страны (Поморье, Куявы, Вармия-Мазуры, Подляшье) — это энергетическая пустыня: около половины электроэнергии к миллионной агломерации Троймяста (Гданьск—Сопот—Гдыня) «тянут» с удаленных на несколько сот километров электростанций на юге.

Эта ситуация должна измениться через несколько лет. Частные инвесторы хотят построить газовые электростанции в Щецине и Гданьске, где будут использовать «диверсификационное» сырье. Не исключено, что, кроме государственного газопорта, второй такой объект будет построен на Гданьском заливе. Но насколько все эти планы реальны, неизвестно. Поэтому участники польской делегации, ведущей переговоры с россиянами относительно нового контракта, сейчас столкнулись с проблемами: с одной стороны, существует риск, что Польша утонет в излишках газа и будет очень сильно зависеть от России, а с другой — газа сейчас все-таки не хватает. А прогнозы говорят о дальнейшем росте спроса на газ. И никому доподлинно не известно, как будет развиваться экономическая ситуация в контексте глобального кризиса и как все это повлияет на потребление и цены газа, а также на рентабельность газового терминала и газопровода «Сканлед».

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢