Путина накрыло «Белым потоком»?

Точка зору

«РосУкрЭнерго» Дмитрия Фирташа задолжало почти полмиллиарда долларов «Газпрому», а представители НАК «Нафтогаз» упрашивают российскую сторону не штрафовать Украину за недобор газа в первом квартале. Таковы практически единственные «газовые» новости в украинских СМИ за последние дни.

Между тем, в ближнем и не очень ближнем зарубежье происходят события, которые будут иметь самое непосредственное влияние на нашу энергетическую безопасность. Более того: в ближайшие дни, возможно, прорисуются новые контуры энергетической карты всей Евразии.

Туркменский гамбит

Согласно подписанным 19 февраля украинско-российским договоренностям, Украина должна потреблять определенное количество российского газа независимо от своих реальных нужд, а в случае недопотребления к ней могут быть применены штрафные санкции. Этот факт хорошо известен в нашей стране. Именно о неприменении санкций за недопокупку газа в январе-марте и договариваются в эти дни с Москвой представители «Нафтогаза».

Менее известно, что точно такая же проблема существует у самого великого и ужасного «Газпрома».

Связана она с Туркменией, у которой, кстати, «Газпром» и покупает (теоретически) те объемы газа, которые потом перепродает Украине. В начале апреля давние неурядицы между Москвой и Ашхабадом, связанные с желанием туркмен отделаться от монополии россиян на перепродажу их топлива в Европу, в буквальном смысле слова вспыхнули синим пламенем: на газопроводе между странами пароизошел взрыв.

Туркменская сторона сразу же обвинила в случившемся Россию. Все дело было в том, что за сутки до этого «Газпром» в одностороннем порядке сообщил о сокращении закупок среднеазиатского газа аж на 90%.

Как утверждают туркмены, их сторона просто не успела подготовиться к такому сокращению – ведь своих хранилищ у страны нет, а оперативно остановить скважины почти невозможно (не говоря уж о последствиях такой акции). Избыточное давление в «трубе» якобы и привело к аварии.

Интересно, что единственный комментарий «Газпрома» на эту тему, вышедший 9 апреля (в нем во всем обвинялись нерасторопные туркменские диспетчеры) был дезавуирован буквально через несколько минут после появления на свет.

После этого представители российской монополии молчали, как обитатели аквариума.

В итоге скандал ушел из публичной плоскости. Проблема, однако, в том, что у «Газпрома» с Туркменией подписан точно такой же договор, что и у Украины – с «Газпромом»: азиатское топливо россияне получают по принципу «take or pay» («бери или плати»).

И теперь Ашхабад имеет полное право требовать от РФ неустойки за недокупленный газ – хотя, как уже сказано, все переговоры на этот счет ведутся за плотно закрытыми дверями.

Все это само по себе, вероятно, не было бы особой проблемой для российской монополии и стоящего за ней Кремля. Однако уже ближе к концу месяца проблемы возникли на противоположном – западном «газовом фронте».

Как стало известно в ночь на 22 апреля, российский премьер-министр Владимир Путин отменил свой ранее намеченный визит в Болгарию, где должен начаться саммит «Природный газ для Европы: безопасность и партнерство».

Игра в монополию

Перед этим президент РФ Дмитрий Медведев, пребывая в Финляндии, передал руководству этой страны российские предложения к новому документу, который, по мысли россиян, должен заменить принятую в 1991 г. Энергетическую хартию ЕС. Как известно, Россия категорически отказывается ратифицировать этот документ, утверждая, что он ставит «Газпром» в неравные условия с европейскими компаниями.

Широко растиражированный в прессе подход Москвы сводится к созданию некого нового «общеевразийского» свода правил по торговле не только газом и нефтью, но и энергоносителями вообще – от угля до урана.

Как заявил в Финляндии Дмитрий Медведев, одно из ключевых направлений новой инициативы – снижение роли транзитеров.

При этом прозрачно намекалось в первую очередь на Украину, которой Москва упорно приписывает всю вину за зимнюю «газовую войну», всколыхнувшую все Европу.

(Забавно, кстати, что в сектерариате президента Украины идеи Медведева почему-то поспешили громко одобрить – мол, буквально то же самое еще во время оно предлагал и Виктор Ющенко. То ли не разобрались, то ли попытались переставить акценты?..).

Как бы там ни было, шансов на принятие российских предложений практически нет. Хотя бы потому, что летом пройдут перевыборы Европарламента, после чего появится новая Еврокомиссия. А россияне хотят реализовать свой проект уже в июле.

Тем не менее, данные предложения могут выполнять две важые функции. Во-первых, конечно, это – очередная попытка «застолбить» место главного игрока на евразийском энергорынке.

Ну а во-вторых – если не торпедировать знаменитые украинско-европейские договоренности о совместной модернизации отечественной газотранспортной системы, то хотя бы отвлечь внимание европейцев от их реализации.

Не зря же одновременно однофамилец российского президента, глава «Газпрома» Александр Медведев, сделал громкое заявление о том, что через двадцать лет Россия останется чуть ли не монопольным поставщиком газа на континенте.

Между тем, стремление России сыграть в монополию континентального масштаба наталкивается на естественную осторожность как европейских потребителей, так и других газовых поставщиков. Так, накануне саммита в болгарской столице Софии президент Азербайджана Ильхам Алиев (тоже приглашенный на саммит) заявил, что его страна недовольна отсутствием транзитного соглашения с… Россией.

По словам Алиева, неплохо было бы, если бы Азербайджан мог сам продавать свой газ на Запад – вот только россияне не хотят его перекачивать.

Здесь надо знать, что Россия сегодня не является и категорически не хочет являться транзитером энергоресурсов. Стратегия «Газпрома» проста: весь газ, который может идти из Азии в Европу, он покупает на восточных и южных границах. Соответственно, весь газ, который поступает затем в Европу с российской территории, является российским.

Ради сохранения такого статуса монополия идет даже на прямые (и существенные) убытки.

Во всяком случае, никто еще не опроверг заявления Владимира Путина от 9 января о том, что тот же туркменский газ россияне покупают по цене 340 долларов за тысячу кубометров. А продают, например, Украине по 270 (на сегодняшний момент).

По сведениям российской прессы, именно возможность возобновления прямых поставок и будет обсуждаться в Софии. Естественно, это грозит «Газпрому» лишением монопольного статуса, которого он последовательно добивается.

Все в обход «Газпрома»?

Сегодня между Россией и Европой, вроде как согласными в необходимости диверсифицировать источники энергоресурсов и пути их транзита, существует непреодолимое противоречие в понимании понятия «диверсификация».

Для России это – строительство «Северного» и «Южного», а в перспективе – «Голубого» (по дну Черного моря в Турцию) потоков. При этом управлять газопроводами россияне могли бы совместно с европейскими компаниями, что очевидно невыгодно транзитерам, и в первую очередь Украине. А собственно продавцом газа выступал бы один «Газпром», что невыгодно и потребителям.

В свою очередь, европейцы логично хотели бы, чтобы продавцов было как можно больше.

Что же касается путей транзита, то одним из них европейцы и азиаты видят Транскаспийский газопровод в обход России. Именно он стал причиной противостояния Москвы и Ашхабада. И выиграть его россиянам не удается.

Так, на прошлой неделе Туркменистан подписал соглашение с немецким концерном RWE, которому туркменская сторона предоставит право добычи энергоносителей на Каспии взамен на «содействие» в их доставке в Европу.

Вторым «антироссийским» путем когда-нибудь может стать многострадальный газопропод «Набукко». Правда, здесь существует проблема с позицией Турции. Анкара, по московскому примеру, тоже отказывается становиться транзитером и желает выкупать весь газ на своих восточных границах, чтобы после продавать его на западных.

В ответ – и это самое интересное – европейцы могут вернуться к идее «Белого потока», по которому газ шел бы в обход и России, и Турции, но зато – через Украину.

«Белый поток», когда-то широко разрекламированный Юлией Тимошенко, не называл утопией только ленивый. Однако быстро меняющаяся ситуация актуализирует этот проект.

По первоначальной задумке, данный газопровод должен идти из Азербайджана через Грузию и дальше – в Украину по дну Черного моря. Излишне говорить, что этот проект активно поддерживает Тбилиси. (И совсем излишне указывать, как к нему относится Москва).

Как пишет российская газета «КоммерсантЪ», «За последнее время из абсолютно фантастического он (проект – Авт.) сумел превратиться в осуществимый и довольно безопасный — учитывая, что, в соответствии с недавней брюссельской декларацией, украинская газотранспортная система может перейти в оперативное управление ЕС».

На сегодня Еврокомиссия уже приняла решение выделить три гранта на предпроектные работы по «Белому потоку».

Естественно, реализация всех этих планов будет означать крах гегемонистских, выражаясь языком советской прессы, устремлений «Газпрома». Поэтому демарш Владимира Путина вполне объясним.

Другой вопрос, сумеет ли воспользоваться ситуацией Украина, погрязшая в трясине экономических кризисов и тотальной политической войны. Во всяком случае, на саммит в Софию президент Виктор Ющенко приехать обещал.

Новини

21 Грудня 2023

Марченко заявив про ризики фінансування держбюджету у началі наступного року

Чеський меткомбінат Liberty Ostrava залишився без електроенергії

Судна оминають Червоне море 

Ангола вирішила вийти з ОПЕК

Fitch підвищив кредитний рейтинг Нафтогазу

Видобуток залізної руди у Китаї зріс на 6,6%

Через обстріли з боку окупантів знеструмлення зазнали шість шахт

Порт Констанца збільшує перевалку завдяки українській агропродукції

Відновити роботу конфіскованого у Дерипаски глиноземного заводу поки неможливо 

Україна посіла 21 місце в рейтингу світових виробників сталі

Україна отримала 1,5 млрд євро макрофінансової допомоги від ЄС

БЕБ виявив ухиляння від сплати 65 млн грн мита при експорті металобрухту

У чергах на кордоні з Польщею стоять 4 тисячі вантажівок

УЗ в 2023 році експортувала 63 млн тонн вантажів

Канада погодилася купувати до 1 млн тонн вуглецевих квот на рік

Виробництво сталі в Чехії за 9 місяців скоротилось на 21%

ВСІ НОВИНИ ⇢